г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А21-7282/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соколовой О.К.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8721/2016) ООО "СтройЗападИнформ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2016 по делу N А21-7282/2015 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по заявлению ООО "СтройЗападИнформ"
заинтересованное лицо: Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" о признании незаконным отказа госоргана,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройЗападИнформ" (ОГРН 1023900778109, место нахождения: 236010, г. Калининград, проспект Победы, 84) (далее - ООО "СтройЗападИнформ", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград (ОГРН 1023900592759, место нахождения: 236040, г. Калининград, площадь Победы, 1) (далее - Комитет) от 10.11.2015 N и-КМИ-08/27866 в перерасчете и внесении изменений в арендную плату по договору N 003697 от 30.01.2001, касающихся взимания арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 14 02:7: в двукратном размере за период с 2012 по 2015 годы; а также в виде неприменения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9 247 000 руб., для расчета арендных платежей за 2014 год. В качестве восстановления нарушенного права Общество просит суд обязать Комитет пересчитать арендную плату за земельный участок и заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору N 003697 от 30.01.2001 о неприменении двукратной арендной ставки для расчета арендных платежей за период с 15.05.2012 и до внесения в договор N 003697 от 30.01.2001 изменений о неприменении двукратной ставки; о применении для расчета арендных платежей кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9 247 000 руб., за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Решением арбитражного суда от 25.01.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что у Общества имелись объективные препятствия для строительства на предоставленном в аренду земельном участке, в связи с чем применение к нему санкции в виде двукратного размера арендной платы является неправомерным.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Между Обществом (арендатор) и Мэрией г. Калининграда (арендодатель, правопредшественник Комитета) заключен договор аренды N 003697 от 31.01.2001 (далее - договор аренды) в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 14 02:0007 площадью 0,9474 га по проспекту Победы в Октябрьском районе в городе Калининграде, предоставленного под строительство торгово-складского комплекса (в редакции соглашения от 19.06.2008).
29.05.2015 Общество обратилось в Комитет с заявлением о перерасчете арендной платы по договору аренды за 2012-2015 года, исходя из кадастровой стоимости в размере 9 247 000 руб., установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области решением от 24.04.2015 N 112.
Письмом от 18.06.2015 Комитет отказал Обществу в удовлетворении заявления, указав, что перерасчет арендной платы возможен в 01.01.2016.
В ходе судебного разбирательства, 20.10.2015 Заявитель повторно обратился в Комитет с заявлением о проведении перерасчета арендной платы.
Письмом от 10.11.2015 Комитет частично удовлетворил заявление ООО "СтройЗападИнформ", а именно в части применения кадастровой стоимости в размере 9 247 000 руб. с 01.01.2015, в остальной части в удовлетворении заявления было отказано. При этом Комитет со ссылкой на пункт 11 постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", пункт 4.7 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения от 27.07.2011) указал, что поскольку по истечении трех лет объект в эксплуатацию не введен, то арендную плату следует исчислять в двукратном размере. Кроме того, Комитет посчитал, что правовых оснований для применения при расчете арендной платы новой кадастровой стоимости земельного участка за период до 2015 года не имеется.
Ссылаясь на то, что отказ Комитета в перерасчете арендной платы является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу положений статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении платы за пользование имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Размер платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, в связи с чем субъекты правоотношений по пользованию таким земельным участком должны руководствоваться размером платы, устанавливаемым соответствующим нормативным актом, который подлежит применению с даты вступления его в силу.
В соответствии с пунктом 4.7 договора аренды (в редакции соглашения N 003697-3 от 27.07.2011) размер арендной платы изменяется в случаях, установленных законодательством РФ, субъекта РФ, а также в централизованном порядке путем принятия органами местного самоуправления нормативно-правовых актов. Годовой размер арендной платы подлежит обязательному пересмотру (перерасчёту) со дня введения соответствующих изменений, арендодатель производит такой расчёт в одностороннем порядке без подписания дополнительного соглашения об изменении условий договора.
Как было установлено судом первой инстанции, двукратный размер арендной платы с 15.05.2012 применен Комитетом на основании постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", пунктом 11 которого определено, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в неразграниченной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается не менее двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством. В силу названной нормы основанием применения двукратной ставки арендной платы за землю является неполучение в трехлетний срок с даты предоставления земельного участка разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что земельный участок предоставлен Обществу под строительство в 2001 году. Однако по истечении трех лет объект в эксплуатацию не введен. Вопреки доводам жалобы допустимые доказательства невозможности возведения объекта недвижимого имущества по независящим от арендатора причинам Обществом не представлены. Также не имеется сведений об обращении Заявителя в Комитет с требованием об изменении или расторжении договора аренды в связи с существенным изменением обстоятельств.
Кроме того, судом правомерно отклонен довод Заявителя о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 247 000 руб. с 01.01.2014, как противоречащий императивным положениям статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014), согласно которым, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано Обществом в комиссию в 2015 году, основания для применения нового размера кадастровой стоимости за истекшие периоды отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "СтройЗападИнформ" (ИНН 3905019846) из федерального бюджета 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7282/2015
Истец: ООО "СтройЗападИнформ"
Ответчик: Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград"