Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А79-5970/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промтрактор-Вагон" (ИНН 2128701370, ОГРН 1052128019019, Чувашская Республика-Чувашия, г.Канаш, ул.Ильича, д.1А) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.08.2016 по делу N А79-5970/2015, принятое судьей Афанасьевым А.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Промтрактор-Вагон" о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Канашского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от 01.06.2015.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Закрытое акционерное общество "Промтрактор-Вагон" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 57672), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебный пристав-исполнитель Канашского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 57668), в судебное заседание не явился, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 57670), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республике надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 57669), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
закрытое акционерное общество "Промтрактор-Вагон" (далее - ЗАО "Промтрактор-Вагон", общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Канашского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от 01.06.2015 о возбуждении исполнительного производства N 14322/15/21011-ИП.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что предъявленный к исполнению акт налогового органа не является исполнительным документом в смысле положений пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.08.2016 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям неправильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Чувашской Республики направила в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике постановление от 28.05.2015 N 313 о взыскании с общества задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам за счет имущества налогоплательщика в сумме 28 219 241 руб. 43 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.06.2015, вынесенным на основании постановления Межрайонной ИФНС N 4 по Чувашской Республики от 28.05.2015 N 313, направленного в службу судебных приставов в электронном виде, возбуждено исполнительное производство N 14322/15/21011-ИП о взыскании с ЗАО "Промтрактор-Вагон" в пользу инспекции 28 219 241 руб. 43 коп.
Не согласившись с возбуждением исполнительного производства, общество оспорило постановление судебного пристава-исполнителя в суде.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Виды исполнительных документов перечислены в статье 12 Федерального закона N 229-ФЗ.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, приведены в статье 13 Федерального закона N 229-ФЗ.
В соответствии с пунктами 5 и 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что в силу положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
В частности, к таким исполнительным документам относятся постановления налогового органа о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам и процентам за счет имущества должника-налогоплательщика, принимаемые в порядке, установленном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонной ИФНС N 4 по Чувашской Республике в отношении общества принято постановление от 28.05.2015 N 313 о взыскании 28 219 241 руб. 43 коп. налогов, сборов, пени, штрафов, процентов за счет имущества должника.
Данный документ направлен в службу судебных приставов в электронной форме и заверен квалифицированной электронной подписью.
Направление исполнительных документов в электронной форме предусмотрено соглашением Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 04.04.2014 N 0001/7, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" (далее -Соглашение).
В силу части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно правоположениям статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Нормами статьи 31 Закона об исполнительном производстве установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 названного Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что направленное Межрайонной ИФНС N 4 по Чувашской Республики в УФССП России по Чувашской Республике постановление является исполнительным документом и соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве, предъявляемым к исполнительным документам.
Закон об исполнительном производстве не предоставляет судебному приставу-исполнителю право требовать от органа, направившего исполнительный документ (в рассматриваемом случае постановление налогового органа), подпадающий под действие пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, предоставления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств. Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Более того, законность постановления инспекции о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов, за счет имущества налогоплательщика от 28.05.2015 N 313 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.01.2016 по делу N А79-9353/2015 об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Промтрактор-Вагон" о признании названного выше постановления налогового органа недействительным.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено уполномоченным лицом, соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба общества подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.08.2016 по делу N А79-5970/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промтрактор-Вагон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5970/2015
Истец: ЗАО "Промтрактор-Вагон"
Ответчик: Канашский районный отдел судебных приставов Управления ФССП по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике
Третье лицо: Заместитель старшего судебного пристава Канашского РОСП Матыкова Е.В., ИФНС по г. Чебоксары, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Чувашской Республике, Судебный пристав-исполнитель Купцова Е.В.