г. Вологда |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А66-15999/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.
при участии индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Олеговича, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Коваленко О.А. по доверенности от 20.10.2015 N 92, от Васильченко Александра Анатольевича его представителя Штойко А.А. по доверенности от 02.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2016 года по делу N А66-15999/2015 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
индивидуальный предприниматель Соколов Сергей Олегович (ОГРНИП 312690618400030; ИНН 691900487255; место жительства: Тверская область, город Весьегонск; далее - кадастровый инженер) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (ИНН 6905063872, ОГРН 1026900526080; место нахождения: 170023, город Тверь, улица Маршала Буденного, дом 8; далее - учреждение, ФГБУ "ФКП") о признании незаконным решения от 10.11.2015 N 6900/301/15-37787 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости", а также о возложении на ответчика обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости на основании ранее поданных заявителем следующих документов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 31.07.2015 N 69-0-1-59/3001/2015-483; свидетельства о государственной регистрации права от 21.08.2008 69-АБ23207; технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 30.07.2015 без номера; технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 11.08.2015 N б/н.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Васильченко Александр Анатольевич (место жительства: город Москва).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование доводов жалобы, ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что отказ в учете изменений объекта недвижимости является правомерным и обоснованным.
Представитель учреждения в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, за исключением довода, изложенного в пункте 2 апелляционной жалобы, о взыскании с учреждения государственной пошлины, пояснил, что данный довод не поддерживает.
Кадастровый инженер в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами учреждения не согласился, решение суда считает законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
От заинтересованного лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил, его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, кадастровым инженером по заявке Васильченко Александра Анатольевича подготовлен технический план здания в кадастровом квартале 69:05:0100202, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, Ивановское сельское поселение, деревня Горка, с целью уточнения характеристик здания, поворотных точек здания и места расположения здания в кадастровом квартале 69:05:0100202.
В учреждение 31.07.2015 от предпринимателя Соколова С.О. поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением характеристик здания с кадастровым номером 69:05:0100201:100, поворотных точек здания и места расположения здания в кадастровом квартале 69:05:0100202, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, Ивановское сельское поселение, деревня Горка.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов учреждением принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в нарушение пункта 15 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 403 в техническом плане отсутствуют реквизиты кадастровой выписки здания и имеются реквизитов кадастрового паспорта объекта учета. Заявителю рекомендовано предоставить исправленный технический план в электронном виде, подготовленный в соответствии с действующим законодательством.
Решением от 10.11.2015 N 6900/301/15-37787 отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - здания овина, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, Ивановское сельское поселение, деревня Горка, на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, Закон N 221-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, кадастровый инженер обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно руководствовался следующим.
Закон о кадастре регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
По смыслу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с указанным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона N 221-ФЗ, согласно которой, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с данным Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно части 13 статьи 27 Закона о кадастре, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается то, что в пакете документов, представленных учреждению с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением характеристик здания, представлен технический план, выполненный кадастровым инженером на основании кадастрового паспорта на здание, а также кадастровый план территории, на которой фактически расположен объект недвижимости.
В соответствии со статьей 41 Закона N 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, необходимые для постановки на учет такого здания, сведения о части или частях здания либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер.
Как следует из содержания пункта 15 Требований к подготовке технического плана здания, помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 403 (далее - Требования), технический план составляется на основании сведений Государственного кадастра недвижимости о здании, помещении (при наличии), земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, - кадастровой выписки о здании, земельном участке, кадастрового паспорта помещения или кадастрового плана соответствующей территории. Если здание расположено на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются кадастровые выписки обо всех земельных участках (кадастровые планы территории всех кадастровых кварталов), в границах которых расположено соответствующее здание.
При этом, исходя из пункта 46 Требований, графическая часть технического плана оформляется на основе сведений кадастровой выписки о соответствующем земельном участке (земельных участках) или кадастрового плана (кадастровых планов) территории, сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные".
При подготовке графической части технического плана могут быть использованы иные документы (в том числе картографические материалы), позволяющие определить местоположение соответствующего здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в границах земельного участка.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм права технический план здания может быть подготовлен на основании кадастровой выписки на земельный участок, на котором располагается здание, или на основании кадастрового плана территории.
При таких обстоятельствах апелляционной коллегией отклоняется как несостоятельная ссылка подателя жалобы на обязательность подготовки технического паспорта здания только на основе кадастровой выписки о здании.
Как указано выше, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости представлен технический план, выполненный заявителем на основании кадастрового паспорта на здание, а также кадастровый план территории, на которой фактически расположен объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из Государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте недвижимости.
В связи с изложенным апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что использование при подготовке технического плана кадастрового паспорта вместо кадастровой выписки о земельном участке при условии отсутствия иных оснований, не должно являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности ссылки суда первой инстанции на письмо Минэкономразвития России от 03.06.2013 N Д23и-1464, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку положения АПК РФ не запрещают суду принимать во внимание правовую позицию государственных органов по вопросам применения правовых норм, не являющуюся официальным общеобязательным разъяснением, в случае согласия с нею.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования кадастрового инженера.
Довод, изложенный в пункте 2 апелляционной жалобы, представителем учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции не поддержан.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2016 года по делу N А66-15999/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15999/2015
Истец: ИП Соколов Сергей Олегович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Тверской области
Третье лицо: Васильченко А. А.