г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2016 г. |
Дело N А26-10678/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен);
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11055/2016) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10678/2015 (судья Цыба И.С.), принятое по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА КОМПАНИЙ СНК"
к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СНК" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 10, пом. Н-3, ОГРН: 1141001012888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (место нахождения: 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН: 1021000538481; далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации об отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:41, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе 4 км. Лососинского шоссе, предназначенного под индивидуальное строительство (далее - земельный участок), и обязании Администрации выдать заявителю градостроительный план земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда первой инстанции не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просила отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указала, что в соответствии со схемой развития транспортной инфраструктуры Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N ХХV1/ХХ-361, с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки), утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, земельный участок в районе 4 км. Лососинского шоссе с кадастровым номером 10:01:0120123:41 расположен на проектируемой улице районного значения, то есть в пределах красных линий, обозначающих проектируемую улицу, что исключает возможность застройки данного земельного участка и, соответственно, выдачу градостроительного плана, в связи с чем, в выдаче градостроительного плана земельного участка Обществу было отказано со ссылкой на несоответствие представленных документов пп. 2.8.1 п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации от 14.02.2012 N 638 (с изменениями от 08.08.2013 N 4147).
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:41 площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, в районе 4 км Лососинского шоссе, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома).
Общество 02.11.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:41 для строительства блокированного жилого дома.
Администрация письмом от 02.11.2015 исх. N 5.3-06-852, ссылаясь на расположение земельного участка на проектируемой улице районного значения, отказала в выдаче градостроительного плана, в связи с несоответствием представленных Обществом документов, необходимых для получения муниципальной услуги, Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска, со ссылкой на пп.2.8.1 п.2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков" (утв. Постановлением Администрации от 14.02.2012 N638, с изменениями от 08.08.2013 N4147).
Полагая, что данный отказ является незаконным, Общество подало настоящее заявление в Арбитражный суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Нормами статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 названной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В силу статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
Исходя из части 2 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Следовательно, вопросы, не урегулированные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, могут быть решены в иных нормативных правовых актах, относящихся к законодательству о градостроительной деятельности.
Одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
В рамках названных полномочий разработаны и утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки), которые являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, носят обязательный характер для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и применяются, в частности при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков (статья 3 Правил, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из доводов Администрации, в соответствии со схемой развития транспортной инфраструктуры Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N ХХУ1/ХХ-361, с Правилами землепользования и застройки, Общество является собственником земельного участка в районе 4 км Лососинского шоссе с кадастровым номером 10:01:0120123:41, который расположен на проектируемой улице районного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь
образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Тем самым, по мнению Администрации, нахождение принадлежащего Обществу земельного участка в пределах красных линий, обозначающих проектируемую улицу районного значения, исключает возможность застройки данного земельного участка и, соответственно, выдачу градостроительного плана земельного участка.
Порядок подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков регламентирован постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 14.02.2012 N 638 "Об утверждении административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков" (далее по тексту -Административный регламент).
В пункте 2.1.8 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков:
- обращение ненадлежащего лица;
- нарушение требований, предъявляемых к комплектности документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- отсутствие в представленных документах сведений, необходимых для подготовки градостроительного плана;
- отсутствие данных о земельном участке, в отношении которого запрашивается градостроительный план, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности ГИС ИНГЕО;
- несоответствие представленных документов Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771, за исключением документов на земельные участки, решения о предоставлении которых приняты до вступления в силу Правил;
- несоответствие представленных документов требованиям, указанным в Административном регламенте.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Администрацией было отказано Обществу в выдаче градостроительного плана земельного участка, в связи с несоответствием Правилам представленных документов, необходимых для получения муниципальной услуги, в соответствии с пп. 2.8.1 п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации от 14.02.2012 N 638 (с изменениями от 08.08.2013 N 4147).
Однако мотивация данного отказа судом первой инстанции признана необоснованной, как в силу действующего законодательства, так и с учетом доводов, изложенных в определении Верховного Суда Республики Карелия от 15.01.2013 N 33-70/2012,
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 15.01.2013 N 33-70/2012 (далее - Определение) оставлено без изменения решение Петрозаводского городского суда от 18.10.2012 по заявлению Савандера К.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа об обжаловании отказа в предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье истца и о понуждении ответчика предоставить земельный участок площадью 0,15 га, расположенный в районе 4 км Лососинского шоссе в городе Петрозаводске в кадастровом квартале 10:01:0120123, в результате рассмотрения которого заявление Савандера К.Ю. удовлетворено.
Согласно установленным судом обстоятельствам, указанным в Определении, предметом рассмотрения являлся отказ Администрации в предоставлении земельного участка в кадастровом квартале 10:01:0120123, при этом основанием к отказу Администрацией приводился, в том числе и довод об ограничении застройки планируемой дорогой.
Отклоняя доводы Администрации о невозможности предоставления земельного участка в границах кадастрового квартала 10:01:0120123, Верховный Суд Республики Карелия указал, что границы территориальных зон не определены с точностью, позволяющей подтвердить доводы Администрации о невозможности формирования земельного участка в обозначенном истцом на схеме месте.
При этом, как указал Верховный Суд Республики Карелии, точное местоположение дороги, не определено, что свидетельствует о предположительности доводов Администрации.
Кроме того, апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 15.02.2013 N 33-333/2013 оставлено без изменения решение Петрозаводского городского суда от 30.10.2012, которым была признана недействующей часть 9 статьи 15 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, при этом решением Петрозаводского городского Совета от 04.06.2013 N27/19-288 часть 9 статьи 15 признана недействующей с 11.03.2010 в части, определяющей, что "В границах территориальных зон перспективной застройки Жип, Жсп, Жмп и Одк запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки). Данное правило распространяется также на территорию в жилом районе Птицефабрики".
В связи с принятием указанных судебных актов Администрацией было издано постановление N 785 от 28.02.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе 4 км Лососинского шоссе в кадастровом квартале 10:01:0120123, а также постановление N 2747 от 29.05.2013 о предоставлении семье Савандер К.Ю. в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:41.
Как следует из материалов настоящего дела, впоследствии названный выше земельный участок был приобретен Обществом в собственность.
Судом первой инстанции установлено, что ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо иных доводов и иных доказательств, в том числе и подтверждающих точное месторасположение проектируемой дороги, Администрацией так и не было представлено, как не представлено и обоснований в части отказа Обществу в выдаче градостроительного плана с учетом названных определений Верховного Суда Республики Карелия и отсутствия каких-либо новых обстоятельств.
Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные планы земельных участков являются основанием для подготовки проектной документации (пункт 11 статьи 48 ГрК РФ), выдачи разрешения на строительство (пункт 1 статьи 51 ГрК РФ), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 1 статьи 55 ГрК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 07.08.2013 N 5-АПГ13-23 указал, что "из содержания статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.".
Федеральное законодательство предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство (реконструкцию) находящихся в собственности объектов необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на таком участке (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, собственником которого является Общество, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома), категория земель - земли населенных пунктов, иных ограничений в кадастровом паспорте земельного участка не указано.
Обязанность органа местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего обращения осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка, утвердить его и предоставить заявителю без взимания платы предусмотрена частью 17 статьи 46 ГрК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Администрацией обоснованности отказа в выдаче Обществу градостроительного плана, при этом Администрацией не представлено бесспорных доказательств изменения обстоятельств, ранее установленных судами и указанных в судебных актах, в том числе и в определении Верховного Суда Республики Карелия от 15.01.2013 N 33-70/2012 в отношении спорного земельного участка, в связи, с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества, признав незаконным отказ Администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:41.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, при этом судом апелляционной инстанции нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10678/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удов
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10678/2015
Истец: ООО "Группа компаний СНК"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: представитель общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний СНК" Нороха Алена Дмитриевна, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственой регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия