город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А32-2606/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2016 по делу N А32-2606/2016,
принятое в составе судьи Суминой О.С.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 4 имени А.В. Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края (далее - ГУ УПФР в г. Геленджике) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа N 4 имени А.В. Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - СОШ N4) о взыскании задолженности в размере 26 690 руб. 70 коп.
Решением суда от 17.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в г. Геленджике обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что меры социальной поддержки в виде частичной компенсации удорожания стоимости питания педагогическим работникам не подпадают под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством; школа самостоятельно начислила и уплатила взносы с компенсационных выплат на проезд.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, согласно ежегодному плану-графику проведения совместных выездных проверок на 2015 год, начальником управления ПФР в городе-курорте Геленджике вынесено решение о проведении выездной проверки от 13 ноября 2015 года N 033/004/2439-2015 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N 4 им. А.В. Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик рег. N 033-004-020062, выставлено требование о предоставлении документов от 13 ноября 2015 года N 033/004/2439-2015.
По окончании выездной проверки составлена Справка о проведенной выездной проверке от 18 ноября 2015 года N 033/004/2439-2015.
Акт выездной проверки от 19 декабря 2015 года N 033/004/2439-2015 и Уведомление о вызове плательщика страховых взносов от19 ноября 2015 года N033/004/2439-2015 вручены 19 декабря 2015 года директору МБОУ СОШ N4 им. А.В. Суворова.
В ходе проверки соответствия, сопоставляя показатели, отраженные в бухгалтерском учете с расчетами РСВ-1 ПФР за 2012 г., 2013 г., 2014 г., выявлены нарушения п. 1 ст. 18, пп. 1 и 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ - неуплата сумм страховых взносов в сумме 17 171,61 руб. в результате занижения базы для начисления страховых взносов на 63363,85 руб.
Согласно материалам проверки плательщиком, до начала выездной проверки, был выявлен факт неправомерного невключения в облагаемую базу суммы начисленной работникам в январе-июне 2012 г. компенсации проезда. Страховые взносы начислены и оплачены в полном объеме 27.12.2012 путем увеличения сумм, начисленных в пользу работников за декабрь 2012 г., данная сумма была повторно отражена в сумме выплат и иных вознаграждений начисленных в пользу работников РСВ-1 ПФР за декабрь 2012 г. с целью увеличения облагаемой базы. Представлена расчетная ведомость по предприятию за декабрь меньше отраженной в РСВ-1 в декабре 2012 г. на сумму компенсации за проезд (51903,50 руб.)
В ходе проверки за уплату страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки доначислены пени на 27.12.2012 года на страховую часть трудовой пенсии в сумме 660,15 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 95,08 руб., на обязательное медицинское страхование ФФОМС- 175,08 руб. Нарушение обязанностей, установленных частью 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, и штраф в размере 20 % несвоевременно уплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования.
Управлением указано, что Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю 08.04.2013 Министру образования Краснодарского края направлены разъяснения о порядке обложения компенсационных выплатах удорожания стоимости питания страховыми взносами. Таким образом, плательщики обязаны были самостоятельно, до начала проверки, внести изменения в РСВ-1. Специалистами МБОУ СОШ N 4 им. А.В. Суворова не начислены страховые взносы на выплаты компенсации удорожания питания. Корректирующие сведения с доначисленными страховыми взносами не представлены.
Решение о привлечении к ответственности от 15 декабря 2015 года N 033/004/24392015 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 033/004/2439-2015, со сроком уплаты до 10.01.2016, вручено директору МБОУ СОШ N 4 им. А.В. Суворова.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, ГУ УПФР в г. Геленджике обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом.
В силу частей 1, 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов (штрафов, пней) в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в части 1 статьи 7 Федерального закона N212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009-2010 годы" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" установлена частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 3,5 рубля в день на одного обучающегося и педагогических работников указанных учреждений из расчета 11,5 рубля в день на одного педагогического работника. В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы" установлена мера социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в виде компенсации стоимости питания из расчета 11,50 рубля в день на одного работника. Расходы производятся за счет средств, предусмотренных в местном бюджете.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Таким образом, на территории Краснодарского края были установлены законодательным актом субъекта Российской Федерации компенсационные выплаты стоимости питания педагогических работников из расчета в день на одного работника.
Школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением и осуществляет свою деятельность в сфере реализации общеобразовательных программ на основании лицензии на общеобразовательную деятельность.
Законодательством не установлены нормативы размера указанной компенсации питания педагогических работников и обязанность педагогических работников представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование компенсации.
Таким образом, в спорный период учреждение СОШ обоснованно не начислило страховые взносы на сумму произведенных работникам выплат на компенсацию удорожания стоимости питания, поскольку указанные выплаты, основанные на законодательных актах субъекта Российской Федерации и решении представительного органа местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
При таких обстоятельствах у управления отсутствовали правовые основания для вынесения решения о доначисления учреждению страховых взносов в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов сумм компенсаций стоимости питания педагогических работников.
Согласно пункту 2 "Мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии, молодежи и учащихся муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Геленджик", утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286, педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, творческим работникам муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии, медицинскому персоналу муниципальных учреждений здравоохранения, работникам муниципальных молодежных учреждений, зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, выплачивается ежемесячная денежная компенсация за проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщений (кроме такси) в пределах муниципального образования город-курорт Геленджик в сумме 200 рублей.
Во исполнение решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 25 октября 2011 года N 641 "Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", руководствуясь статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 20, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263 -ФЗ), статьями 7, 10, 36, 66, 68 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 25.11.2011 N 3032 "О Порядке предоставления меры социальной поддержки для отдельных категорий работников муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения муниципального образования город-курорт Геленджик, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" утвержден "Порядок предоставления меры социальной поддержки для отдельных категорий работников муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения муниципального образования город-курорт Геленджик, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик".
Таким образом, суммы произведенных работникам выплат за проезд, выплаченных на основании Решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286, основанные на законодательных актах представительных органов местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
В связи с отсутствием обязанности по уплате страховых взносов на указанные суммы компенсационных выплат, у ГУ УПФР в г. Геленджике отсутствовали правовые основания для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение срока уплаты соответствующих взносов и доначисления пени.
То обстоятельство, что школа самостоятельно (при отсутствии соответствующей обязанности) начислила и уплатила взносы (с нарушением установленного срока) также не является основанием для начисление пени и штрафа.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ГУ УПФР в городе-курорте Геленджике.
Таким образом, решение суда от 17.03.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 марта 2016 года по делу А32-2606/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2606/2016
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края, УПФР в г. Геленджике КК
Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы N 4 имени А. В. Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: МБОУ НОШ N16