город Омск |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А75-8102/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4153/2016) Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2016 года по делу N А75-8102/2015 (судья Зубакина О.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании 1 201 014 рублей убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Департаменту строительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (с учетом замены ответчика определением от 05.10.2015, далее- Департамент строительства) о взыскании 1 201 014 руб. убытков, понесенных истцом в связи с внеочередным предоставлением жилья семье, имеющей ребенка-инвалида.
В обоснование заявленных требований истец указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент финансов), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Минфин России).
Решением от 16.02.2016 по делу N А75-8102/2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на неправомерность отказа от возмещения убытков, причиненных муниципальному образованию Сургутский район вследствие выполнения администрацией Сургутского района полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части обеспечения инвалидов, вставших на учет до 01.01.2015, жилыми помещениями.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Минфина России в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. Минфин России считает, что апелляционная жалоба Департамента обоснована, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Указав на то, что администрация Сургутского района выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений, при этом денежные средства, затраченные на исполнение государственных полномочий, не были компенсированы, в связи с чем администрацией Сургутского района были понесены убытки, которые должны быть взысканы с ответчика - субъекта Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-фз переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию Сургутский район на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: с.п. Солнечный, ул. Космонавтов, д. 33, кв. 9. Общая площадь помещения составляет 41,4 кв. м.
На основании постановления администрации Сургутского района от 28.10.2013 N 4723 указанное помещение было предоставлено по договору социального найма от 28.10.2013 N 55 Гевондяну Г.С.
Гевондян Г.С. является инвалидом II группы, что подтверждено заключением врачебно-консультационной комиссии от 22.04.1998 N 0850 и был включен в первоочередной и общий списки по улучшению жилищных условий с даты подачи заявления (27.04.2001).
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2014 N 13-Р-638 указанное жилое помещение передано из собственности муниципального образования Сургутский район в собственность муниципального образования Солнечный.
Решением жилищной комиссии при администрации с.п. Солнечный от 11.12.2013 N 11 Гевондян Г.С. исключен из первоочередного, внеочередного и общего списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как указал истец, названное жилое помещение было приобретено за счет средств муниципального образования Сургутский район и его стоимость на момент предоставления Гевондяну Г.С. составляла 1 201 014 руб.
Полагая, что право на получение жилья указанной льготной категорией граждан предусмотрено федеральным законодательством, в связи с чем расходные обязательства по финансированию соответствующих мероприятий возникли на стороне Российской Федерации, а органу местного самоуправления понесенные затраты на приобретение жилья не компенсированы, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении иска послужил основанием для подачи апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, принимая во внимание следующее.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет в соответствующем качестве до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Как установлено судом первой инстанции, Гевондян Г.С. был включен в первоочередной и общий списки очередности нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с заболеванием, дающим право на первоочередное получение жилой площади, с 27.04.2001, то есть до 01.01.2005.
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 (далее - Правила N 614).
В силу пункта 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Закона N131-ФЗ).
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" органы местного самоуправления наделяются, среди прочего, такими государственными полномочиями как предоставление субсидий за счет субвенций из федерального бюджета категориям граждан, определенных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа, в частности, семьям, имеющим детей-инвалидов.
К органам местного самоуправления, наделяемым отдельными государственными полномочиями, отнесен и истец, что следует из статьи 3 названного закона Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 36-оз.
В соответствии с частями 1 и 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 36-оз для осуществления предусмотренных настоящим Законом отдельных государственных полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета автономного округа передаются денежные средства в виде субвенций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
Расходы на предоставление субсидий для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету автономного округа.
Из преамбулы Постановления Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение N 237-п) следует, что настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п. 3.1 Положения N 237-п в целях распределения средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций в бюджет автономного округа для реализации полномочий, переданных Российской Федерацией автономному округу, по обеспечению жильем граждан (далее - средства федерального бюджета), на соответствующий год, уполномоченными органами местного самоуправления формируются перечни граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году (далее - перечень).
Для включения в перечень граждане, состоящие в Едином списке, представляют в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего получению субсидии, в уполномоченные органы местного самоуправления заявления установленной формы о предоставлении субсидии согласно приложению 1 к настоящему Положению (п. 3.2).
В соответствии с пунктами 2.2 - 2.5 Положения N 237-п списки утверждаются главой муниципального образования и в срок до 15 января текущего года направляются в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент строительства).
Департамент строительства обеспечивает в пределах своей компетенции сверку сведений, содержащихся в списках, с федеральным реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Департамент строительства на основании представленных списков в срок до 20 февраля текущего года формирует единый по автономному округу список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (далее - Единый список) согласно очередности в разрезе муниципальных образований. Единый список утверждается директором Департамента.
Департамент строительства в течение пяти дней с даты утверждения Единого списка направляет его уполномоченным органам местного самоуправления в целях информирования граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, об очередности на получение субсидии.
Департамент строительства после получения средств федерального бюджета на основании утвержденного Сводного списка в течение пятнадцати дней формирует и утверждает сводный список граждан - получателей субсидии в планируемом году (далее - Сводный список получателей субсидии).
Департамент строительства осуществляет распределение средств федерального бюджета между муниципальными образованиями автономного округа, пропорционально количеству граждан, состоящих в Сводном списке получателей субсидии, с учетом даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3.6).
Проведя анализ содержания приведенных положений, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Гевондян Г.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилой площади до 01.01.2005, постольку в данном случае подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе ХМАО - Югре.
По верному указанию суда, что в рассматриваемой ситуации предоставление жилья на основании договоров социального найма следует оценивать как альтернативу предоставления субсидии на приобретение жилья, исходя из того, что договор социального найма носит бессрочный характер, и права нанимателей обременяют право собственности муниципального образования на жилые помещения, устраняя, по общему правилу, собственника от реализации правомочий распоряжения ими.
Предоставление субсидии нуждающимся на улучшение жилищных условий гражданам производится органом местного самоуправления в порядке делегирования ему государственных полномочий субъектом Российской Федерации путем финансирования через систему межбюджетных трансфертов. Доведение субвенции до конечного получателя подчинено процедуре согласования сформированного главой муниципального образования перечня управомоченных на получение льготы граждан с Департаментом строительства. Соответствующий перечень оформляется при наличии заявления лица, претендующего на субсидию в следующем году.
Как следует из письма Департамента строительства ХМАО - Югры от 27.11.2015 N 34-Исх-11384 в адрес главы Администрации Сургутского района, Гевондяном Г.С. заявление установленной формы о предоставлении субсидии в соответствии с п. 3.2 Положения в период с 2014-2015 гг. представлено не было, соответственно субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на него не выделялось (том 2 л.д. 116-121).
Департамент строительства ХМАО - Югры в названном письме также подтвердил направление заявок на предоставление из федерального бюджета субвенций на 2014 и 2015 гг.
Таким образом, поскольку Гевондян Г.С. в сводный список получателей субсидии на планируемый год не попал, истцу не предоставлялась субвенция для целей реализации делегированных ему автономным округом государственных полномочий в соответствующей части.
В предмет иска входит вопрос о взыскании с Российской Федерации убытков.
Соответственно, истец должен представить доказательства наличия убытков вследствие неправомерного поведения ответчика и размера убытков.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции полагает, что вменяемые истцом Российской Федерации убытки не доказаны.
В данном случае департамент не доказал, что понесенные им расходы на предоставление жилья по договорам социального найма возникли в связи с неправомерным поведением ответчика.
Оснований считать, что понесенные расходы по предоставлению жилого помещения обусловлены неисполнением Российской Федерацией своих расходных обязательств по предоставлению субвенций, не имеется.
Изложенное выше свидетельствует о наличии законодательно установленного механизма социальной защиты инвалидов посредством обеспечения их жилыми помещениями, назван источник средств и порядок их расходования (ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", названные выше нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа).
В данном случае истец был вправе рассчитывать на возмещение субъектом Российской Федерации предоставленной им инвалиду субсидии за счет субвенции из федерального бюджета, размер который должен определяться в соответствии с нормативно установленным порядком.
Основания для удовлетворения иска не усматриваются.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, отклоняются по мотивам, указанным выше.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2016 года по делу N А75-8102/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8102/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА, Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автомному оуругу - Югре
Третье лицо: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автомному оуругу - Югре