Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф05-12135/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
3 июня 2016 г. |
Дело N А40-206360/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарями судебного заседания Жильцовой М.П., Бахтияровым Р.Р. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-206360/15, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (шифр судьи:140-1667)
по заявлению ЗАО "Экономист" (ОГРН 1027700092034, 125047, Москва, ул. 1-я Брестская, д. 35, стр. 1)
к 1) ИФНС России N 28 по г. Москве (117292, Москва, ул. Ивана Бабушкина, д. 10); 2) УФНС по г. Москве (125284, Москва, Хорошевское ш., д. 12А)
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Логинов П.Б. по доверенности от 10.11.2015, Андрейчук А.А. по доверенности от 25.04.2016, Мурашова А.В. по доверенности от 26.04.2016; |
от заинтересованного лица: |
1)Арсланбеков Д.М. по доверенности от 17.05.2016, Кочеткова К.И. по доверенности от 04.02.2016, Нетунаева А.С. по доверенности от 20.08.2015; 2)не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Закрытое акционерное общество "Экономист" с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве от 13.05.2015 N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 06.08.2015 г. N 21-19/079515.
Решением суда от 10.02.2016 требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение от 13.05.2015 г. N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное ИФНС России N 28 по г. Москве в отношении ЗАО "Экономист", как не соответствующее ч. II НК РФ. В остальной части требований о признании недействительным Решения от 06.08.2015 г. N 21-19/079515, вынесенного УФНС России по г. Москве, отказано. При этом суд исходил из того, что расчет Инспекции неправомерен, поскольку нарушает требования п. 6 ст. 378.2 НК РФ, согласно которым кадастровая стоимость объектов должна была быть определена как доля кадастровой стоимости здания, соответствующей доле помещений в нем, что не было ей осуществлено, и является нарушением метода расчета налоговой базы и налога соответственно. Судом установлено, что по данному спору подлежит оценке обжалуемое решение инспекции, следовательно решение управления не должно являться обжалуемым актом в рамках данного рассматриваемого дела.
С решением суда не согласился ответчик - ИФНС России N 28 по г.Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания недействительным решения ИФНС России N 28 по г.Москве от 13.05.2015 г. N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих требований Инспекция ссылается на то, что согласно представленным Управлением Росреестра по Москве уточненным сведениям по кадастровой стоимости, Обществом занижена налоговая база в отношении нежилых помещений.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Третьим лицом подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (ч.2 ст. 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.05.2016 по 30.05.2016 г.
Как следует из материалов дела ИФНС России N 28 по г.Москве в отношении ЗАО "Экономист" проведена камеральная налоговая проверка декларации по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2014 года.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 31.10.2014 г. N 22649, рассмотрены возражения налогоплательщика и вынесено решение от 13.05.2015 N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно решению заявителю доначислен налог на имущество за 2 квартал 2014 г. в сумме 2 040 660, 40 руб.
Решением УФНС России по г.Москве от 06.08.2015 N 21-19/079515 апелляционная жалоба ЗАО "Экономист" на решение ИФНС России N 28 по Москве от 13.05.2015 N4280 оставлена без удовлетворения.
Основанием доначисления налога на имущество, явилось занижение налоговой базы в виде кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 со стороны Общества для расчета авансового платежа по налогу на имущество за 2 квартал 2014 года по двум объектам недвижимости, находящимся в собственности Заявителя, с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617 и 77:06:0003012:5618. Указанные объекты расположены в здании с кадастровым номером 77:06:0003012:1057, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 3.
Заявителем представлен налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2014 года 23.07.2014, исходя из кадастровой стоимости объектов по состоянию на 01.01.2014. Кадастровая стоимость объектов в представленной Заявителем декларации в соответствии с информацией, полученной из электронной базы данных на сайте Росреестра соответственно составила по объекту 77:06:0003012:5617 - 342 744 119 руб. и по объекту 77:06:0003012:5618 - 16 670 994 руб.
Налоговым органом в решении установлено, что кадастровая стоимость объектов, которые принадлежат Обществу согласно сведениям, полученным из Управления Росреестра по г.Москве на 01.01.2014 составляет 1 207 636 135 руб. и 58 739 140 руб., что привело к занижению налоговой базы по авансовому платежу по налогу на имущество на сумму 1 946 007 руб. (1 207 636 135 *0,9%:4) - (342 744 119* 0,9%:4) и на сумму 94 653, 40 руб. (58 739 140*0,9 %:4) - (16 670 994 *0,9 %:4), что привело к занижению суммы авансовых платежей по налогу на имущество за 2 квартал 2014 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, принят Закон города Москвы от 20.11.2013 г. N 63, устанавливающий, что с 1 января 2014 года, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
В ходе налоговой проверки установлено, что общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618, расположенными в здании по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 3, имеющее кадастровый номер 77:06:0003012:1057.
Указанное здание включено в Перечень, в связи с чем, на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон 135-ФЗ) как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Таким образом, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и с учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
С учетом изложенного единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2014 год является Постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Поскольку для принадлежащих налогоплательщику помещений, с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618, не была определена их кадастровая стоимость в Постановлении N 752-ПП, то на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость этих помещений должна быть определена исходя из доли их площади в общей площади всего здания и кадастровой стоимости здания, установленной в Постановлении N 752-ПП.
Таким образом, судом установлено, что и налогоплательщик, и налоговый орган неправомерно определили налоговую базу спорных помещений исходя из кадастровой стоимости отраженной в справках Росреестра (инспекция) либо публичной кадастровой карте (общество), в то время как правильным будет расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости здания установленной в Постановлении N 752-ПП, с учетом доли площади спорных помещений в общей площади здания равной единицы.
При этом, суд при расчете правильного размера налога (авансового платежа), подлежащего уплате налогоплательщиком за каждый квартал 2014 года, учитывает следующее.
Кадастровая стоимость здания на 01.01.2014 согласно Постановлению N 752-ПП составила 889 831 219,9 руб., общая площадь здания с кадастровым номером 77:06:0003012:1057 по кадастровому паспорту составляет 8 448,9 кв.м. (л.д.61), общая площадь обоих спорных помещений в этом здании с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618 (л.д.62) составляет 8 487,9 кв.м. (8 094,2 кв.м. + 393,7 кв.м.), то есть фактически, исходя из данных кадастровых паспортов, общая площадь спорных помещений превышает общую площадь здания, в котором они находятся на 39 кв.м. (л.д.61).
Соответственно, при арифметическом расчете доли площади помещений в здании для применения порядка расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости здания данная доля будет больше единицы (8 487,9 кв.м. / 8 448,9 кв.м. = 1,0046), что фактически не соответствует действительности, так как площадь помещений в здании не может превышать общую площадь самого здания, следовательно, в данном случае имеется явная техническая ошибка Росреестра при определении площади помещений и площади здания и указании ее в кадастровых паспортах, которая до настоящего времени не устранена.
При этом, суд в силу статьи 378.2 НК РФ и Закона N 135-ФЗ не вправе самостоятельно устранять данную техническую ошибку, в то же время суд не может производить расчет налоговой базы исходя из коэффициента определения доли площади помещения в общей площади здания, превышающего 1 в виду его явной недостоверности, вследствие чего, суд считает единственно возможным, учитывая значение коэффициента близкое к единице (1,0046), применить при расчете доли коэффициент равный 1, то есть определить налоговую базу исходя из кадастровой стоимости здания.
Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате за год, исходя из налоговой базы равной 889 831 219,9 руб. "кадастровая стоимость здания" * 1 "коэффициент", (налоговая ставка - 0,9%) составляет 8 008 480 руб., за квартал 2 002 120 руб.
Таким образом, доплате по результатам камеральной проверки подлежит налог в сумме 1 193 436 руб. (2 002 120 руб. - 808 684 руб., исчисленной к уплате налогоплательщиком).
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части подлежит изменению, вынесенное в отношении ЗАО "Экономист" решение ИФНС России N 28 по г. Москве от 13.05.2015 N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части начисления уплаты недоимки по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2014 года в размере 847 224 руб. как несоответствующее НК РФ. В остальной части в удовлетворения заявления о признании недействительным решения ИФНС России N 28 по г. Москве от 13.05.2015 N4280 следует отказать.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения УФНС России по г. Москве лицами, участвующими в деле не обжаловалось.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-206360/15 изменить.
Признать недействительным, вынесенное в отношении ЗАО "Экономист" решение ИФНС России N 28 по г. Москве от 13.05.2015 N 4280 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления уплаты недоимки по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2014 года в размере 847 224 руб. как несоответствующее НК РФ.
В остальной части в удовлетворения заявления о признании недействительным решения ИФНС России N 28 по г. Москве от 13.05.2015 N 4280 отказать.
В остальной части решение суда отставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206360/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф05-12135/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО " Экономист"
Ответчик: Инспекция ФНС России N 28 по г. Москве, ИФНС РВN28 по г. Москве, УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12135/16
17.04.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12665/17
15.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12135/16
03.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14295/16
10.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206360/15