г. Воронеж |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А64-8492/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Франс Информатик энд Текнолоджи": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2016 по делу N А64-8492/2013 (судья Плахотников М.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ОГРН 1086809001025, ИНН 6826512035) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу,
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Франс Информатик энд Текнолоджи" о признании незаконным и отмене постановления N 05-13/2924-3 от 26.11.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 05-13/2924-3 от 26.11.2013.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2016, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (с учетом представленных уточнений).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что при наличии у Общества первичных документов, оно внесло в декларацию заведомо искаженные данные и не предприняло всех исчерпывающих и зависящих от юридического лица мер по предоставлению достоверных данных в декларации. Следовательно, по мнению Управления, предоставление искаженных данных влечет за собой невозможность проведения своевременного контроля в области декларирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что в свою очередь угрожает здоровью и жизни населения.
Кроме того, заявитель полагает, что установленный законом срок привлечения Общества к административной ответственности истек 09.01.2013, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено.
ООО "Меридиан" в представленном суду отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывая на то, что вина Общества во вменяемом административном правонарушении Управлением не доказана, имеющимися материалами дела не подтверждена. Кроме того, Общество полагает, что административным органом не учтены причины предоставления искаженных данных в декларации, что является нарушением статей 2.1, 24.1, 26.2 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассматривал дело в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.05.2016 по 24.05.2016.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом представленных уточнений и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2013 года, представленных ООО "Провиант" и его контрагентами, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО было установлено, что сведения об объемах поставки алкогольной продукции, отраженные ООО "Провиант" в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6) не соответствуют данным, отраженным контрагентом ООО "Меридиан" в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11).
По данному факту административным органом было вынесено определение от 25.10.2013 N 05-13/2924-1 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО установлено, что в 3 квартале 2013 года ООО "Провиант" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО "Меридиан". Однако, в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) организацией ООО "Меридиан" закупка алкогольной продукции от ООО "Провиант" не отражена.
В связи с выявлением вышеуказанного нарушения должностным лицом Управления был составлен протокол от 13.11.2013 N 05-13/2924-2 о совершении ООО "Меридиан" административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, выразившегося во включении искаженных данных в декларацию по форме N 11 за 3 квартал 2013 года путем не отражения закупки алкогольной продукции от ООО "Провиант" в общем объеме 1,9 дал по ТТН N 29403 от 26.07.2013, ТТН N 26316 от 05.07.2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.11.2013 N 05-13/2924-3 ООО "Меридиан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области государственного регулирования и контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (п. 1).
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Согласно п.8 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
В соответствии с п.п. 15,16 Правил, декларации за предоставляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4 квартал - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ООО "Меридиан" использует программное обеспечение - товароучетную систему "Джестори", при помощи которой в функционале "Алкогольная декларация" формируются файлы деклараций для предоставления в электронном виде на портале service.fsrar.ru.
Производителем вышеуказанного программного продукта является ООО "ФИТ". Товароучетная система "Джестори" содержит всю необходимую информацию по товародвижению в разрезе поставок, ежедневных продаж и взаиморасчетам по всем контрагентам, данные по производителям алкоголя, по товарам проставлены виды алкогольной продукции, объем в литрах.
Согласно бухгалтерским сверкам, все взаиморасчеты с поставщиками алкогольной продукции совпадают. Сформированные файлы деклараций (по форме N 11) в формате XML подписываются электронной цифровой подписью согласно регламенту и отправляются на электронный портал.
По факту выгруженных данных с сайта распечатаны квитанции, подтверждающие своевременную подачу декларации.
После возбуждения дела об административном правонарушении по факту предоставления декларации с искаженными данными, Общество обратилось в ООО "ФИТ" - производитель программного обеспечения "Джестори", за разъяснением по вопросу формирования файлов декларации в формате XML. В ответ ООО "ФИТ" указало, что сбой на сервере товароучетной системы "Джестори" 04.10.2013 в 03:50 часа стал причиной рассогласования служебных данных, используемых при формировании электронной декларации, что явилось причиной искажения данных в поданной Обществом декларации.
В материалы дела представлены сведения о том, что сбой на сервере товароучетной системы "Джестори" произошел по причине скачка напряжения на ТП N 0308. Факт скачка напряжения подтвержден письмом ОАО "ТКС Тамбовэлектросетьсервис".
Пересчет служебных данных для формирования декларации происходит первого числа каждого месяца. Сформированный файл в формате XML электронной декларации был создан без каких-либо сообщений об ошибках и был принят порталом service.fsrar.ru также без ошибок. Обнаружить расхождения и ошибки в данных выгруженной электронной декларации пользователю крайне затруднительно.
Таким образом, в случаях скачков напряжения электросети и выхода из строя источника бесперебойного питания, обеспечивающего стабильную работу сервера, в момент обработки данных в программном обеспечении "Джестори" возможны расхождения при формировании некоторых отчетов. В аварийной ситуации гарантированно осуществить сохранение имеющихся данных в момент подготовки отчетов не всегда возможно.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, при установленных обстоятельствах, не имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, административным органом не учитывались причины представления искаженных данных в декларации, в связи с чем, вина ООО "Меридиан" во вменяемом правонарушении административным органом не доказана.
С учетом установленных обстоятельств и оценки материалов административного дела апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о недоказанности в действиях ООО "Меридиан" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, и признании незаконным оспариваемого постановления о привлечении "Меридиан" к административной ответственности.
Уточнение заявителя жалобы о том, что судебный акт подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по истечении установленного законом срока привлечения Общества к административной ответственности отклоняется апелляционным судом, поскольку основано на неправильном применении норм действующего законодательства.
В данном случае, срок давности привлечения лица к ответственности проверяется при вынесении постановления административного органа о привлечении к ответственности.
Поскольку производство по делу об административном правонарушении возбуждено административным органом, суд не обладает процессуальной возможность прекратить данное производство.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта не установлено.
При указанных обстоятельствах судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2016 по делу N А64-8492/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8492/2013
Истец: ООО "Меридиан"
Ответчик: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
Третье лицо: ООО "ФИТ"