Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Окончательное решение Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2003 г. по вопросу приемлемости жалобы N 48758/99 "Любовь Алексеевна Волкова (Lyubov Alekseyevna Volkova) против Российской Федерации" (Четвертая секция)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылаясь на п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заявитель жаловалась на то, что решение от национального суда было отменено в порядке надзора, и что такая процедура была "несправедливой". Власти РФ утверждали, Верховный Суд отменил это решение (вынесенное в порядке надзора), эта процедура служила цели исправить предполагаемые нарушения, дело заявителя все еще окончательно не разрешено на национальном уровне и, таким образом, жалоба не может быть рассмотрена Европейским Судом. Европейский Суд отметил, что жалоба по п.1 ст.6 Конвенции касается отмены предыдущего решения в пользу заявителя. Вопрос состоит в том, может ли такая процедура, при которой окончательное решение может быть отменено, рассматриваться как совместимая со ст.6 Конвенции и, в частности, нарушен ли при этом принцип правовой определенности. Тот факт, что решение, вынесенное в порядке надзора, было впоследствии отменено, означает, что для разрешения этого вопроса требуется рассмотрение дела по существу.

Кроме того, заявитель жаловалась на плохие жилищные условия, дискриминацию по причине скромного социального положения и на отсутствие средств правовой защиты в связи с этим. Она также указывала на нарушение ее прав собственности по причине худшего качества предложенного ей жилья и порчи ее личного имущества. Она ссылалась на ст.3, 8, 13 и 14 Конвенции и статью 1 Протокола N 1 к Конвенции.

Что касается части жалобы по ст.3 Конвенции, запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения применим, но при этом "жестокое обращение должно достичь минимального уровня жестокости". Хотя жилищное положение заявителя может быть источником значительных страданий, Европейскому Суду не представлены материалы, которые могли бы поднять вопрос о соблюдении ст.3 Конвенции в настоящем деле.

Европейский Суд напомнил, что ни ст.8, ни какое бы то ни было другое положение Конвенции не гарантируют предоставление жилья определенного стандарта. В любом случае, Европейский Суд отметил, что заявителю была предоставлена возможность вселиться в 2, а затем в 3 комнаты в отремонтированном общежитии. Это предложение направлялось неоднократно, и заявитель до сих пор может на него согласиться. Ее отказ принять его и является причиной того, что ее семья продолжает проживать в плохих жилищных условиях, и такое положение вещей не может быть поставлено в вину властям. Что касается части жалобы заявителя о дискриминации на основании ст.14 Конвенции, Европейский Суд не усмотрел ничего, что бы подтверждало заявление о дискриминации.

Что касается части жалобы, относящейся к нарушению прав собственности ввиду предоставления худшего жилья, верно, что право проживать в определенном месте может являться "собственностью" по смыслу ст.1 Протокола N 1 к Конвенции. Право заявителя на жилье в общежитии, в котором она изначально проживала, как таковое ясно и никогда не оспаривалось. Однако с самого начала право заявителя было ограничено жильем определенного типа - общежитием. Требование заявителя о том, что она имеет право на жилье иного типа, не подтверждается ни национальным законодательством, ни решениями национальных судов. Следовательно, вмешательство в право заявителя на уважение ее собственности не имело места.

Заявитель также жаловалась, ссылаясь на ст.1 Протокола N 1 к Конвенции, относительно своего личного имущества, которое было перевезено в комнату, отдельную от той, в которой она проживала со своей семьей. Европейский Суд отметил, что этот вопрос не поднимался в соответствующих национальных органах, которые могли бы исправить ситуацию, и, следовательно, не все внутренние средства правовой защиты исчерпаны. Европейский Суд также напомнил, что жалоба на основании ст.13 Конвенции может быть подана только в связи с доказуемым утверждением о нарушении одного из материальных положений Конвенции.

Таким образом, Европейский Суд объявил приемлемой, не предрешая по существу, часть жалобы заявителя, касающуюся справедливости судебного разбирательства.


Окончательное решение Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2003 г. по вопросу приемлемости жалобы N 48758/99 "Любовь Алексеевна Волкова (Lyubov Alekseyevna Volkova) против Российской Федерации" (Четвертая секция)


Текст окончательного решения опубликован в сборнике "Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация. Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года" / Отв. ред. Ю.Ю.Берестнев. - М.: НОРМА, 2005. - 960 с.