Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2016 г. N Ф07-7990/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и затрат
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2016 г. |
Дело N А26-9982/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: представитель Шахова М.В. по доверенности от 23.06.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7453/2016) ООО "ПКС-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 по делу N А26-9982/2015 (судья Борунов И.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис"
к государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании
установил:
ООО "ПКС-Сервис" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ответчик, Госкомитет) о взыскании 21 584 452, 71 руб. задолженности по соглашению N 2-2015 от 20.02.2015, а также расходы по госпошлине.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Решением от 11.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решении и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд сделал ошибочный вывод о том, что обязанность Госкомитета по перечислению ООО "ПКС-Сервис" субсидии возникает исключительно при наличии соответствующих бюджетных ассигнований в период 2015 финансового года.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что исходя из общего смысла Соглашения от 20.02.2015 N 2-2015, а также Порядка расчета, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 N 46-П "Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию" (далее - Порядок) воля сторон была направлена на исполнение условий Соглашения и корректировки размера субсидии в случае продолжения Обществом деятельности по теплоснабжению в четвертом квартале, что не представлялось возможным в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2015 год.
Обязанность по исполнению Соглашения о предоставлении Обществу субсидии не может быть поставлена в зависимость от наличия, либо отсутствия бюджетных ассигнований.
25.05.2016 в апелляционный суд от Госкомитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Госкомитета.
26.05.2016 в суд апелляционной инстанции от Общества поступило ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей кассационной жалобы по делу N А26-5193/2015 в Верховный суд Российской Федерации.
Ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал заявленное ходатайство о приостановлении производства по делу.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции, протокольным определением от 30.05.2016, вынесенным в порядке части 5 статьи 184 АПК РФ, отказал в его удовлетворении, поскольку отсутствуют основания, указанные в статьях 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для приостановления производства по делу.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам и обществом с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" было заключено соглашение N 2-2015 от 20.02.15, предметом которого является предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой бюджета Республики Карелия на 2015 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия.
Соглашением были установлены взаимные права и обязанности сторон.
Общество обязалось ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставлять в Комитет расчёт объёма субсидии, подлежащего возмещению из бюджета Республики Карелия за соответствующий отчётный период по форме, согласно приложению 1; ежемесячный отчёт о фактической реализации тепловой энергии потребителям; сведения за предыдущий период о целевом использовании субсидии (пункт 2.1.1, приложение 1 к соглашению).
Комитет обязался обеспечить соблюдение условий предоставления субсидии (пункт 2.2.1); довести до Общества объёмы ассигнований из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах (пункт 2.2.2); ежеквартально перечислять субсидии на расчётный счет Общества после предоставления отчётных документов и расчёта величины квартальной субсидии в соответствии с Порядком расчёта, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17.02.15 N 46-П (пункт 2.2.3).
В соответствии с расчетами истца объём субсидии на компенсацию части потерь в доходах за второй и третий кварталы 2015 года составляет 21 584 452,71 руб.
После истечения третьего квартала 2015 года ООО "ПКС-Сервис" утратило статус теплоснабжающей организации, что подтвердили представители истца и ответчика.
Письмами от 16.07.2015., от 14.08.2015., от 13.10.2015. Общество просило рассмотреть вопрос о выделении субсидии в вышеуказанной сумме, обращая внимание на необходимость погашения задолженности перед поставщиками энергии. Денежные средства в качестве субсидии за 2-3 кварталы 2015 года в каком-либо объеме на расчетный счет ООО "ПКС-Сервис" не поступили, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском
Суд первой инстанции отказал в иске, придя к выводу об отсутствии оснований для перечисления Обществу субсидии в условиях полного распределения объема бюджетных ассигнований между получателями субсидии.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Республики Карелия от 18.12.2014 N 1851-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете) предусмотрено, что субсидии предоставляются при условии заключения соответствующих соглашений, если они предусмотрены ведомственной структурой расходов бюджета по соответствующим целевым статьям.
Во исполнение части 3 статьи 7 названного Закона Правительство Республики Карелия постановлением от 05.02.2008 N 24-П утвердило Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (далее - Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг с получателями бюджетных средств.
В силу пункта 6 Порядка юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг представляют главному распорядителю финансовую отчетность об использовании субсидий в порядке, установленном соглашением (договором).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 N 46-П "Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию" финансовое обеспечение субсидии, предоставляемой юридическим лицам, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом предоставление субсидий осуществляется на основе результатов отбора.
Порядок отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг - на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, утвержден постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.02.2015 N 33.
В соответствии с Порядком отбора юридических лиц для участия в отборе на предоставление субсидии претенденты предоставляют в Госкомитет документы, перечень которых определен пунктом 4 Порядка.
В данном случае между Комитетом и Обществом заключено соглашение от 20.02.2015 N 2-2015 о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений (договоров), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии со статьей 309, пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Суд первой инстанции на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к выводу об исполнении Комитетом принятых на себя обязательств.
Как следует из материалов дела, объем ассигнований из бюджета Республики Карелия определен в разделе 3 Соглашения и составляет 28 136 514, 24 руб. (пункт 3.1. - 6 633 731,21 руб., пункт 3.2. - 20 000 000 руб., пункт 3.4. (с учетом дополнительного соглашения от 18.08.2015 N 1) - 1 502 783,03 руб.
Платежными поручениями от 24.02.2015 N 834349, от 25.02.2015 N 840694, от 25.08.2015 N 888320 Обществу была перечислена субсидия в размере 28 136 514, 24 руб.
Как установлено судом первой инстанции, ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год (приложение 4 к Закону о бюджете) бюджетные ассигнования на компенсацию части потерь юридических лиц в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, определены в сумме 339 877 400 руб., из них в отношении юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных организаций) - в сумме 336 900 000 руб.
Исходя из того, что в силу пункта 2.2.2 соглашения Комитет обязан довести до Общества объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи на финансовый год, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Госкомитета в пользу Общества субсидии в большем размере в условиях полного распределения объема бюджетных ассигнований, доведенных до Комитета в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета.
Суд первой инстанции, установив отсутствие законных оснований для вывода о ненадлежащем исполнении ответчиком условий Соглашения, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Ссылки истца на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2015 по делу N А66-6837/2014, а также определение Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2015 N 306-ЭС15-2568 не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку выводы, сделанные в указанных судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Поскольку при обращении в апелляционный суд подателю апелляционной жалобы определением Тринадцатого арбитражного суда от 11.04.2016 была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционном суде подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 по делу N А26-9982/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" (адрес: 185005, г. Петрозаводск, ул. Варламова, 9; ОГРН: 1091001011012) в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9982/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2016 г. N Ф07-7990/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПКС-Сервис"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Третье лицо: Министерство финансов Республики Карелия