город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
дело N А53-3414/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "Цимлянский мясокомбинат": Директор Рагимов А.О., паспорт;
от Управления ветеринарии Ростовской области: Губачев Н.А., паспорт, по доверенности от 24.05.2016; Колотова А.А., паспорт, по доверенности от 26.08.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цимлянский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2016 г. по делу N А53-3414/2016, принятое судьей Парамоновой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цимлянский мясокомбинат" к Управлению ветеринарии Ростовской области об отмене определения об отказе в восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении; восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении; отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цимлянский мясокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению ветеринарии Ростовской области (далее - Управление, административный орган) об отмене определения N 0-06-01/2016 от 28.01.2016 об отказе в восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении; восстановлении срока на обжалование постановления N 06-36-399/2015 от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении; отмене постановления N 06-36-399/2015 от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в помещении мясокомбината предусмотрена поточность технологических процессов и пересечение путей движения сырья (мяса) и готовой продукции исключено. Также общество пояснило, что на территории предприятия имеется специальное помещение, находящееся в другом здании, в котором хранятся средства для проведения дезинфекции, а обнаруженные в ходе проверки средства для проведения дезинфекции были изъяты из специального помещения для обеспечения текущей мойки и дезинфекции. Общество в жалобе указывает на ошибочность вывода суда о том, что мясокомбинат занимается реализацией продукции детским дошкольным и школьным учреждениям, однако в материалы дела таких доказательств не представлено. Также общество указало, что договор N 15/12 от 15.12.2015 подтверждает внедрение на производстве ООО "Цимлянский мясокомбинат" системы ХАССП.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Цимлянский мясокомбинат" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Управления ветеринарии Ростовской области не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 03.12.2015 года в 15 часов 00 минут проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Цимлянский мясокомбинат" по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, пер. Западный, 2, на основании распоряжения заместителя начальника управления ветеринарии Ростовской области N 1856 от 18.11.2015 года.
Юридическим лицом ООО "Цимлянский мясокомбинат" допущено нарушение обязательных требований ветеринарного законодательства РФ и ТРТС при закупке, хранении, изготовлении и реализации мясной продукции.
1. В помещении мясокомбината не соблюдается схема, предусматривающая не пересечение "грязной" и "чистой" зон: пересекаются пути движения сырья (мяса) и готовой продукции, так же допускается проведения дефростаиии (размораживание) туш в помещении используемого для убоя животных. Нарушены ст. 12. ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года; ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года: ст. 10. ст. 14 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880);
2. Средства для проведения дезинфекции хранятся в производственном помещении. Нарушены: ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года: ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года: ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880;
3. В производственном помещении мясокомбината находится ведро с окурками сигарет, что свидетельствует о курении в производственном помещении. Нарушены: ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года: ст. 10, ст. 11. TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880;
4. В холодильной камере, предназначенной для хранения мясного сырья, расположен ящик с фаршем без маркировки. Нарушены: ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года: ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года: ст. 13 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880;
5. В холодильной камере готовой продукции при проверке установлено: колбаса "Украинская жаренная" в маркировке отсутствует информация о дате изготовления, колбаса "Любительская" в маркировке отсутствует информация о дате изготовления. Так же отсутствует информация в маркировке о дате выработки "Сало Белорусское", колбаса "Застольная", колбаса "Докторская". Нарушены: ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880. п. 106 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" утв. Решением Евразийской экономической комиссии 09.10.2013 N 68, ст. 4 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция-в части ее маркировки" утв. Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N881;
6. Не предоставлены личные медицинские книжки персонала мясокомбината, участвующего в забое и разделке туш животных. Нарушены п.1 ст. 23 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года;
7. Не представлены журнал учета температурных режимов в холодильных камерах, не представлены журналы учета дезинсекции, дератизации. Отсутствуют акты на проведение дезинфекций помещений, оборудования, инвентаря, не представлены акты на проводимы е дезинсекции, дератизации. Нарушено: п. 1.1. Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 03.09.1975 года, п.1.1., п. 1.2., Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора утв. Минсельхозом РФ 15. 07. 2002 года N 13-5-2/0525 вместе с Методическими указаниями по контролю качества ветеринарной дезинфекции объектов животноводства;
8. В холодильных камерах, используемых для хранения мяса, допускается хранение мяса и мясопродуктов (шпиг свиной, фарш) в соприкосновении со стенами, полом камеры. Нарушено: ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года: ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года, глава 9 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" принят Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 09.10.2013 г., N 68;
9. На мясокомбинате не разработана и не внедрена система ХАССП. Нарушены: ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года; ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года: ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880;
10. Выявлено хранение кишечного сырья используемого для изготовления колбасных изделий в пластмассовых бочках без маркировки и вне холодильных камер. Нарушены: (ст. 18, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года; ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29 -ФЗ от 02.01.2000 года: ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880);
11. Согласно предоставленной документации (контракты, договора) мясокомбинат осуществляет поставку мясной продукции собственного производства для детского питания при этом не имея специализированных линий или выделенного времени для производства детского питания. Нарушены: (ст. 57. ст.77, ст.126 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" принят Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 09.10.2013 г., N 68);
12. Не предоставлены декларации о соответствии (сертификаты) на выпускаемую и реализуемою продукцию для детей в детские, дошкольные и образовательные учреждения Нарушены:(ст. 21, ст. 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 годаN 880);
13. Отсутствует оборудованная площадка для дезинфекции транспорта, в котором осуществляется транспортировка животных и продукции животноводства. Нарушено ст. 18 Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993 года, п.1.1., п.6.1. Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора утв. Минсельхозом РФ 15. 07. 2002 года N 13-5-2/0525 вместе с Методическими указаниями по контролю качества ветеринарной дезинфекции объектов животноводства;
14. В помещении мясокомбината отсутствует изолятор для хранения условно-годного мяса. Нарушены: ст. 18 Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года, ст. 55 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" принят Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 09.10.2013 г.. N68);
15. При изучении предоставленного ветеринарных свидетельств ф-2 261 N 7573057 от 18.11.2015 года. 261 N 7573259 от 23.11.2015 года установлено, что было выработано мясокомбинатом 67 наименований мясной продукции, однако, согласно предоставленных результатов лабораторных исследований Цимлянской районной ветеринарной лаборатории N 1412-1416 от 09.11.2015 г. исследовано 5 наименований продукции. Нарушены: (ст. 18. Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14 мая 1993 года: ст. 4 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 года).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований ветеринарного законодательства, которые зафиксированы в акте проверки N 1856 от 03.12.2015 и отражены в предписании об устранении выявленных нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
03.12.2015 ведущим специалистом (главным государственным ветеринарным инспекторам) отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарного контроля управления ветеринарии Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии директора общества Рагимова О.А., о чем имеется его подпись.
03.12.2015 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 10.12.2015, которое также было вручено директору общества.
10.12.2015 главный государственный ветеринарный инспектор вынес постановление по делу об административном правонарушении N 06-36-399/2015, в соответствии с которым ООО "Цимлянский Мясокомбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление Рагимов О.А. получил в день его вынесения.
16.12.2015 года в управление ветеринарии Ростовской области как вышестоящему должностному лицу в порядке главы 30 КоАП РФ поступила жалоба на постановление от представителя юридического лица Рагимова О.А.
17.12.2015 года определением заместителя начальника управления ветеринарии Ростовской области - начальником отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарного контроля управления ветеринарии Ростовской области N 0-06-09/2015 жалоба директора ОО "Цимлянский мясокомбинат" Рагимова О.А. была возвращена заявителю, в связи с тем, что форма жалобы не соответствовала требованиям закона, в описательной и просительной частях содержались одновременно три требования признания незаконным и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях N 06-36-399/2015, N 06-36-400/2015, N06-36401/2015 от 10.12.2015 г., предусматривающих индивидуальное производство, однако нормы КоАП РФ не предусматривают возможности их совместного рассмотрения.
18.12.2015 года определение и жалоба направлены заявителю по почте. Отметка в почтовом уведомлении о вручении документов 30.12.2015.
19.01.2016 исправленная жалоба вновь поступила в управление ветеринарии Ростовской области с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования. В качестве доказательства уважительности пропущенного срока заявитель сослался на служебную командировку директора.
19.01.2016 заместителем начальника управления ветеринарии Ростовской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования на 28.01.2016, для выяснения всех обстоятельств дела.
28.01.2016 на рассмотрение дела явился представитель по доверенности Рагимов А.О., пояснив, что срок на обжалование пропущен ввиду служебной командировки директора. Данные доводы административным органом не приняты во внимание, поскольку к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. В связи с чем, определением от 28.01.2016 года N 0-06-01/2016 в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановление - отказано.
В определении от 28.01.2016 года N 0-06-01/2016 указано на то, что согласно командировочным удостоверениям директор Рагимов О.А. находился в служебной командировке с 25.12.2015 по 31.12.2015, с 11.01.2016 по 18.01.2016, то есть с 01.01.2016 г. по 10.01.2016 Рагимов О.А. не находился в служебной командировке, в связи с чем, директор мог реализовать свое право на обжалование как лично, так и через представителя общества.
Не согласившись с указанным определением 28.01.2016 года N 0-06-01/2016 и постановлением от 10.12.2015 года N 06-36-399/2015, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Цимлянский мясокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, и просит суд, в том числе, восстановлении срока на обжалование постановления N 06-36-399/2015 от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из системного толкования статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 30.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следует вывод о том, что срок на обжалование решений административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Правовые последствия совершения лицом, привлеченным к административной ответственности, действий по обжалованию в вышестоящий орган решения о привлечении его к административной ответственности разъяснены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 5772/04.
В соответствии с вышеуказанными разъяснениями срок на обжалование решения о привлечении к административной ответственности начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего органа.
На десятидневный срок обжалования постановления административного органа и на возможность его восстановления указывает и часть 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О).
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств конкретного дела по усмотрению суда.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
При подаче заявления в суд ООО "Цимлянский мясокомбинат" заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В качестве причин пропуска десятидневного срока на обжалование постановления административного органа заявитель указал, что в период с 01.01.2016 по 10.01.2016 Рагимов О.А. не мог реализовать право на обжалование постановления, так как в соответствии с производственным календарём на 2016 год период времени с 01.01.2016 по 10.01.2016 является праздничными нерабочими днями. Как указывает заявитель, учитывая наличие официальных праздничных дней с 01.01.2016 по 10.01.2016, служебную командировку в период с 11.01.2016 по 18.01.2016, возможность реализации права на обжалование существовала с 19.01.2016 по 29.01.2016, ввиду чего срок на обжалование заявителем не пропущен.
Как усматривается из материалов дела, постановление от 10.12.2015 N 06-36399/2015 вынесено в присутствии директора ООО "Цимлянский мясокомбинат" и было получено директором в этот же день, что подтверждается отметкой на постановлении. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что заявителю еще в декабре 2015 года стало известно о вынесенном в отношении него постановлении. Однако, надлежащим образом оформленная жалоба была подана в Управление ветеринарии Ростовской области 19.01.2016 года.
В соответствии с положениями п.14 Постановления Президиума ВАС РФ от
28.05.2009 N 36, п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 29, не могут
рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска обжалования нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководства организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и другие обстоятельства.
Учитывая изложенное, определение N 0-06-01/2016 от 28.01.2016 об отказе в восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, правомерно признано судом законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд первой инстанции восстановил пропущенный срок подачи заявления в суд, поскольку из текста оспариваемого постановления видно, что заявителю не был разъяснен порядок обращения в арбитражный суд, в связи с чем, общество пыталось обжаловать постановление должностному лицу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучия населения, в том числе на защиту прав потребителей.
Согласно пункту 4 статьи 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 25.06.2013) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Статьей 39 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 предусмотрено, что маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
На основании статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из материалов дела видно, что общество нарушило п. 1.1, п. 1.2, п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (в редакции приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 г. N 400, с изменениями, внесенными определением Верховного суда РФ от 13.06.2006 г. N КАС 06-193), утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, зарег. в Минюсте РФ от 05.01.1996 г. N 1005; п.1.1, п. 1.2, п.6.1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 N 13-5-2/0525 вместе с методическими указаниями по контролю качества н дезинфекции объектов животноводства, п. 1.1. Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 03.09.1975 г., ст.ст. 12,15,18,21 Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993 г., ст.ст. 4,23 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. ст.ст. 7,10,11,13,14,21,24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 880, ст.ст. 55,57 TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" утв. Решением Евразийской экономической комиссии 09.10.2013 N 68, ст. 4 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" утв. Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N881.
Так, в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
В силу ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Согласно статьи 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; -до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ N 4979-1 мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Главными государственными ветеринарными инспекторами в ходе проведенной внеплановой проверки ООО "Цимлянский мясокомбинат" была осмотрена территория и помещения общества. При проведении осмотра помещений проверяющими зафиксирован факт проведения дефростации (размораживания) туш мяса в помещении используемого для убоя животных. Так же установлено пересечение путей движения сырья (мяса) и готовой продукции.
Данные нарушения оспариваются обществом в апелляционной жалобе, с указанием на то, что в помещении мясокомбината предусмотрена поточность технологических процессов и пересечение путей движения сырья (мяса) и готовой продукции исключено.
Обществом в опровержение данных нарушений был представлен поэтажный план строения, однако проверяющими должностными лицами было установлено отсутствие перегородок между помещениями убойного пункта и камерами хранения, данный факт подтверждается представленной в материалы дела фототаблицей.
В статье 23 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", указано, что работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями.
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства наличия медицинских книжек и факт их наличия на момент проверки.
Согласно п.п. 1.1, 1.2, 6.1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора (утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 г. N 13-52/0525 вместе с Методическими указаниями по контролю качества ветеринарной дезинфекции объектов животноводства), правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора определяют порядок и условия проведения дезинфекции, дезинвазии помещений животноводческих ферм, комплексов, хозяйств и других предприятий и объектов, связанных с содержанием животных (птиц), хранением и транспортированием сырья и продуктов животного происхождения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Дезинфекция, дезинвазия являются важнейшим звеном в системе профилактических, противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих благополучие животных, включая птиц по инфекционным, инвазионным болезням, безопасность человека в отношении зоонозов, санитарное качество продуктов, сырья и кормов животного происхождения. Основное назначение этих мероприятий - разорвать эпизоотическую цепь путем воздействия на ее важнейшее звено - факторы передачи возбудителя болезни от источника инфекции, инвазии к восприимчивому организму.
Автомобильный транспорт (автомашины, контейнеры, прицепы, тракторные тележки, различная тара), используемый для перевозки животных, кормов, пищевых продуктов и сырья животного происхождения, подвергают ветеринарно-санитарной обработке в животноводческих, птицеводческих хозяйствах, на предприятиях мясной и птицеперерабатывающей промышленности и других местах в специально оборудованных помещениях или на площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор сточных вод в автономный накопитель или общефермскую (общегородскую) канализацию.
Согласно п. 1.1 Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности (утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 3 сентября 1975 г. взамен инструкции от 25 июня 1971 г.) учет и отчетность в ветеринарном деле основаны на первичной регистрации и обобщении данных о движении заболеваний и падеже животных (включая птиц, пушных зверей, разводимых в хозяйствах, рыб и пчел), диагностических исследованиях, профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятиях, проводимых учреждениями государственной ветеринарной сети и работниками ветеринарной службы в колхозах, совхозах, комплексах, других хозяйствах, на предприятиях и в организациях, а также на транспорте и государственной границе.
Ветеринарный учет и ветеринарная отчетность дают объективную информацию о ветеринарно-санитарном состоянии животноводства, объеме и эффективности мероприятий по сохранению поголовья скота, птицы и животных других видов, результатах надзора за санитарным качеством продукции животноводства, транспортировкой животных, продуктов и сырья животного происхождения.
Вместе с тем в ходе проверки было установлено хранения средств для проведения дезинфекции в производственном помещении, отсутствие журналов температурных режимов в холодильных камерах, отсутствие журналов дезинфекции, отсутствие оборудованной площадки для дезинфекции транспорта в котором осуществляется транспортировка животных и продукции животноводства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории предприятия имеется специальное помещение, находящееся в другом здании, в котором хранятся средства для проведения дезинфекции, а обнаруженные в ходе проверки средства для проведения дезинфекции были изъяты из специального помещения для обеспечения текущей мойки и дезинфекции не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Также в ходе обследования помещений мясокомбината было установлено, что в производственном помещении находилось ведро с окурками сигарет, что свидетельствует о курении в производственном помещении. Указанное ведро с окурками сигарет было наполнено на , так же при проведении проверки в указанном помещении ощущался запах табака. Данный факт подтверждается фототаблицей. Доводы общества о том, что данные окурки были принесены на территорию одним из рабочих, также свидетельствует об отсутствии контроля, за санитарным состоянием производственных помещений со стороны общества.
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880) (далее - TP ТС 021/2011) распространяет свое действие на всю пищевую продукцию, находящуюся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье. А, именно, на продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье- продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения и питьевая вода, используемые для производства (изготовления) пищевой продукции.
Статья 1 TP ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента. При применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.
Статьей 7 TP ТС 021/2011 установлены общие требования безопасности пищевой продукции, а именно:
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Показатели безопасности (кроме микробиологических) для пищевой продукции смешанного состава определяются по вкладу отдельных компонентов с учетом массовых долей и показателей безопасности для данных компонентов, установленных настоящим техническим регламентом, если иное не установлено Приложениями 1, 2, 3, 4, 6 настоящего технического регламента и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Показатели безопасности (кроме микробиологических) обезвоженной пищевой продукции рассчитываются в пересчете на исходное продовольственное (пищевое) сырье с учетом содержания сухих веществ в нем и в обезвоженной пищевой продукции, если иное не установлено Приложениями 1, 2, 3, 4, 5 и 6 настоящего технического регламента и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Материалы, используемые для изготовления упаковки, изделий, контактирующих с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.
Требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим средствам, используемым при производстве пищевой продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.
При производстве (изготовлении) пищевой продукции из продовольственного (пищевого) сырья, полученного из ГМО растительного, животного и микробного происхождения, должны использоваться линии ГМО, прошедшие государственную регистрацию.
В случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, содержание в пищевой продукции 0,9 процентов и менее ГМО является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО.
Производство (изготовление) пищевой продукции для детского питания для детей первого года жизни осуществляется на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях.
В свежих и свежезамороженных зелени столовой, овощах, фруктах и ягоде не допускается наличие яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших.
Содержание каждого пищевого или биологически активного вещества в обогащенной пищевой продукции, использованного для обогащения, должно быть доведено до уровня употребления в 100 мл, или 100 г, или разовой порции такой продукции не менее 5 процентов уровня суточного потребления.
Содержание пробиотических микроорганизмов в обогащенной пищевой продукции должно оставлять не менее 1 и колониеобразующих единиц (микробных клеток) в 1 г или 1 мл такой продукции.
В соответствии со ст. 10 TP ТС 021/2011 установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы её производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 11 TP ТС 021/2011 установлены требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции.
Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.
Для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:
перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) -параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы;
предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений;
периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
В ходе проверки было установлено, что такая система на предприятии отсутствует.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на договор N 15/12 от 15.12.2015 не подтверждает внедрение на производстве ООО "Цимлянский мясокомбинат" системы ХАССП, поскольку разработка системы не является выполнением вышеназванных требований. Кроме того общество должно было самостоятельно разработать и внедрить процессы производства основанные на принципах ХАССП.
Согласно ст. 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880 определен порядок государственной регистрации специализированной пищевой продукции.
Специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации. К специализированной пищевой продукции относятся:
пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дмЗ или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
биологически активные добавки к пище (БАД).
Пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Государственная регистрация специализированной пищевой продукции проводится на этапе ее подготовки к производству (изготовлению) на таможенной территории Таможенного союза, а специализированной пищевой продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, - до ее ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (далее именуется -орган по регистрации специализированной пищевой продукции).
Таким образом, пищевые продукты, предназначенные для детского питания, подлежат обязательной регистрации, а отсутствие на указанную продукции деклараций о соответствии (сертификатов) является нарушением Технического регламента.
Общество, оспаривая данный пункт постановления, не привело достоверных доказательств отсутствия нарушений.
Вместе с тем административным органом в суд первой инстанции на обозрение суда были представлены копии товарных накладных, которые подтверждают, факт реализации (поставки) обществом мясной продукции и мяса в детские, дошкольные и образовательные учреждения.
Также в холодильной камере, предназначенной для хранения мясного сырья был обнаружен ящик с фаршем без маркировки.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, в связи с тем, что все сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов, должно иметь маркировку независимо от места хранения, что определено TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 годаN 880.
В холодильной камере готовой продукции при проверке установлено: колбаса "Украинская жаренная" в маркировке отсутствует информация о дате изготовления, колбаса "Любительская" в маркировке отсутствует информация о дате изготовления. Так же отсутствует информация в маркировке о дате выработки "Сало Белорусское", колбаса "Застольная", колбаса "Докторская".
Доводы заявления о том, что указанная продукция не была готова к реализации и поэтому не была поставлена маркировка, не состоятельны.
Сроки годности и условия хранения определяются изготовителем. Информация о дате производства и сроках годности ставятся непосредственно после изготовления до помещения в камеру готовой продукции. Данные условия прописаны в ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" утв. Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 года N 880.
Следующее нарушение, вмененное обществу это отсутствие оборудованной площадки для дезинфекции транспорта, в котором осуществляется транспортировка животных и продукции животноводства.
На момент проверки и проведения обследования территории мясокомбината проверяющими наличие оборудованной площадки обнаружено не было.
Также в помещении мясокомбината отсутствует изолятор для хранения условно-годного мяса.
На момент проведения проверки и обследования помещений мясокомбината проверяющими наличие изолятора для хранения условно-годного мяса установлено не было.
Также на момент проверки не было предоставлено подтверждение проведения лабораторных исследований всего ассортимента выпускаемой продукции обществом. При изучении предоставленных ветеринарных свидетельств ф-2 261 N 7573057 от 18.11.2015 года, 261 N 7573259 от 23.11.2015 года установлено, что было выработано мясокомбинатом 67 наименований мясной продукции однако согласно предоставленных результатов лабораторных исследований Цимлянской районной ветеринарной лаборатории N 1412-1416 от 09.11.2015 г., исследовано 5 наименований продукции. Вся выпускаемая продукция должна быть безопасной, что должно подтверждаться периодическими лабораторными исследованиями.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что представленными в материалы дела документами доказан факт наличия в действиях ООО "Цимлянский мясокомбинат" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, имея возможность для соблюдения названных правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло всех зависящих от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2016 г. по делу N А53-3414/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3414/2016
Истец: Гончарова З. В., ООО "ЦИМЛЯНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Представитель ООО "Цимлянский Мясокомбинат" Гончарова З. В.