Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2017 г. N Ф01-975/17 настоящее постановление изменено
05 декабря 2016 г. |
Дело N А79-11954/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Вечканова А.И., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дворецкой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.09.2016 по делу N А79-11954/2015,
принятое судьей Борисовым Д.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (ИНН 2126003807, ОГРН 1022100971210) к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (ИНН 2111002134, ОГРН 1022102433550), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго", администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрации Карабашского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрации Бичуринского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "ЭК "Котельная", об урегулировании разногласий по муниципальному контракту от 12.11.2015 N р59-6-0274,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Яхатин С.А. по доверенности от 21.11.2016 N 01/4460 сроком действия по 31.12.2016, Кузьмин И.Н. по доверенности от 28.04.2016 N 33/06-1518 сроком действия по 01.12.2016;
от третьих лиц - не явились, извещены.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Чувашская Республика (далее - ответчик, администрация) об обязании заключить пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзац 7 пункта 3.3, пункты 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзац 3 пункта 6.7, абзац 5 пункта 6.7, приложения N 1, N 2 муниципального контракта N р59-6-0274 от 12.11.2015 в редакции истца.
Решением от 09.09.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт по основаниям, предусмотренным в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права; неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), заявитель указал на отсутствие оснований для возложения на Администрацию обязанностей по оплате потребленного газа в отношении прочих получателей, не относящихся к подведомственным истцу муниципальным бюджетным учреждениям.
ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2015 письмом N 05-01-04/9135 истец направил в адрес ответчика муниципальный контракт от 12.11.2015 р59-6-0274 на поставку природного газа на 2016 год для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Контракт), подписанный экземпляр которого просил возвратить в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" в срок до 10.12.2015.
09.12.2015 письмом N 97/01-133973 администрация направила в адрес истца протокол разногласий от 09.12.2015 к муниципальному контракту от 12.11.2015 р59-6-0274 в части преамбулы, пунктов 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзаца 7 пункта 3.3, пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзаца 3 пункта 6.7, абзаца 5 пункта 6.7 муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0274, приложений N1, N2 к муниципальному контракту от 12.11.2015 N р59-6-0274.
Также названым письмом ответчик сообщил о невозможности возложения на него ответственности за исполнение обязательств администрациями городского и сельских поселений и организациями коммунального комплекса.
Недостижение сторонами соглашения относительно содержания пунктов 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзаца 7 пункта 3.3, пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзаца 3 пункта 6.7, абзаца 5 пункта 6.7 муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0274, приложений N1, N2 к муниципальному контракту от 12.11.2015 N р59-6-0274 послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При рассмотрении дела Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В пункте 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
В силу статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Кодекса).
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 527 Кодекса).
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
В пункте 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном в пункте 8 части 1 статьи 93 указанного Закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Согласно части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных названной частью случаях, перечень которых является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 7 Порядка согласования объемов потребления газа в случае если в течение года у государственного (муниципального) заказчика возникает потребность в изменении согласованных квартальных объемов потребления газа, указанные объемы могут быть изменены с учетом законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с организацией - собственником Единой системы газоснабжения или газораспределительными организациями либо с органами местного самоуправления и газораспределительной организацией соответственно.
Организация - собственник Единой системы газоснабжения или газораспределительные организации (в зависимости от системы газоснабжения, по которой происходит поставка газа государственным (муниципальным) заказчикам) согласовывают указанные изменения в течение 30 дней со дня получения от государственного (муниципального) заказчика соответствующих предложений.
Согласно пункту 2 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу статьи 532 ГК РФ при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
На основании пункта 2 статьи 361 ГК РФ поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 ГК РФ).
Ответчиком письмом от 17.03.2015 N 97/01-13-1226 в адрес истца направлены расчеты-заявки потребности в природном газе на 2016 год для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района, согласно которым потребность в природном газе для указанных нужд составляет 6 225 781 куб.м., в том числе:
- для потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств - в объеме 1 330 804 куб.м., в том числе на нужды муниципальных и автономных учреждений - в объеме 1 256 293 куб.м., на нужды администраций сельских поселений - 74 511 куб.м.;
- для организаций коммунального комплекса, которые финансируются за счет средств потребителей коммунальных услуг (ООО "ЭК "Котельная", ООО "Теплоэнерго"),- в объеме 4 894 977 куб.м.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта в редакции истца при толковании настоящего контракта термины "Потребитель газа", "Покупатель", "Получатель" и "подведомственные и уполномоченные муниципальным Заказчиком организации" признаются равнозначными.
По мнению ответчика, названный пункт подлежит изложению следующим образом: "При толковании настоящего контракта термины "Потребитель газа", "Покупатель", "Получатель" и "подведомственные Заказчику учреждения" признаются равнозначными".
Пункт 2.2 Контракта в редакции истца предусматривает, что Заказчик поручает, а Поставщик осуществляет на возмездной основе поставку (передачу) природного газа для муниципальных нужд муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Поставщик обязуется поставить и передать Получателям - подведомственным Заказчику и уполномоченным Заказчиком организациям газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ ПАО "Газпром"), и (или) добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром" и (или) организациями - собственниками региональных систем газоснабжения, либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения), (далее - газ независимых организаций), для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и обеспечивать его транспортировку силами АО "Газпром газораспределение Чебоксары", являющегося соисполнителем настоящего Контракта, (далее ГРО) до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих Получателям, к газораспределительным сетям, а Заказчик обязуется обеспечить прием газа Получателями, с соблюдением режима газопотребления, на газопротебляющем оборудовании Получателей и оплату поставленного газа Получателями.
Поставка природного газа по указанию Заказчика производится непосредственно Получателям - подведомственным Заказчику организациям (учреждениям) и уполномоченным Заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей (Приложение N 1,N 2), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в согласованных объемах мЗ: 2016 год - 6 225 781, 1 кв. - 323 716, 2 кв. - 437 146, 3 кв. - 33 466, 4 кв. - 2 517 653, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из протокола разногласий от 09.12.2015, ответчик предлагает в абзаце 1 названного пункта вместо слов "муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Мариинско-Посадского района Чувашской Республики" читать "муниципальных бюджетных и автономных учреждений Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - подведомственных Заказчику учреждений"; а абзаце 2 названного пункта вместо слов "подведомственным Заказчику и уполномоченным Заказчиком организациям" читать "подведомственным Заказчику учреждениям", вместо слов "для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики" читать "для обеспечения нужд подведомственных Заказчику учреждений"; в абзаце 3 названного пункта вместо слов "подведомственным Заказчику организациям (учреждениям) и уполномоченным Заказчиком организациям" читать "подведомственным Заказчику учреждениям"; согласованные объемы газа читать следующим образом: 2016 год - 1 256 293 кв.м., 1 кв. - 624 945, 2 кв. - 116 238, 3 кв. - 12 779, 4 кв. - 502 331".
Пункт 2.3 Контракта истец предлагает принять в следующей редакции: "Поставка газа Получателям осуществляется на основании отдельных договоров поставки газа (дополнительных соглашений к ним), заключенных между ними и Поставщиком на основании настоящего Контракта.
Настоящий контракт в соответствии со статьей 23 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и в соответствии со статьей 9.2. Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является согласием собственника (Заказчика) на совершение Получателями (учреждениями, подведомственными Заказчику, и унитарными предприятиями Заказчика), указанными в Приложениях N 1и 2, сделок подпадающих под признаки крупной сделки.
Объемы газа для подведомственных Заказчику организаций определяются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по группе 200, статье 220, подстатье 223 "Коммунальные услуги" (в части оплаты потребления газа) по классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ или на основании муниципального задания, а для уполномоченных Заказчиком организаций - на основании выделенных Поставщиком объемов природного газа".
Ответчик в протоколе разногласий абзац 2 названного пункта предлагает читать следующим образом: "Настоящий контракт в соответствии со статьей 9.2. Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является согласием собственника (Заказчика) на совершение Получателями (подведомственными Заказчику учреждениями), указанными в Приложениях N 1 и 2, сделок подпадающих под признаки крупной сделки", в абзаце 3 слово "организаций" заменить на слово "учреждений", слова "а для уполномоченных Заказчиком организаций - на основании выделенных Поставщиком объемов природного газа" исключить.
В соответствии с пунктом 2.6 Контракта в редакции истца изменение объемов поставки газа уполномоченным и подведомственным Заказчику организациям оформляются дополнительными соглашениями к Контракту и к договорам поставки газа с учетом требований постановления Правительства РФ N 1021 от 29 декабря 2000 года в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 333 от 28 мая 2007 года и Приказами ФСТ России.
В названном пункте в редакции ответчика слова "уполномоченным и подведомственным Заказчику организациям" заменены словами "подведомственным Заказчику учреждениями".
В силу пункта 2.7 Контракта в редакции истца оперативные распоряжения Центрального производственного диспетчерского департамента ПАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" в пределах их компетенции по поставке (отбору) газа, являются обязательными к выполнению уполномоченными и подведомственными муниципальному Заказчику организациями.
Редакция ответчика предусматривает замену слов "уполномоченными и подведомственными муниципальному Заказчику организациями" словами "подведомственными муниципальному Заказчику учреждениями".
Цена Контракта на основании действующих на момент заключения Контракта, цен и тарифов составляет 35242872,45 руб., включая налог на добавленную стоимость (18%) 5376031,39 рублей (согласно Приложениям N 1 и N 2 к настоящему Контракту) и может изменяться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.1 Контракта в редакции истца).
По мнению ответчика, цена Контракта должна составлять 7462272,35 руб., включая налог на добавленную стоимость (18%) 1343209,02 руб.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 3.3 Контракта в редакции истца плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы по транспортировке газа, применяемые при расчетах по договорам, заключенным с подведомственными Заказчику организациями, и специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, рассчитываются в соответствии с Приказом ФСТ России.
Аналогичным образом слова "с подведомственными Заказчику организациями", по мнению ответчика, должны быть заменены словами "с подведомственными Заказчику учреждениями".
Оплата (расчеты) производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств Заказчиком и/или Получателями на указанный в Контракте расчетный счет Поставщика, и/или в наличной форме (пункт 3.4.1 в редакции истца).
Названный пункт администрация считает необходимым изложить в следующей редакции: "Оплата (расчеты) производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств Получателями на указанный в Контракте расчетный счет Поставщика, и/или Заказчиком - в отношении подведомственных Заказчику учреждений".
Согласно пункту 3.4.3 Контракта в редакции истца расчеты с Поставщиком за поставляемый природный газ производится Получателями и/или самим муниципальным Заказчиком (в солидарном порядке) ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании условий настоящего Контракта и договоров поставки газа с Получателями.
По мнению ответчика, названный пункт после слов "и/или самим Заказчиком" подлежит дополнению словами "- в отношении подведомственных Заказчику учреждений".
Как следует из пункта 4.2.2 Контракта в редакции истца Заказчик обязан ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от Получателей - уполномоченных и подведомственных муниципальному Заказчику организаций Поставщику за поставленный указанным организациям природный газ. Условие настоящего пункта предусматривает гражданско-правовую солидарную ответственность Заказчика и Получателей - уполномоченных (подведомственных) муниципальному Заказчику организаций по оплате поставленного Поставщиком газа (ст. 322,532 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не предусматривает предоставление муниципальной гарантии за потребителей газа перед неопределенным кругом лиц (ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В названном пункте в редакции ответчика слова "уполномоченных и подведомственных муниципальному Заказчику организаций" изменены на слова "подведомственных Заказчику учреждений", слова "уполномоченных (подведомственных) муниципальному Заказчику организаций" заменены словами "подведомственных Заказчику учреждений", исключены слова "и не предусматривает предоставление муниципальной гарантии за потребителей газа перед неопределенным кругом лиц (ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации)".
Пункт 4.2.3 Контракта в редакции истца содержит положение об обязанности Заказчика предусматривать в расходах подведомственных муниципальному Заказчику организаций (учреждений) затраты в объемах, обеспечивающих полное финансирование расходов на оплату потребления природного газа в 2016 году с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.
В редакции протокола разногласий ответчик в данном пункте слово "организаций" исключает.
Заказчик обязан после принятия бюджета муниципального образования в течение 10 дней представлять Поставщику по подведомственным муниципальному Заказчику организациям (учреждениям) - сведения о расходах на оплату потребления природного газа с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств (пункт 4.2.5 Контракта в редакции истца).
Как следует из протокола разногласий, ответчик в данном пункте считает необходимым слова "подведомственным муниципальному Заказчику организациям (учреждениям)" заменить на слова "подведомственным Заказчику учреждениям".
Пунктом 4.2.7 Контракта в редакции истца предусмотрено, что Заказчик обязан при изменении оптовой цены на газ, платы за снабженческо-бытовые услуги, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа и специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации производить корректировку объемов финансирования расходов по уполномоченным и подведомственным муниципальному Заказчику организациям.
В редакции ответчика слова "уполномоченным и подведомственным муниципальному Заказчику организациям" заменены словами "подведомственным Заказчику учреждениям".
В соответствии с пунктом 4.2.8 Контракта Заказчик обязан ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, представлять, по требованию Поставщика, информацию о размерах средств бюджета муниципального образования, фактически направленных уполномоченным и подведомственным муниципальному Заказчику организациям для оплаты потребленного ими природного газа с нарастающим итогом с начала года.
Ответчик предлагает в данном пункте слова "уполномоченным и подведомственным муниципальному Заказчику организациям" заменить на слова "подведомственным Заказчику учреждениям".
Согласно пункту 4.4.4 Контракта в редакции истца Поставщик обязан Заключать договоры поставки газа с Получателями в соответствии с выделенными объемами природного газа, оплата которых обеспечивается (для казенных организаций (учреждений) гарантируется) Заказчиком.
Названный пункт ответчик согласно протоколу разногласий от 09.12.2015 предлагает после слов "с Получателями" дополнить словами " - подведомственными Заказчику учреждениями,".
Абзацем 3 пункта 6.7 Контракта в редакции истца предусмотрено, что приемка муниципальным Заказчиком качества поставленного газа производится по показаниям исправных контрольно-измерительных приборов, входящих в состав измерительного комплекса Поставщика, а при их отсутствии - по показаниям исправных измерительных комплексов Получателей подведомственных и уполномоченных организаций. Учет газа производится Поставщиком в соответствии с "Правилами учета газа" (утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 N 961), условиями заключенных в соответствии с п.2.2. настоящего контракта договоров и иными нормативными документами.
Приемка поставленного товара (газа) в части соответствия его количества, качества, комплектности, объема требованиям, установленным настоящим контрактом производится Получателями ежемесячно при составлении актов поданного-принятого газа с участием подведомственных и уполномоченных организаций в порядке, определенным главой V Правил поставки газа в РФ (абзац 5 пункта 6.7 Контракта в редакции истца).
В названных абзацах в редакции ответчика слова "подведомственных и уполномоченных организаций" заменены на слова "подведомственных Заказчику учреждений".
Реестр получателей (Извещение о прикреплении покупателя к поставщику/Отгрузочная разнарядка) - уполномоченных и подведомственных организаций-потребителей газа для нужд Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (Приложение N 1 к Контракту) в редакции истца содержит сведения об объемах газа по кварталам в общем объеме 5 267 958 куб.м. в отношении получателей: администраций городского и сельского поселений, муниципального учреждения, организаций коммунального комплекса.
Реестр получателей (Извещение о прикреплении покупателя к поставщику/Отгрузочная разнарядка) - уполномоченных и подведомственных организаций-потребителей газа для нужд Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (Приложение N 2 к Контракту) содержит сведения об объемах газа, подлежащих поставке получателям - муниципальным и автономным учреждениям, администрациям сельских поселений в общем размере 957 823 куб.м.
В редакции ответчика Приложение N 1 и Приложение N 2 к Контракту подлежат переименованию в Реестр получателей (Извещение о прикреплении покупателя к поставщику/Отгрузочная разнарядка) - подведомственных Заказчику учреждений - потребителей газа: муниципальных бюджетных и автономных учреждений. При этом администрация исключает из реестров администрации городского и сельских поселений, а также организации коммунального комплекса, не меняя объем подлежащего поставке муниципальным и автономным учреждениям природного газа, вследствие чего общий согласованный объем поставки на 2016 год составляет 1 256 293 куб.м.
Таким образом, подлежащие внесению в Контракт, по мнению ответчика, изменения, касаются исключения из Контракта положений об обеспечении администрацией поставок газа администрациям городского и сельских поселений и организациям коммунального комплекса и солидарной с названными получателями оплаты природного газа.
Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Как следует из протокола разногласий, спор возник по поводу включения в муниципальный контракт объемов поставки природного газа, указанных в расчетах-заявках администраций в полном объеме, в то время как ответчик полагает возможным взять на себя обязательства по оплате природного газа только в отношении подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27.03.2015 N 03/1-03/141 создана рабочая группа для проведения предварительной защиты планируемых объемов поставки природного газа для государственный и муниципальных нужд Чувашской Республики на 2016 год.
На заседании созданной на основании названного приказа рабочей группы 15.04.2015 произведена предварительная защита объемов поставки природного газа на 2016 год (протокол от 15.04.2015 N 11).
Письмом от 02.12.2015 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сообщило истцу, что заявки муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики о потребности в природном газе на 2016 год являются консолидированными.
Принимая во внимание, что расчеты-заявки подписаны и поданы администрацией, утверждены в установленном законом порядке, что доказательства их изменения в порядке, предусмотренном пунктом 7 Порядка согласования объемов потребления газа, отсутствуют, а также то, что условия муниципального контракта, в том числе спорных пунктов, разработаны с учетом утвержденных таким образом объемов, суд приходит к выводу, что объем природного газа, получателем которых согласно проекту муниципального контракта выступают организации коммунального комплекса и администрации городского и сельских поселений, не могут быть исключены. При этом в рассматриваемом случае администрация является поручителем в силу закона, в связи с чем у нее возникает солидарная ответственность по оплате всего объема поставляемого энергоресурса (статьи 361 и 532 ГК РФ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации наряду с долговыми предусматривает расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ).
Как следует из абзаца 2 части 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0274 путем принятия пунктов 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзаца 7 пункта 3.3, пункты 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзаца 3 пункта 6.7, абзаца 5 пункта 6.7 муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0274, приложения N1, N2 муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0274 в редакции истца.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования, приняв спорные пункты в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары".
Доводы администрации, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.09.2016 по делу N А79-11954/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11954/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2017 г. N Ф01-975/17 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
Ответчик: Администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Бичуринского сельского поселения Мариинско-Посадского района ЧР, Администрация Карабашского сельского поселения Мариинско-Посадского района ЧР, Администрация Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района ЧР, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР, ООО "Теплоэнерго", ООО "ЭК "Котельная", Мариинско-Посадское районное собрание депутатов Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-975/17
07.12.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7753/16
05.12.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7753/16
09.09.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11954/15