г. Томск |
|
3 июня 2016 г. |
Дело N А45-18278/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л, Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Антоновой М.В. по доверенности от 01.09.2015 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Мельникова С.Е. по доверенности от 07.10.2015 (на 1 год),
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 марта 2016 г. по делу N А45-18278/2015 (судья Наумова Т.А.)
по заявлению Администрации муниципального образования Мичуринский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области (630526, Новосибирская область, пос. Мичуринский, ул. Солнечная, 5)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (630501, р.п. Краснообск, 25); муниципальное казенное учреждение социально- культурное объединение "Мичуринский" (630526, Новосибирская область, пос. Мичуринский, ул. Солнечная, 10)
о признании недействительным постановления от 22.01.2015 N 107-апа и о признании незаконными действий по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Мичуринский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация МО Мичуринский сельсовет, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о признании незаконными постановлений от 22.01.2015 N 107-апа "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Земельное бюро", от 20.05.2015 N3464-па о внесении изменений в постановление от 22.01.2015 N 107-апа, действий по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240 как несоответствующие требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (далее - МКУ "Земельное бюро") и муниципальное казенное учреждение социально - культурное объединение "Мичуринский" (далее - МКУ СКО "Мичуринский", третьи лица).
Решением от 18.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Новосибирского района Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить принятый по делу судебный акт.
Указывает что, в отношении спорного земельного участка не имеется нормативного правового акта, которым участок отнесен к землям особо охраняемых территорий объектов, иных решений о резервировании заявителем также не принималось. Наличие решения Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета Народных депутатов от 11.06.1988 N 285 не свидетельствует о резервировании спорного земельного участка на неопределённый срок.
Действия заявителя свидетельствуют об утрате им интереса в сохранении имеющейся естественной флоры и фауны на территории Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области путем создания особо охраняемой природной территории. Его требования основаны на незаконном постановлении от 22.06.2015 N 281 "О предоставлении земельных участков МКУ СКО "Мичуринский", принятое администрацией Мичуринского сельсовета с превышением полномочий и в целях, не имеющих отношения как к созданию особо охраняемой территории, так и к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Законодательство Российской Федерации, действовавшее на момент обращения с заявлением МКУ "Земельное бюро", не содержало норм, обязывающих заявителя представить правовое обоснование испрошенного земельного участка, доказательства наличия достаточных материальных и трудовых ресурсов для осуществления такой деятельности.
Судом первой инстанции не учтен пропуск срока на обращение в суд для оспаривания постановлений.
С учетом характера правоотношений, связанных с созданием особо охраняемой природной территории, данный спор не может носить экономического характера, и не основан на предпринимательской деятельности, таким образом, спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности.
В нарушение статей 170, 174 АПК РФ суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал, каким образом Администрация Новосибирского района Новосибирской области должна устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Администрация МО Мичуринский сельсовет просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ третьими лицами не представлены.
Представители Администрации Новосибирского района Новосибирской области и Администрации МО Мичуринский сельсовет в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 и 5 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и Администрации Новосибирского района Новосибирской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 25.11.2014 МКУ Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением вх. 10380 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Новосибирская область, р-н Новосибирский, МО Мичуринский сельсовет, в районе СНТ "Элитное", ориентировочной площадью 2238399 кв.м. для сельскохозяйственного использования в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
25.11.2014 Администрация Новосибирского района Новосибирской области направила письмо N 10380/01-12 в ГБУ "НСО "Редакция газеты "Приобская правда" о публикации объявления следующего содержания "Администрация Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации информирует население о возможном предоставлении МКУ "Земельное бюро" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240 с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Новосибирская область, р-н Новосибирский, МО Мичуринский сельсовет, в районе СНТ "Элитное", ориентировочной площадью 2238399 кв.м. для сельскохозяйственного использования". Объявление опубликовано в газете спецвыпуск N 119 (1143) 26.11.2014 одновременно с другими объявлениями аналогичного содержания о предоставлении в бессрочное пользование земельных участков на территории Кудряшовского сельсовета, Толмачевского сельсовета, Ярковского сельсовета, Мичуринского сельсовета и других для сельскохозяйственного производства МКУ "Земельное бюро".
Администрация Новосибирского района Новосибирской области 24.12.2014 сообщила МКУ "Земельное бюро" о том, что срок рассмотрения обращения всех заявлений, в том числе N 10380, продлен в связи с необходимостью получения и изучения дополнительно информации (документации).
22.01.2015 Администрацией Новосибирского района Новосибирской области принято постановление N 107-апа "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Земельное бюро", в которое 20.05.2015 внесены изменения постановлением N3464-па о площади предоставленного земельного участка в 1980000 кв.м.
Полагая, что правовые акты Администрации Новосибирского района Новосибирской области приняты в нарушение норм законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, Администрация Мичуринского сельсовета обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, частью 2 статьи 201, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 2 Постановления Правительства от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (в редакции на момент принятия оспариваемого решения), решением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 11.06.1988 N285 "Об организации государственного заказника местного значения "Краснообская роща" в Новосибирском районе Новосибирской области", Федеральным законом от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьями 20 (в редакции до 01.03.2015), 29, 31, 49, 70.1, 77, 78, 79, 82, пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции до 01.03.2015), пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии у Администрации Новосибирского района Новосибирской области правовых оснований для предоставления земельного участка в бессрочное пользование МКУ "Земельное бюро", нарушении процедуры предоставления которого привело к невозможности Администрации МО Мичуринский сельсовет реализовать полномочия распорядителя в отношении спорного земельного участка после 01.03.2015 года, признав при этом установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование постановлений не пропущенным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм материального права и обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Суд установив, что с заявлениями о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного использования МКУ "Земельное бюро" обращалось 25.11.2014, пришел к выводу о применении к правоотношениям сторон норм земельного законодательства, действующих на момент такого обращения.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Предоставление земельных участков органом местного самоуправления муниципального района в рамках реализации переходных положений осуществляется в случаях, установленных пунктом 16 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
В иных случаях предоставление земельных участков в рамках реализации переходных положений осуществляется органами местного самоуправления поселений (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Материалами дела подтверждается, что Правила землепользования и застройки Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области утверждены решением 32-ой внеочередной сессии Совета депутатов Совета депутатов 4 созыва от 26.12.2012 N 1, опубликованы в средствах массовой информации, обнародованы на стенде в администрации Мичуринского сельсовета, вступили в силу со дня его опубликования (обнародования), что не оспаривается Администрацией Новосибирского района Новосибирской области.
Таким образом, с указанной даты распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельным участком с кадастровым номером 54:19:081301:1240, с местоположением: Новосибирская область, р-н Новосибирский, МО Мичуринский сельсовет, в районе снт "Элитное", осуществляет Администрация МО Мичуринский сельсовет.
Руководствуясь положениями статей 7, 20, 78, 79, 82 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и делая вывод о том, что при предоставлении спорного земельного участка был нарушен порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земель сельскохозяйственного назначения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при рассмотрении заявления МКУ "Земельное бюро" Администрацией Новосибирского района Новосибирской области не было учтено отсутствие в нем правового обоснования испрашиваемого размера земельного участка, равно как и то, что МКУ "Земельное бюро" не является субъектом, которому может быть предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, формального характера подачи заявления без намерения осуществления сельскохозяйственной деятельности на земельном участке.
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения МКУ "Земельное бюро" на праве постоянного (бессрочного) пользования не соответствует пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В названной правовой норме выделены субъекты земельных отношений, которым из государственных и муниципальных земель участки могут передаваться в аренду без права выкупа. В то же время и этим субъектам земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только в аренду, а не на праве постоянного (бессрочного) пользования, и с соблюдением порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Остальным субъектам земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду с правом выкупа на торгах (пункт 1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законодатель в пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации закрепил, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Следовательно, на момент принятия оспариваемых постановлений с учетом положений пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочиями по распоряжению земельными участками наделялся орган местного самоуправления поселения.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что Администрация Новосибирского района Новосибирской области согласно требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ не доказала соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, своих действий закону или иному ненормативному правовому акту.
Следовательно, оспариваемые постановления Администрации Новосибирского района Новосибирской области и действия по предоставлению спорного земельного участка МКУ "Земельное бюро" являются незаконными.
Отклоняя доводы Администрации Новосибирского района Новосибирской области о пропуске срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением, суд исходил из того, что заявителю об оспариваемых им постановлениях стало известно при получении уведомления от 31.07.2015 о приостановлении регистрации права бессрочного пользования МКУ СКО "Мичуринский" на земельный участок 54:19:081301:2063, образованный из земельного участка 54:19:081301:1240. Обращение в арбитражный суд с требованиями 02.09.2015 свидетельствует о соблюдении заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока.
Довод Администрации Новосибирского района Новосибирской области о том, что в решении суда не указан способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку податель жалобы фактически просит разъяснить порядок и способ исполнения судебного акта, что приведет к изменению содержания резолютивной части судебного акта.
Резолютивная часть решения от 18.03.2016 изложена полно, ее содержание соответствует требованиям пункта 5 статьи 170 АПК РФ и мотивировочной части судебного акта. В ней четко разрешен вопрос о правах и обязанностях сторон, а именно: указано, что Администрация Новосибирского района Новосибирской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, и не подтверждают существенных нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Заявление принято арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены к спорным правоотношениям перечисленные нормы права, принятое судом решение об удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2016 года по делу N А45-18278/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18278/2015
Истец: Администрация муниципального образования Мичуринский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: МКУ Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро", МКУ СКО "Мичуринский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регисрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4314/16
03.06.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10389/15
18.03.2016 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18278/15
16.11.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10389/15