город Москва |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А40-230411/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Егоровым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества
"Московская объединенная электросетевая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20 февраля 2016 года по делу N А40-230411/15,
принятое судьей Лапшиной В.В.
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
(ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918)
к Публичному акционерному обществу
"Московская объединенная электросетевая компания"
(ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811)
о взыскании ущерба
при участии в судебном заседании:
от истца Шапкин П.В. по доверенности от 23.12.2015
от ответчика не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" о взыскании вреда, причиненного незаконным использованием чужого имущества в размере 835 512,35 руб.
Решением суда от 20.02.2015 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лица, участвующего в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит изменению, исходя из следующего.
Установлено, что в ходе патрулирования 22.01.2015 лесного участка государственным лесным инспектором Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" в выделе 11 квартала 8, выделе 27 квартала 6 Красногорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Сабурово, Красногорского муниципального района Московской области был выявлен факт нарушения лесного законодательства ПАО "МОЭСК", а именно было установлено, что на указанном лесном участке ответчик самовольно, без разрешительных документов, при помощи специальной техники, в лесопарковой зоне произвело строительство капитального объекта - подземной линии электропередачи (линейного объекта) КЛ 10 кВ от ПС N 25 "Ангелово", в т.ч. ПИР, Красногорского района, в районе д. Сабурово, для нужд СЭС - филиала ПАО "МОЭК".
При проведении строительства капитального объекта - подземной линии электропередачи (линейного объекта) КЛ 10 кв от ПС N 25 "Ангелово", в т.ч. ПИР, Красногорского района, в районе д. Сабурово, для нужд СЭС - филиала "МОЭСК", экскаватором CASE, на площади 700 кв.м., при копке траншеи на глубину 1 м, произведено снятие, перемещение почвы.
Правоустанавливающие документы, определяющие законность использования участка лесного фонда, ответчик не представил.
Постановлением начальника Истринского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 19.03.2015 ответчик признан виновным в нарушении статьи 7.9 КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков.
При рассмотрении административного дела установлено, что обществом допущено нарушение положений статей 7, 8, 9, 71 Лесного кодекса РФ, выразившееся в самовольном занятии лесного участка без специального разрешения.
Вследствие совершения ответчиком неправомерных действий по самовольному использованию лесов в выделе 11 квартала 8, выделе 27 квартала 6 Красногорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Сабурово, Красногорского муниципального района Московской области, ущерб, причиненный лесному фонду Российской Федерации, оценен в размере 835512,35 руб.
Поскольку ущерб, причиненный лесному фонду, возмещен не был, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска
Апелляционный суд соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Статьей 8 Гражданского кодекса РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ) предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу требований пунктов 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (статья 99 Лесного кодекса РФ).
В силу положений пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ).
Так, в соответствии со статьей 45 ЛК РФ разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила).
Для целей Правил под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (пункт 2 статьи 45 Лесного кодекса РФ).
В силу положений статьи 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Согласно положениям статей 71 - 74 Лесного кодекса РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.
Статьей 26 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В сиу статей 9, 26, 71, частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ, статьей 22, частью 1 статьи 25 ЗК РФ основанием для использования лесного участка являются договор аренды, проект освоения лесов и лесная декларация.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе патрулирования 22.01.215г. лесного участка государственным лесным инспектором Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" в выделе 11 квартала 8, выделе 27 квартала 6 Красногорского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Сабурово, Красногорского муниципального района Московской области было установлено, что на указанном лесном участке ответчик самовольно, без разрешительных документов, при помощи специальной техники, в лесопарковой зоне произвело строительство капитального объекта - подземной линии электропередачи (линейного объекта) КЛ 10 кВ от ПС N 25 "Ангелово", в т.ч. ПИР, Красногорского района, в районе д. Сабурово, для нужд СЭС - филиала ПАО "МОЭК".
При этом факт осуществления Обществом работ на обозначенной выше, обследованной территории без оформления указанных документов, то есть самовольно, подтверждается актом осмотра территории от 22.01.2015 г., схематическим чертежом, постановлением о назначении административного наказания от 19.03.2015 N 07-037/2015.
Доказательств того, что указанное постановление признано незаконным и отменено в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствует и суду не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение совершено не по вине ПАО "МОЭСК", Ответчиком не представлено.
В то же время самовольное использование лесов само по себе причиняет вред собственнику и влечет за собой обязанность возместить вред от такого незаконного использования.
Расчет суммы ущерба произведен истцом в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" от 08.05.2007 года N 273 (приложение N 4), постановления Правительства Российской Федерации "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" от 22.05.2007 года N 310 (таблица 14 с примечаниями), проверен судом и признан правильным.
Доказательств несоответствия расчета ущерба, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания за нарушение лесного законодательства, установленного на лесных участках, находящихся в федеральной собственности зачисляются в федеральный бюджет.
С учетом изложенного в счет возмещения ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства, с Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" подлежит взысканию 835 512,35 руб. в федеральный бюджет Российской Федерации.
При таких, обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2016 года по делу N А40-230411/15 изменить.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811) в доход Федерального бюджета 835 512,35 руб. ущерба, 19 710 руб. государственной пошлины.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230411/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "МОЭСК"