г. Москва |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А41-94472/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино - Борисова И.Р. (по доверенности от 31.12.2015),
от заинтересованного лица по делу - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области - Дитер О.В. (по доверенности от 22.12.2015 N 27Дов-378),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2016 по делу N А41-94472/15, принятое судьей Р.Ш. Бирюковым, по заявлению Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" о признании недействительными сведений о категории земельного, о внесении изменения в ГКН, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Московской области (далее - кадастровая палата), в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, просит суд:
- признать недействительной и исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости запись о категории земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 общей площадью 21,23 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, Московское учебно-опытное лесничество, Гребневское участковое лесничество, Щелковский лесохозяйственный участок, кв. 29 выделы 2-4, 6, 7, 12, ч. 13, ч. 14, 15 - 19, 22, 23, ч. 24, ч. 25, ч. 26; кв. 34, выделы 7, ч. 8, ч. 9, ч. 10, ч. 11, 12, 13, ч. 18, 19, ч. 45, ч. 46 - "земли лесного фонда";
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственного кадастра недвижимости сведения о категории земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 общей площадью 21,23 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, Московское учебно-опытное лесничество, Гребневское участковое лесничество, Щелковский лесохозяйственный участок, кв. 29 выделы 2-4, 6, 7, 12, ч. 13, ч. 14, 15 - 19, 22, 23, ч. 24, ч. 25, ч. 26; кв. 34, выделы 7, ч. 8, ч. 9, ч. 10, ч. 11, 12, 13, ч. 18, 19, ч. 45, 46 - "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о том, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: "земли лесного фонда", общей площадью 34 205 га, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области, о чем 26.08.2010 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-98/035/2010-337, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2010 года.
Сведения о лесном участке общей площадью 342 050 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области, внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 50:14:0000000:113218.
При этом в соответствии с материалами дела границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером 50:14:0000000:113218 в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не установлены.
09.04.2013 года в ЕГРП Кадастровой палатой были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 общей площадью 21,23 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, Московское учебно-опытное лесничество, Гребневское участковое лесничество, Щелковский лесохозяйственный участок, кв. 29 выделы 2-4, 6, 7, 12, ч. 13, ч. 14, 15 - 19, 22, 23, ч. 24, ч. 25, ч. 26; кв. 34, выделы 7, ч. 8, ч. 9, ч. 10, ч. 11, 12, 13, ч. 18, 19, ч. 45, ч. 46, с указанием категории земель: "земли лесного фонда".
Сведения о данном земельном участке были внесены на основании Межевого плана от 10.03.2013 года, подготовленного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" Мослеспроект".
Из кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:6484, приказа Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 29.04.2011 года N 158 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Московского учебно-опытного лесничества Московской области", выписки из лесохозяйственного регламента, выписки из государственного лесного реестра N 499-02-2013, карты-схемы расположения и границы лесного участка от 25.02.2013 года, утвержденного Комитетом лесного хозяйства Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 входит в границы единого землепользования (лесного участка) общей площадью 342 050 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что факт того, что земельный участок с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 общей площадью 21,23 га был образован из единого землепользования общей площадью 342 050 000 кв. м сторонами спора не отрицался.
Комитету по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино в августе 2015 года стало известно о том, что в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 с указанием категории земель: "земли лесного фонда".
Считая, что категория спорного земельного участка определена с нарушением норм действующего законодательства, что нарушает права и интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности, поскольку органы местного самоуправления г. Фрязино не имеют возможности распоряжаться указанным земельным участком, Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации г. Фрязино обратился в суд с настоящими требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В обоснование своих доводов, заявитель указывает, что в соответствии с генеральным планом городского округа Фрязино, утвержденным решением Совета депутатов города Фрязино Московской области от 05.08.2010 года N 525, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 полностью входит в границы городского округа Фрязино, и отнесен рекреационной зоне: "городские леса", а, следовательно, относится к категории земель: "земли населенных пунктов".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в случае изменения границ населенного пункта, частью 3 данной статьи устанавливается, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Генеральный план городского округа Фрязино не оспорен, не признан в установленном законом порядке недействующим.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с генеральным планом городского округа Фрязино земельный участок с кадастровым номером 50:44:0000000:6484 полностью входит в границы городского округа. Факт того, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом относится к землям населенных пунктов, сторонами в судебном заседании первой инстанции не отрицался.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу положений части 1 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
При этом в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Суд первой инстанции правильно определил, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:113218 общей площадью 342 050 000 кв. м, частью которого является спорный земельный участок, сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации содержатся в ЕГРП.
Судом первой инстанции также обоснованно указано, что комитет, заявляя требования о внесении изменения в сведения ГКН о категории спорного земельного участка и отнесении его к землям населенного пункта, фактически оспаривает право собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, поскольку отнесение земельного участка к землям населенных пунктов и исключение его из земель лесного фонда влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на спорную часть земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, так как только отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда явилось основанием в силу прямого указания закона для возникновения и регистрации на него права собственности Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что между сторонами имеется спор о праве, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав.
Суд первой инстанции также правильно указал, что в том случае, если заявитель полагает, что он обладает какими-либо правами на земельный участок с кадастровым номером 50:44:0000000:6484, комитет имеет право, избрав надлежащий способ защиты своего права, обратиться в суд с соответствующим исковыми требованиями. Ненадлежащий способ защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку заявитель не лишен возможности представить доказательства необходимости включить спорный участок в состав защитных лесов городов (городских лесов) в случае избрания ненадлежащего способа защиты права и заявления самостоятельных соответствующих требований в судебном порядке.
Доказательства согласования проекта генерального плана г. Фрязино Правительством Московской области не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательства наличия согласия компетентного федерального органа власти на включение спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов комитетом в материалы дела не представлены.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2016 по делу N А41-94472/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94472/2015
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ФРЯЗИНО
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Ногинского муниципального района, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"