Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2016 г. N Ф10-3512/16 настоящее постановление отменено
г. Тула |
|
2 июня 2016 г. |
Дело N А09-11026/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (г. Брянск, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554) - Ковтуна П.В. (доверенность от 09.09.2015), в отсутствие заинтересованного лица - управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926) и третьего лица - департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 по делу N А09-11026/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) о признании незаконными действий по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка, кадастровый номер 32:28:0031224:138, площадью 14 102 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт под строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5 и обязании подготовить, утвердить, внести изменения в градостроительный план земельного участка и выдать его обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия управления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы управление ссылается на необоснованность решения суда, указывая, на то, что оспариваемый градостроительный план содержит информацию о частичном расположении на земельном участке памятников природы.
Департамент поддержал позицию управления.
Общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание управление и департамент, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.12.2014 общество обратилось в управление с заявлением о выполнении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031224:138, площадью 14 102 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт под строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5.
Письмом от 24.04.2015 N 28/2518 управление сообщило обществу о необходимости внесения изменений в неутвержденный план планировки территории, ограниченной улицами Дуки, 7-я линия, кольцевой развязкой по ул.Крахмалева в Советском районе г. Брянска.
Не согласившись с бездействием управления по выдаче градостроительного плана, общество 05.06.2015 обратилось заявлением о его обжаловании в Арбитражный суд Брянской области (дело N А09-7102/2015), а впоследствии отказалось от иска в связи с добровольным исполнением управлением требований общества путем выдачи 08.07.2015 градостроительного плана.
Согласно информации, содержащейся в выданном 08.07.2015 заявителю градостроительном плане со ссылкой на постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 в редакции постановления от 28.02.2001 N 3-77, в границах земельного участка площадью 1, 4102 га, в отношении которого составлен план, проходит территория (границы) памятника природы - "Верхний Судок" (примерно около 20 % земельного участка), охранная зона памятника природы - "Верхний Судок" (примерно около 70 % земельного участка), зона ограниченной эксплуатации памятника природы (примерно около 10 % земельного участка).
Указывая на то, что границы вышеуказанных территорий и ограничения в использовании земельного участка, внесены управлением в градостроительный план произвольно, с намерением ограничить право общества на застройку земельного участка за счет искусственного смещения границ зоны памятника природы и зоны ограниченной эксплуатации, в которой невозможно строительство, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории (пункт 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Нормами частей 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
При этом в соответствии с положениями частей 1, 17 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации по планировке территории, проведением публичных слушаний, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, к правоотношениям, по поводу которых возник спор, подлежат применению положения указанного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, изложенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают право юридических лиц получить в тридцатидневный срок со дня обращения с заявлением от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение не поставлены в зависимость от внесения изменений в неутвержденный проект планировки, требования о котором содержатся в письме управления от 24.04.2015.
Как установлено судом, 23.12.2014 общество обратилось в управление с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Поскольку в установленный законом срок (не позднее 22.01.2015) градостроительный план обществу выдан не был, суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность данного бездействия управления.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13).
Поскольку градостроительный план должен был быть подготовлен, утвержден и выдан обществу до 22.01.2015, он должен воспроизводить территории, которые определены в нормативных актах по состоянию на 22.01.2015.
Постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" оврагам Верхний и Нижний Судки присвоен статус памятника природы - особо охраняемой природной территории.
Пунктами 3, 4 названного постановления утверждён паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 23.04.2013 по делу N 3-04/13 (вступившим в законную силу 25.09.2013) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу постановления администрации Брянской области N 354 от 17.05.2007 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", пункта 5 постановления Брянской областной Думы от 24.07.2003 N 3-1015 "О внесении изменений и дополнений в приложение 1 (паспорт памятника природы) к постановлению Брянской областной Думы от 28.02.2001 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы N 34 от 08.09.1994 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения", постановления Брянской областной Думы от 03.08.2006 года N 4-791 "О внесении изменений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34, постановления Брянской областной Думы от 26.04.2007 N 4-1237 "О согласовании изменения границ охранной зоны памятников природы областного значения оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками бровками и отвертками (Брянские балки) в г. Брянске".
Постановлением Брянской областной Думы от 30.05.2013 N 5-1375 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу пункты постановления Брянской областной Думы N 34 от 08.09.1994, утверждавшие паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 14.03.2014 по делу N 3-03/14 (вступившим в силу 25.06.2014) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. о признании недействующими отдельных положений постановления Брянской областной Думы от 30.05.2013 N 5-1375 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" и признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы от 30.05.2013 N 5-1375:
- о признании утратившими силу пунктов 3 и 4 постановления Брянском областной Думы N 34 от 08.09.1994 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77 (подпункт 1 пункта 1);
- о признании утратившими силу подпунктов 2.3, 2.4, 2.7 пункта 1 постановления Брянской областной Думы о 28.02.2001 г. N 3-77 "О признании утратившими силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998 N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее -ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В силу пункта 10 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о её создании.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 названного закона решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В отношении памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается Правительством Брянской области, а решение о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации -Губернатором Брянской области.
На основании вышеназванных изменений, внесённых в федеральное законодательство, принято постановление Правительства Брянской области от 23.06.2014 N 263-П "Об утверждении паспорта и Положения о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске" и указ Губернатора Брянске области от 23.06.2014 N 217 "Об утверждении границ охранных зон, зон ограниченной эксплуатации памятников природы ""Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".
Согласно письму департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 11.03.2015 в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 23.06.2014 N 263-п и Указом Губернатора Брянской области от 23.06.2014 N 217 земельный участок СО Аэрофлот, Советский район с кадастровым номером 32:28:0031224:138 частично находился на территории охранной зоны памятника природы Верхний Судок и частично на территории зоны ограниченной эксплуатации памятника природы Верхний Судок. При этом, граница памятника природы по территории данного земельного участка не проходила.
Указанное обстоятельство также подтверждается представленной в материалы дела схемой расположения территорий памятника природы, охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации применительно к земельному участку с кадастровым номером 32:28:0031224:138.
Решением Брянского областного суда от 24.12.2014 указанные нормативно-правовые акты со дня вступления настоящего решения в законную силу признаны недействующими.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 по делу N 83-АПГ15-3 решение Брянского областного суда от 24.12.2014 оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Брянской области от 23.06.2014 N 263-П и указ Губернатора Брянской области от 23.06.2014 N 217 считаются недействующими с 22.04.2015, является обоснованным.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что градостроительный паспорт спорного земельного участка не соответствует закону, поскольку содержит недостоверные сведения, и обязал управление выдать обществу градостроительный план с описанием координат охранный зоны, зоны ограниченной эксплуатации и территории памятника природы по состоянию на 22.01.2015.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 по делу N А09-11026/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11026/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2016 г. N Ф10-3512/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО Универсальная строительная компания "Надежда"в лице Ковтун П. В.
Ответчик: Управление по строительствуи развитию территории города Брянска, Финансовое управление Брянской городской администрации
Третье лицо: департамент природных ресурсов и экологии Брянской области