Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2016 г. N Ф10-3014/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
2 июня 2016 г. |
Дело N А23-5467/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПромНеруд" (Калужская область, Дзержинский район, с. Совхоз, ОГРН 1084004000200, ИНН 4004403512) - Акоевой Т.М. (директор), Макеевой Т.Г. (доверенность от 05.02.2016), от ответчика - министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) - Калинина Е.А. (доверенность от 20.05.2016 N ВА-970-16), от третьего лица - уполномоченного по защите предпринимателей в Калужской области (г. Калуга) - Фадеевой О.Ю. (доверенность от 11.11.2015 N 734), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПромНеруд" и уполномоченного по защите предпринимателей в Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.03.2016 по делу N А23-5467/2015 (судья Дорошина А.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПромНеруд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным приказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 28.07.2015 N 305-15 "О досрочном прекращении права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен уполномоченный по защите предпринимателей в Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания приказа недействительным.
В апелляционной жалобе ООО "ПромНеруд" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что на момент принятия приказа от 28.07.2015 N 305-15 недропользователем выполнены условия, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в" пункта 4.1.1, а именно: после согласования распорядителем недр геологического (технического) задания на производство геологоразведочных работ, проведены указанные работы в границах предварительного горного отвода площадью 29 га, утверждены экспертной комиссией запасы строительных известняков по участку Васильевский-1 Пятовского месторождения по категории С1 в объеме 1 865,0 тыс. куб м и поставлены запасы в указанном объеме на баланс ООО "ПромНеруд"; с момента получения положительной государственной экспертизы запасов представлен отчет о выполненных работах в Калужский филиал ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Центральному федеральному округу", подготовлен технический проект разработки и рекультивации месторождения и представлен для согласования распорядителю недр. Сообщает, что все остальные условия пользования недр могут быть выполнены только при условии, что технический проект разработки и рекультивации месторождения согласован и утвержден распорядителем недр. Указывает на направление в адрес министерства сопроводительным письмом от 29.10.2014 технического проекта.
Считая необоснованным принятое по настоящему делу решение, уполномоченный по защите предпринимателей в Калужской области также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Мотивируя свою позицию, указывает, что решение о досрочном прекращении лицензии, ограничивая правоспособность юридического лица, является специальной предупредительной мерой, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, следовательно, наличие формальных признаков не может являться достаточным основанием для принятия решения о прекращении лицензии. По мнению апеллянта, показания Кудинова Сергея Николаевича не могут быть положены в основу решения суда, поскольку он является государственным гражданским служащим министерства, соответственно, состоит с ним в служебных отношениях, то есть его нельзя назвать лицом, независимым от ответчика. Полагает, что технический проект до сих пор находится в министерстве ввиду непредставления ответчиком допустимых доказательств возврата проекта. Считает, что акт от 23.07.2015 не позволяет достоверно установить, на каком именно земельном участке проводилась проверка на предмет отсутствия действий ООО "ПромНеруд" по добыче полезных ископаемых, и, следовательно, данный акт не может являться надлежащим доказательством того, что ООО "ПромНеруд" не приступило к пользованию недрами.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, опровергая доводы жалоб, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения суда, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПромНеруд" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.01.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084004000200.
ООО "ПромНеруд" и гражданка Акоева Т.М. 23.05.2008 заключили договор аренды земельного участка N 1/АЗ-2008, по условиям которого обществу на 15 лет передан в аренду земельный участок, находящийся в Калужской области, Дзержинском районе, район деревни Васильевское, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 655 тысяч кв. м, с кадастровым номером 40:04:233101:14.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 24.06.2008.
Министерством природных ресурсов Калужской области 11.02.2010 ООО "ПромНеруд" сроком до 01.01.2030 выдана лицензия на право пользования недрами серии КЛЖ N 80069ТЭ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча строительного известняка на участке Васильевский - 1,3, расположенном в 0,3 км к юго-западу от деревни Васильевская Дзержинского района Калужской области.
Министерство природных ресурсов Калужской области (в настоящее время -Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области) и ООО "ПромНеруд" заключили лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр в целях геологического изучения (поиска, оценки), разведки и добычи строительного известняка на участке Васильевский-1, расположенном на территории муниципального района "Дзержинский район" Калужской области, которое является приложением к лицензии.
Согласно пункту 3.1 протокола заседания экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых от 11.10.2011 N 145, расположенных на территории Калужской области, участок Васильевский-1 переименован в участок Васильевский-2.
В лицензионное соглашение 11.12.2014 внесены изменения, в том числе пункт 10.1 раздела 10 изложен в новой редакции: "Существенными условиями лицензии, при которых в соответствии с пунктом 2 части 20 Федерального Закона "О недрах" право пользование недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено, являются условия, отраженные в разделах 2, 3, 4, 5 и 7 настоящего Соглашения".
Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на основании приказа от 28.07.2015 N 305-15 досрочно прекращено право пользования участком недр, предоставленное ООО "ПромНеруд" на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ в целях добычи строительного известняка на участке Васильевский-2 Пятовского месторождения, расположенном на территории муниципального района "Дзержинский район", в связи с тем, что пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Полагая, что приказ министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "ПромНеруд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 2, 4 Положения "О Федеральном агентстве по недропользованию", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В силу пункта 5 Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 11.05.2011 N 146, определено, что министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее по тексту - министерство) является органом исполнительной власти Калужской области; обладает исполнительно-распорядительными и надзорными полномочиями, отнесенными к его ведению.
Согласно пункту 1.4 названного Положения министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления регионального государственного экологического надзора; рационального использования и охраны недр; водных отношений; осуществления государственного управления в области охраны окружающей среды; осуществления государственного управления в области экологической экспертизы.
В силу подпункта 2.2 пункта 2 Административного регламента министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области предоставления государственной услуги "Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на право пользования участками недр местного значения, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области", утвержденного приказом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 29.06.2012 N 44-ор, исполнение государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на право пользования недрами осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рационального использования и охраны недр, министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.
Таким образом, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области является правомочным органом на досрочное прекращение, приостановление или ограничение пользования недрами.
Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Согласно Закону N 2395-1 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона о недрах).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (абзац 4 статьи 11 Закона о недрах).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 21 Закона о недрах установлен различный порядок прекращения права пользования недрами в зависимости от оснований прекращения. Таким образом, порядок прекращения права пользования недрами в конкретном случае должен определяться исходя из квалификации события, являющегося основанием для прекращения права.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Согласно абзацу 4 статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 9662/12 по делу N А33-13966/2011).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно части 1 статьи 23.1 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу требований пункта 10 статьи 3 Закона Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" (далее по тексту - Закон N 76-ОЗ) разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется только после проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых и при наличии земельного участка, на котором в соответствии с действующим законодательством возможно ведение работ, связанных с пользованием недрами, расположенного в границах горного отвода.
На основании пункта 4 статьи 3 Закона N 76-ОЗ уточненные границы горного отвода определяются техническим проектом разработки месторождения, согласованным в установленном порядке.
Из приведенных норм, как справедливо заключил суд первой инстанции, следует, что разработка месторождения возможна после: согласования и утверждения технического проекта разработки и рекультивации месторождения; оформления и регистрации документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода; перевода земельного участка в категорию земель промышленности; экспертизы запасов полезных ископаемых.
Разделом 4 "Условия пользования участком недр" Лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр Васильевский-2 месторождения строительных известняков, являющимся приложением к лицензии КЛЖ 80069 ТЭ, установлено: в срок до 01.11.2011, после согласования распорядителем недр геологического (технического) задания на производство геологоразведочных работ провести указанные работы в границах предварительного горного отвода, площадью 29 га, в целях уточнения реальных объемов к отработке запасов полезного ископаемого в соответствии с действующими государственными стандартами, последующим их утверждением экспертной комиссией по запасам, и постановкой на баланс предприятия (пункт 4.1.1 а); в месячный срок с момента получения положительной государственной экспертизы запасов представить отчет о выполненных работах в Калужский филиал ФГУ Территориального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Центральному округу (пункт 4.1.1 б); в срок до 01.12.2011 подготовить и согласовать, в том числе с распорядителем недр, и утвердить технический проект разработки и рекультивации месторождения (пункт 4.1.1 в); в срок до 01.01.2012 оформить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, и зарегистрировать их в территориальном органе Ростехнадзора (пункт 4.1.1 г); не позднее 01.06.2012 приступить к добыче полезного ископаемого (пункт 4.1.1 ж); в срок до 01.01.2014 обеспечить выход предприятия на проектную мощность с годовым уровнем добычи полезного ископаемого в объеме 200 тыс м3. Допускается отклонение годового объема добычи в большую или меньшую сторону в пределах 20 % от установленного Лицензионным соглашением (пункт 4.1.1 з).
Из оспариваемого приказа министерства следует, что основанием для досрочного прекращения права пользования участком недр, предоставленным ООО "ПромНеруд" на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ в целях добычи строительного известняка на участке Васильевский - 2 Пятовского месторождения, расположенном на территории муниципального района "Дзержинский район", послужил вывод ответчика о том, что пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
До согласования и утверждения технического проекта разработки и рекультивации месторождения общество не может решить вопрос по переводу земельного участка в категорию земель промышленности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что обществом до настоящего времени не подготовлен и не утвержден технический проект разработки и рекультивации месторождения (пункт 4.1.1 "в" Лицензионного соглашения), а, следовательно, не обеспечен выход предприятия в срок до 01.01.2014 на проектную мощность добычи полезного ископаемого.
При этом, как справедливо указал суд первой инстанции, проект рекультивации земель является составной частью технического проекта разработки и рекультивации месторождения, который на данный момент обществом не прошел согласование и не утвержден.
Согласно письму разработчика технического проекта от 12.02.2016 N 18 технический проект разработки и рекультивации месторождения участка Васильевский-2 выдан ООО "ПромНеруд" в марте 2014 года для проведения согласования.
По итогам рассмотрения технического проекта комиссией министерства сделаны замечания, которые отражены ею в письме от 30.06.2014 N СК-922-14, адресованном обществу.
Отклоняя довод заявителя о том, что проект длительное время по вине министерства не согласовывался и не утверждался, хотя был направлен на утверждение в министерство 14.02.2012 сопроводительным письмом N 01, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный проект направлен за пределами срока, установленного пунктом 4.1.1 "в" Лицензионного соглашения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, на данном письме отсутствует штамп входящей корреспонденции министерства, а указание на заявлении на то, что документы получены главным специалистом Король И.А., не может служить доказательством получения министерством вышеназванных документов, в связи с тем, что Король И.А. работает в министерстве с августа 2012 года согласно приказу от 14.08.2012 N 38-К.
При этом проект 24.11.2014 возвращен заявителю на доработку согласно распечатке базы данных электронного документооборота министерства.
Данный факт также подтверждается показаниями заместителя начальника управления природопользования Кудинова С.Н., данными им в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Ссылку заявителя на необходимость критического отношения к показаниям свидетеля Кудинова С.Н. ввиду того, что данное лицо является работником ответчика, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку статья 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не запрещает суду использовать в качестве доказательств свидетельские показания лиц, находящихся в трудовых отношениях с одной из сторон спора.
Кроме того, в соответствии с законодательством, действующим на момент спорных отношений, общество в период с 01.12.2011 до 31.12.2013 должно было направлять технический проект на согласование в Комиссию по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу по Калужской области, а не в министерство.
На момент выдачи лицензии (11.02.2010) действовали требования пункта 4 статьи 3 Закона Калужской области N 76-03 "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" "Уточненные границы горного отвода определяются после разработки технического проекта разработки и рекультивации месторождения, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области горного надзора и уполномоченным органом исполнительной власти и утверждения его руководителем предприятия, получившего право пользования недрам".
Срок согласования проекта установлен 01.12.2011, на указанную дату действовало постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, в соответствии с пунктом 5 которого проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. В соответствии с пунктом 9 "а" Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные).
В соответствии с пунктом 1.2. постановления Правительства Калужской области от 05.03.2014 N 147 министерство наделено полномочиями по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Таким образом, осуществление министерством работы по согласованию проектов при наличии полномочий и установленного порядка стало возможным только после 02.04.2014.
В период с 01.12.2011 (срок выполнения пункта 4.1.1 "в" Лицензионного соглашения) до 23.07.2013 (когда был принят Федеральный закон N 228-ФЗ "О внесении изменений в Закон о недрах), общество должно было направлять технический проект на согласование в Комиссию по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.
Кроме того, общество для исполнения обязанности по обеспечению выполнения условий, установленных лицензией, имело право, предоставленное пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия предоставлена, что не привело бы к наступлению обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.
Между тем общество обратилось в министерство с заявлением от 20.02.2013 N 05 о внесении изменений в лицензионное соглашение, на которое министерством дан отказ в связи с тем, что данное заявление подано после истечения сроков, установленных данным лицензионным соглашением.
Уведомление от 24.03.2015 N ВЖ-513-15 о допущенных нарушениях направлено в адрес генерального директора общества Акоевой Т.М. заказным письмом и получено 06.04.2015.
В целях проверки факта устранения нарушений на заседании комиссии по предоставлению, приостановлению, ограничению, прекращению, в том числе досрочному, права пользования участками недр местного значения на территории Калужской области, действующей на основании приказа министерства от 05.03.2013 N 78-13, рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования участком недр участка Васильевский-2 Пятовского месторождения, предоставленного обществу на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ.
Согласно протоколу от 16.07.2015 N 3 на заседании комиссии генеральный директор Акоева Т.М. не отрицала, что добычные работы на месторождении не начинались, предоставив информацию о том, что, на ее взгляд, послужило причиной нарушения условий пользования недрами.
Также доказательством того, что пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах подтверждается отчетностью по форме 5-гр: 2012 год - 0 тыс. м3; 2014 год - 0 тыс. м3; за 2013 год отчетность по форме 5-гр обществом не представлена.
С целью подтверждения отсутствия работ, связанных с разработкой участка Васильевский-2 Пятовского месторождения строительных известняков в границах горного отвода, предоставленного обществу на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ, представителями министерства 23.07.2015 осуществлен выезд на территорию муниципального района "Дзержинский район", где расположен участок недр, право пользования которым предоставлено обществу на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ, в ходе которого установлено, что в границах горного отвода каких-либо работ, связанных с разработкой месторождения, не проводится.
На месте осмотра произведена фотосъемка, которой подтверждается отсутствие в границах горного отвода работ, связанных с разработкой месторождения общераспространенных полезных ископаемых, о чем составлен акт, к которому приложена фототаблица.
По истечении трех месяцев со дня получения обществом уведомления после установления министерством факта не устранения допущенных нарушений лицензионного соглашения, 28.07.2015 издан приказ N 305-15 "О досрочном прекращении права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ 80069 ТЭ".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении ответчика порядка принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "ПромНеруд".
Таким образом, приказ от 28.07.2015 N 305-15 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания его незаконным.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений и не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 10.03.2016 по делу N А23-5467/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПромНеруд" и уполномоченного по защите предпринимателей в Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5467/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2016 г. N Ф10-3014/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПромНеруд", ООО ПромНеруд
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области, Уполномоченный по защите предпринимателей в Калужской области