г. Томск |
|
27 мая 2016 г. |
Дело N А45-24416/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2016 года по делу N А45-24416/2015 (07АП-3346/16) (судья Г.М. Емельянова)
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альянс" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 27.08.2015 N НК-8371/05,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс") обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Росимущество), оформленного письмом от 27.08.2015 N НК-8371/05 в выкупе земельного участка с кадастровым номером 54:19:050106:62 в собственность; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области направить Обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:19:050106:62 площадью 99332 кв. метра, расположенного по адресу: Новосибирская область. Новосибирский район, МО Боровской сельсовет, с. Боровое.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2016 года требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что факт необходимости предоставления в собственность заявителя всего земельного участка не доказан.
Отзыв в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на апелляционную жалобу не поступал.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 01.04.2014 года ООО "Альянс" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области с согласованием на объединение земельных участков (вх. N 4169 от 01.04.2014 года).
С согласия Территориального управления Росимущества по Новосибирской области были проведены кадастровые работы по объединению земельных участков. В связи с объединением земельных участков на кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым номером 54:19:050106:62 площадью 99332 кв. м. Земельный участок зарегистрирован в Управлении Росреестра по Новосибирской области на Российскую Федерацию, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.02.2015 года.
29.01.2015 года в адрес Территориального управления Росимущества в Новосибирской области истцом направлено заявление о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:050106:62 площадью 99 332 кв.м, на котором расположены находящиеся в собственности ООО "Альянс" объекты недвижимости: свинарник маточкин, свинарник N 6, свинарник N 7, свинарник N 4, свинарник на 450 голов, свинарник N1, свинарник откормочник, общей площадью 7 196,9 кв. м., расположенные по адресу: Новосибирская область. Новосибирский район, северо-восточная окраина с. Боровое (свидетельство о государственной регистрации права 54 АЕ 378365 от 15.03.2014 года).
24.03.2015 года Территориального управления Росимущества направило письмо в адрес заявителя о том, что земельный участок несоизмеримо больше объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке (письмо исх. N НХ-2558/05 от 24.03.2015 года). В ответ на данное сообщение заявитель указал, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:050106:62 был сформирован на основании расчета (минимального и максимального) размера земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и просил предоставить в собственность данный земельный участок (письмо вх. N 10029 от 14.07.2015 года).
Письмом от 27.08.2015 N НК-8371/05 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области ООО "Альянс" было отказано в предоставлении земельного участка на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Альянс", не согласившись с принятым Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области отказом, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования, принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для оценки оспариваемого акта и действий в качестве несоответствующих закону необходимо установить вынесение этого акта или совершение действий либо неуполномоченным должностным лицом или органом, либо в отсутствие предусмотренных законом оснований, либо с нарушением установленного нормами права порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 данной статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии со статьями 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, в том числе и обязанности собственника, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
На территории Новосибирской области таким органом является Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "Альянс" зарегистрировало право собственности на объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения общей площадью 7 196,9 кв. м, расположенные по адресу: Новосибирская область. Новосибирский район, северо-восточная окраина с. Боровое (свидетельство о государственной регистрации права 54 АЕ 378365 от 15.03.2014 года).
Территориальное управление предложило ООО "Альянс" сократить площадь испрашиваемого участка, поскольку общая площадь объектов недвижимости более чем в 10 раз меньше площади испрашиваемого участка.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предельный (минимальный) размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Расчёт предельного (минимального и максимального) размера земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства произведён ООО ПИ "Новосибирский Промстройпроект" (регистрационный номер N СРО-П-145-04032010,свидетельство N8461 от 07.122012 года) и был направлен ТУ ФАУГИ (копия письма вх. N16365 от 08.12.2014 года). Доказательств необоснованности данного расчета Территориальным управлением не представлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции заинтересованное лицо, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не представило доказательств, подтверждающих необходимость предоставления заявителю участка меньшей площади, чем он просил.
Учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии отказа Территориального управления в выкупе земельного участка требованиям земельного законодательства, что в свою очередь является основанием для признания решения незаконным.
Довод заявителя на то, что факт необходимости предоставления в собственность заявителя всего земельного участка не доказан, отклоняется, как противоречащий установленным по делу обстоятельствам.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
При принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2016 года по делу N А45-24416/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24416/2015
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области