г. Москва |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А40-217935/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 г.
по делу N А40-217935/15, принятое судьей Алексеевым А.Г. (шифр судьи 113-1753)
в порядке упрощенного производства,
по иску Открытого акционерного общества "ТомскРТС" (ОГРН 1145543013880, 634041, Томская область, г. Томск, проспект Кирова, д. 36)
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037750010519, 672027, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленинградская, 100);
2. Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика 1: не явился, извещен;
от ответчика 2: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "ТомскРТС" с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании субсидиарно задолженности в размере 18.923 руб. 37 коп., неустойки в размере 166 руб. 53 коп., пени за период с 02.11.2015 года по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2016 г. по делу N А40-217935/15 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что собственником помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Бирюкова, д.15 (кв. кв. N 11, 70) является Российская Федерация.
Указанные квартиры были переданы в оперативное управление Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России по оплате потребленной в период с октября 2014 года по май 2015 года тепловой энергии в сумме 18.923 руб. 37 коп., что подтверждается актом включения N 2562 от 23.09.2014 года.
По правилам п. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия и.н) учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления должно нести бремя содержание такого имущества, в том числе в части расходов на коммунальные услуги.
Истец, направив в адрес ФГКУ "Сибирское ТУИО" платежные документы, исполнил требования статьи 399 ГК РФ о предъявлении требования к учреждению (основному должнику) до предъявления требований к субсидиарному ответчику - собственнику имущества учреждения, несущему ответственность дополнительно к ответственности основного должника в соответствии с законом.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, являясь собственником имущества ответчика - учреждения, отвечает по его денежным обязательствам как субсидиарный должник.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 3 ст. 158 БК РФ, установлено, что в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как правильно установил суд первой инстанции, энергоснабжающей организацией произведен отпуск тепловой энергии на спорный объект в период с октября 2014 года по май 2015 года на общую сумму 18.923 руб. 37 коп.
Начисление за потребленную тепловую энергию производилось в соответствии с фактическими показаниями прибора учета тепловой энергии за период с декабря 2014 по май 2015 года, что подтверждается среднемесячными ведомостями по прибору учета.
В связи с отсутствием прибора учета, допущенного к коммерческому расчету, начисление за октябрь 2014 г. производилось в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии на нужды отопления, установленным Решением Томской городской Думы от 26.10.2004 г. N 751 "О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска".
Стоимость потребленной тепловой энергии в спорный период определялась в соответствии с приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области N 51/1050 от 31.12.2013 г.; приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области N1-365/9 от 19.12.2014 г.
Спорные помещения были переданы в оперативное управление Ответчика 1.
Ответчики по настоящее время не оплатили стоимость потребленной тепловой энергии.
Таким образом, сумма задолженности ответчиков перед истцом составляет 18.923 руб. 37 коп.
Наличие задолженности подтверждается материалами дела.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 25.05.2012 г. его учредителем и собственником имущества является Российская Федерация, полномочия которого выполняет Министерство обороны РФ.
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в случае не достаточности у него денежных средств несет Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ.
Поскольку в силу статей 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиками не представлено, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании с ответчиков 18.923 руб. 37 коп. задолженности по потребленной тепловой энергии законно, доказано и подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что со стороны ответчиков имело место нарушение обязательств по оплате отпущенной тепловой энергии, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки, в соответствии со ст. 330 ГК РФ, в размере 166 руб. 53 коп.
Также судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования о взыскании пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, за период с 02 ноября 2015 года по день фактической оплаты задолженности.
Доводы заявителя жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на праве собственности спорные жилые помещения не принадлежат, отклоняются апелляционной коллегией, исходя из следующего.
Собственником помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Бирюкова, д.15 (кв. кв. N 11, 70) является Российская Федерация.
Однако, указанные квартиры были переданы в оперативное управление Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылки заявителя на то, что обязанность по внесению спорных платежей исключительно на собственнике помещений, апелляционной коллегией признаются несостоятельными, поскольку противоречат положениям ст. 296 ГК РФ, налагающей на лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обязанность по его содержанию.
Возражения заявителя на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика 2 о передачи дела в Арбитражный суд Забайкальского края, апелляционной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 АПК РФ, иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
Местом нахождения Министерства обороны Российской Федерации является г. Москва.
Ссылки заявителя на распоряжение Правительства РФ N 644-Р от 15.04.2011, согласно которому ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ, отклоняется как несостоятельный.
ОАО "РЭУ" не является фактическим пользователем энергии, следовательно, не обязано осуществлять оплату потребленной ответчиком 1 тепловой энергии.
Фактическим пользователем тепловой энергии является ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 г. по делу N А40-217935/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217935/2015
Истец: АО ТомскРТС, ОАО "ТомскРТС"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ФГКУ Сибирское ТУ имущественных отношений Министерства Обороны РФ