Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2016 г. N Ф01-3812/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А43-27204/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Долговой Ж.А., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урмановой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2016 по делу N А43-27204/2015,
принятое судьей Якуб С.В.,
по иску федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Горьковского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской ЖД (ОГРН1037701021841, ИНН 7701330105) к открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ОГРН 1027739026270, ИНН 7707017509), о взыскании 25 789 руб. 79 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Степанов В.В. представитель по доверенности от 17.12.2015 (сроком до 31.12.2016).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" г. Москва, в лице Горьковского отряда ВО филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Горьковской железной дороге, г.Нижний Новгород (далее - охрана, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - АО "НК "Славнефть", ответчик) о взыскании 25 789 руб. 79 коп. долга, процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 16.03.2016 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НК "Славнефть" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая решение суда, заявитель указывает, что судом первой инстанции неполно исследован характер технических неисправностей, послуживших причиной задержки вагонов. Технические неисправности были обнаружены в пути следования, то есть после приема железной дорогой груза к перевозке, это говорит том, что причины отцепки вагонов в ремонт не зависели от ответчика. В соответствии и со статьями 95, 105 Устава железнодорожного транспортна Российской Федерации после приема груза к перевозке ответственность за повреждения принятых перевозчиком вагонов и несохранность перевозимого в ни груза, несет перевозчик.
Кроме того, обращает внимание, что истец указывает о возникновении у ответчика обязательства по оплате сборов за сверхнормативную охрану вследствие превышения первоначального нормативного срока доставки грузов. Согласно пункту 4.6.1 договора основанием для оплаты сверхнормативной охраны является одновременное наличие обстоятельств: истечение первоначального нормативного срока доставки груза и наличие факта нарушения срока доставки груза по причине заказчика. Из акта имеющимся в материалах дела, следует, что причиной отцепки вагонов послужили неисправности: ползун на поверхности катания и грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля, которые не относятся к эксплуатационным, то есть неисправностям, вызванным естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации. Следовательно, условие для оплаты сверхнормативной охраны, а именно: наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от заказчика, отсутствует.
Полагает, что судом первой инстанции применен тариф за услуги по охране не соответствует обстоятельствам дела, указывает, что необходимо применять тариф 483 руб. за вагон в сутки, истец в свою очередь не подтвердил документально стоимость услуг по сверхнормативной охране.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
28.04.2016 в адрес суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Горьковского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской ЖД, именуемом в договоре "Охрана", и АО "НК "Славнефть" (заказчиком) заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 01.04.2013 N 64537-2013-30/УВО-3363 (в редакции протокола разногласий, далее по тексту - договор), по условиям которого истец обязался в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации оказывать заказчику услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передачи груза в вагоне, контейнере уполномоченному лицу заказчика (грузополучателю) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 1 к договору охрана обязуется по заданию заказчика оказывать услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Приказом МПС от 18.06.2003 N 38 (зарегистрированном в Минюсте России 30.06.2003 N 4864), а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 3.2.6 договора заказчик обязан производить оплату услуг по сменному сопровождению и охране грузов и сверхнормативный простой в соответствии с разделом 4 договора.
В силу пункта 4.1.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 1 к договору расчет стоимости услуг по сменному сопровождению и охране грузов на территории Российской Федерации, производится по ставкам сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов вагонах, контейнерах (далее - ставки сбора), установленным охраной и действующим на дату предъявления груза к перевозке. Ставки сбора и порядок их применения устанавливаются приказом охраны и объявляются на сайте охраны - WWW.ZDOHRANA.RU в разделе "Услуги".
Пунктом 4.6.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 1 к договору предусмотрено, что за оказанные услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны в соответствии с условиями настоящего договора.
Основанием для оплаты и исчисления времени за сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от заказчика, оформленного актом общей формы и другими документами.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты охраны.
В соответствии с пунктом 1.16 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 1 к договору время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.000 часов суток, следующих за днем исчисления первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов; памятке приемосдатчника формы ГУ-45; приемно-сдаточному акту формы КЭУ-5.
Согласно пункту 1.17 договора документами подтверждающими оказание услуг по сверхнормативной охране грузов - копии транспортной железнодорожной накладной; акт общей формы ГУ-23; акт приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчника формы ГУ- 45; приемно-сдаточный акт формы КЭУ-5; другие документы, подтверждающие продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
Согласно дорожной ведомости N ЭА253066 и акту приема вагонов серии 28117 N 278272 21.05.2015 истцом приняты под охрану вагоны, в том числе, вагон N 51670255, с грузом топливо для реактивных двигателей, отправляемые со станции Новоярославская Северной ж.д. до станции назначения, Петряевка Горьковской ж.д., срок доставки указанного вагона согласно упомянутой накладной - 27.05.2015.
Из содержания актов общей формы от 25.05.2015 N 7/5849, от 01.06.2015 N 8/6689, составленных на станции Нижний Новгород - Сортировочный (Горьковской ж.д.), усматривается, что вагон N 51670255 отцеплен с 15:25 25.05.20105 до 14:02 01.06.2015 по причине технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика - грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля. Перевозимый в данном вагоне груз выдан грузополучателю 07.06.2015 согласно акту выдачи груза серии В N 24204/356/361.
Таким образом, при первоначальном нормативном сроке доставки - 27.05.2015, указанном в транспортной железнодорожной накладной N ЭА253066, вагон N 51670255 прибыл на станцию назначения 6.06.2015.
По расчету истца сверхнормативный срок охраны груза в рассматриваемом случае составил 9 суток или 9 096 руб. 50 коп.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭА664689 и акту приема вагонов серии 28117 N 278781 30.05.2015 истцом приняты под охрану вагоны, в том числе, вагон N 50686302, с грузом дизельное топливо, отправляемые со станции Новоярославская Северной ж.д. до станции назначения Киселиха Горьковской ж.д., срок доставки указанного вагона согласно упомянутой накладной - 05.06.2015.
Из содержания актов общей формы от 02.06.2015 N 7/6243, от 09.06.2015 N 8/7043, составленных на станции Нижний Новгород - Сортировочный (Горьковской ж.д.), усматривается, что вагон N 50686302 отцеплен с 12:04 02.06.2015 до 13:58 09.06.2015 по причине технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика - ползун на поверхности катания. Перевозимый в данном вагоне груз выдан грузополучателю 12.06.2015 согласно акту выдачи груза серии В N 24203/293/292.
Таким образом, при первоначальном нормативном сроке доставки - 05.06.2015, указанном в транспортной железнодорожной накладной N ЭА664689, вагон N50686302 прибыл на станцию назначения 12.06.2015.
По расчету истца сверхнормативный срок охраны груза в рассматриваемом случае составил 6 суток или 6 319 руб. 25 коп.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭБ062363 и акту приема вагонов серии 28117 N 279401 08.06.2015 истцом принят под охрану вагон N 51033884, с грузом бензин, отправляемый со станции Новоярославская Северной ж.д. до станции назначения Зелецино Горьковской ж.д., срок доставки указанного вагона согласно упомянутой накладной - 15.06.2015.
Из содержания актов общей формы от 12.06.2015 N 7/6690, от 19.06.2015 N 8/7511, составленных на станции Нижний Новгород - Сортировочный (Горьковской ж.д.), усматривается, что вагон N 51033884 отцеплен с 00:52 12.06.2015 до 14:31 19.06.2015 по причине технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика - грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля. Перевозимый в данном вагоне груз выдан грузополучателю 22.06.2015 согласно акту выдачи груза серии В N 24225/509/509.
Таким образом, при первоначальном нормативном сроке доставки - 15.06.2015, указанном в транспортной железнодорожной накладной N ЭБ062363, вагон N51033884 прибыл на станцию назначения 22.06.2015.
По расчету истца сверхнормативный срок охраны груза в рассматриваемом случае составил 6 суток или 6 440 руб.
Как указывает истец, им оказаны ответчику услуги по сверхнормативной охране вагонов N N 51033884, 50686302, 51670255 на общую сумму 25789 руб. 79 коп. (с учетом НДС).
Для оплаты услуг истцом в адрес ответчика выставлены счета от 06.06.2015 N 124, 12.06.2015 N 135, от 22.06.2015 N 136 на общую сумму 25 789 руб. 79 коп. (с учетом НДС).
Поскольку ответчик от оплаты услуг отклонился, истцом направлена претензия от 18.08.2015 N 1836/НОР-2 о погашении задолженности.
Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно пункту 2 названных Правил сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В силу статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузополучателя, удостоверяются Актами общей формы.
В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27 (далее - Правила N27), сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях, по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях не общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей не общего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
На основании пункта 6.7 указанных выше Правил N 27 исчисления сроков доставки грузов, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости, утвержденными Приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45. В графе железнодорожной транспортной накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно представленным в дело актам общей формы причиной задержки сроков доставки груза послужили технические неисправности вагонов, возникшие не по вине перевозчика.
Факт следования вагонов и оказания истцом услуг по охране вагонов во время их задержки подтверждается актами приема (выдачи) вагонов с грузом охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии 28117 N 278272, серии 28117 N 278781, серии 28117 N 279401, транспортными железнодорожными накладными N N ЭА253066, ЭА664689, ЭБ062363, актами общей формы от 25.05.2015 N7/5849, от 01.06.2015 N8/6689, от 02.06.2015 N7/6243, от 09.06.2015 N8/7043, от 12.06.2015 N7/6690, от 19.06.2015 N8/7511.
Период охраны подтверждается вышеупомянутыми актами общей формы и актом приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России. Доказательств отказа ответчика от услуг истца по охране вагона в период с момента передачи вагонов под охрану до выдачи грузоотправителю, а также доказательств снятия груза с охраны в спорный период, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается ответчиком.
Ссылка ответчика на отсутствие его вины в задержке вагонов как на основание для освобождения от обязанности по оплате их сверхнормативной охраны обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку, исходя из буквального толкования пункта 4.6.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.04.2013, дополнительные сборы, взимаемые охраной в случае задержки охраняемых вагонов в пути следования не является ответственностью, а представляют собой плату за превышение нормативной охраны грузов.
Разделом 5 Приказа федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 30.09.2014 N К-10/213 установлены ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов в размере 966 руб.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал долг за сверхнормативную охрану груза в сумме 25 789 руб. 79 коп.
Оснований для применения тарифа в размере 483 руб., предусмотренного разделом 4 "Ставки сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов при увеличении нормативных сроков доставки груза" Приказа федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 30.09.2014 N К-10/213 в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги перевозки в заявленной сумме.
С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным доводам не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2016 по делу N А43-27204/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27204/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2016 г. N Ф01-3812/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ОАО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ"