г. Самара |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А55-20357/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань - Куличенкова Е.А. (доверенность от 27.01.2016 г.), Куракина О.М. (доверенность от 03.12.2015 г.);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Черкасова Е.Г. (доверенность от 28.08.2015 г.);
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - извещен, не явился;
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - извещен, не явился;
от ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2016 года по делу N А55-20357/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
- Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
- ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по принятию на учет нежилого помещения площадью 727,8 кв.м., состоящего из комнат:
- подвал N N 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23;
- 1 этаж: комнаты: N N 29,30,34;
- 2 этаж: N N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,22,23,25 кадастровый номер 63:08:0000000:8736;
- помещение площадью 84,8 кв.м., состоящего из комнаты N 8 подвала, кадастровый номер 63:08:0000000:8737, местоположение: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40 в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о принятии на учет указанных нежилых помещений в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования изменил и просит суд признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по принятию на учет нежилого помещения площадью 727,8 кв.м., состоящего из комнат:
- подвал N N 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23;
- 1 этаж: комнаты: N N 29,30,34;
-2 этаж: N N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 кадастровый номер 63:08:0000000:8736;
- помещение площадью 84,8 кв.м., состоящего из комнаты N 8 подвала, кадастровый номер 63:08:0000000:8737, местоположение: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40 в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о принятии на учет указанных нежилых помещений в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
Суд в соответствии со ст. 49 АПК РФ принял изменения заявленных требований.
Решением арбитражного суда Самарской области от 24.03.2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд не дал оценку доводам Управления об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя действиями по постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного. Также суд не указал, какие нормы Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, были нарушены со стороны Управления при совершении оспариваемых действий.
Податель жалобы ссылается на то, что при отсутствии у Управления сведений, свидетельствующих о законности приобретения вещных прав третьих лиц (даже при осуществлении ими фактического пользования этим имуществом), основания для отказа в постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного отсутствуют.
Не согласившись с выводами суда, администрация г.о. Сызрань также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в заявленных требованиях Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области в полном объеме.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.11.2013 года в ЕГРИП на основании заявления Администрации городского округа Сызрань Самарской области внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества спорных нежилых помещений (т. 1 л.д. 99).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области требований о признании указанных действий незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Государственной налоговой инспекцией по г.Сызрани был заключен договор о долевом участии в строительстве и передачи помещений в собственность N 85 от 16.02.1995 года (т. 1 л.д. 22-23).
15.07.1999 Государственная налоговая инспекция по городу Сызрань была преобразована в соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации от 02.08.1999 N 05/69 в инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сызрань. В соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации от 13.11.2001 N 05/227 с 14.11.2001 были реорганизованы инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сызрани, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Октябрьску, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сызранскому району, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Шигонскому району в форме слияния с образованием Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Самарской области.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской облает N 05/353 от 26.11.2004 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Самарской области была преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (Межрайонную ИФНС России N 3 по Самарской области).
Согласно договору N 85 от 16.02.1995 г. Управление капитального строительства Администрации г. Сызрани обязано было в соответствии с проектно-сметной документацией осуществить строительство здания по ул. Кирова, 40 и по окончании строительства передать в собственность Государственной налоговой инспекцией по г.Сызрани служебные помещения, коридоры, лестничные клетки, подсобные помещения, расположенные на 3 и 4 этажах общей площадью 1113 кв. метров, а также технические помещения, расположенные в техническом этаже здания (подвал). Общая площадь технических помещений 75 кв. метров. Итоговая площадь передаваемых в собственность инспекции помещений 1188 кв. метров.
Постановлением Администрации г. Сызрани от 28.10.1994 N 1020 был зарегистрирован и утвержден акт N5 от 30.09.1994 приемки законченного строительством объекта - 4-этажного здания комплекса помещений для обслуживания населения, общей площадью 2596 кв.м. по ул. Кирова, 40 (т. 1 л.д. 39).
Постановлением Администрации города Сызрани от 08.04.1996 N 323 Управлению капитального строительства Администрации было поручено передать часть законченного строительством нежилого помещения по адресу: г. Сызрань, ул. Кирова, 40 Государственной налоговой инспекции по г. Сызрани Самарской области (т. 1 л.д. 40).
Управление капитального строительства администрации г. Сызрани передало площади 3 и 1 этажей здания КБО в количестве 1113 кв.м. и вспомогательную площадь в подвале и лестничных маршей в количестве 75 кв.м., что подтверждается актом приема-передачи части площадей КБО по ул. Кирова, 40 от 10.01.1996 (т. 3 л.д. 157).
Таким образом, на основании договора о долевом участии в строительстве и передачи помещений в собственность от 16.02.1995 г. N 85 и акта приема-сдачи части площадей здания по ул. Кирова, 40 от 10.01.1996 в фактическое владение Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области поступили объекты недвижимого имущества, в том числе часть спорных, которые были учтены на балансе налогового органа.
Судом первой инстанции правильно учтено, что вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2008 г. по делу N А55-4591/2008 признано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 1181,8 кв.м., в том числе: площадь нежилого помещения третьего этажа 575,9 кв.м., площадь нежилого помещения четвертого этажа 592,8 кв.м., комнату N21 на первом этаже площадью 13,1 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1-3 постановления от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению в соответствии с п.1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьями 249, 289, 290 ГК РФ.
В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри, обслуживающее более одной квартиры.
При этом в силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 64 "О некоторых вопросах практики применения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся за пределами или внутри помещении и обслуживающее более одного помещения.
Как следует из п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 64 "О некоторых вопросах практики вменения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяется пропорционально площади находящихся в собственности помещений.
Судом уже отмечалось, что признано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 1181,8 кв.м., в том числе: площадь нежилого помещения третьего этажа 575,9 кв.м., площадь нежилого помещения четвертого этажа 592,8 кв.м., комнату N 21 на первом этаже площадью 13,1 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40.
В соответствии со ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке потребовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Как следует из п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 64 "О некоторых вопросах практики применения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно акту осмотра спорных помещений часть спорных помещений (N N 14, 15, 16, 17, 18, 19,20, 21, 22, 23, площадью 131,8 кв.м; N 8 площадью 84,8 кв.м.; 1 этаж: NN 29, 30, 34, площадью 30,3 кв.м) относятся к общему имуществу.
Судом верно отмечено в решении, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области по постановке на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в части нежилых помещений общего имущества, состоящего из комнат: подвала N N 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, площадью 131,8 кв.м; N 8 площадью 84,8 кв.м.; 1 этаж: NN 29, 30, 34, площадью 30,3 кв.м. являются незаконными и необоснованными.
Судом также правильно учтено, что Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области открыто владеет и пользуется с 2001 года спорными нежилыми помещениями на основании договоров аренды, которые заключались налоговым органом с Администрацией г.о. Сызрань Самарской области.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления до 1 января 2008 года должны были обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, находящегося, на день вступления в силу главы 12 Федерального закона, в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федерального государственного учреждения.
Федеральная налоговая служба России в 2007 году в соответствии п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, выразила согласие на передачу из муниципальной Собственности в федеральную собственность помещений (общая площадь - 880 кв.м.) в административном здании, расположенного по адресу: г. Сызрань, ул. Кирова, 40 (т. 3 л.д. 164).
Однако, Администрация городского округа Сызрань в лице Комитета имущественных отношений г.о. Сызрань действенных мер по передаче спорного имущества не произвела из-за отсутствия надлежащего технического и кадастрового учета, а также регистрации права на указанные спорные помещения.
Факт открытого владения спорным имуществом также подтверждается решениями Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2011 года по делу N А55-12299/2011, от 11 мая 2012 года по делу N А55-10016/2011, от 27 июня 2012 года по делу N А55-2330/2011, от 14 января 2013 по делу N А55-30096/2012, вступившим в законную силу.
Во исполнении Федеральных законов N 129-ФЗ от 12.10.2005, N 122-ФЗ от 22.08.2004, распоряжения Администрации г.о. Сызрань от 20.11.2002 N1720-р, до регистрации права собственности на имущество, федеральные органы государственной власти вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения своих полномочий (в ред. Федерального закона от 12.10.2005 N129-ФЗ).
В нарушение п.п. 5, 20 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 Управление Росреестра по Самарской области поставило на учет в качестве бесхозяйного имущество, которое, в силу закона, принадлежит Российской Федерации.
В соответствии с судебными актами по делу N А55-30096/2012 администрация городского округа Сызрань не вправе обращаться в регистрирующий орган о постановке данных помещений на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 по делу N А55-30096/2012 оставлено без изменения.
Таким образом, суд по делу А55-30096/2012, признал законным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по заявлению Администрации г.о. Сызрань в постановке на учет бесхозяйного имущества - нежилое помещение в нежилом здании, состоящее из комнат 1 этажа N N 29, 30, 34; 2-го этажа NN1-29;, подвала NN6-20, 22-25, общей площадью 1040,10 кв.м., по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, 40.
На момент постановки на учет указанного выше имущества в качестве бесхозяйного действовало Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580.
В силу п. 20 Положения, если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, что не было выполнено заинтересованным лицом.
Кроме того, согласно сведений о произведенных затратах на отопление, освещение, водоснабжение, охрану, ремонт помещений, в том числе спорных, по адресу: Самарская обл., г. Сызрань, ул. Кирова, 40 финансового отдела Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области (финансирование из федерального бюджета) за период с 2003 по 2015 года налоговым органом осуществлены следующие затраты: электроэнергия 8 710 852,10 руб. отопление 5 518 054,95 руб. водоснабжение 290 219,28 руб.
- охрана 10 202 639,53 руб.;
- ремонт 3-х этажей здания - 4 509 655,30 руб., монтаж теплоузла - 86 426,30 руб. замена труб водоснабжения - 51 419,45 руб. укладка линолеума - 99 820 руб.;
- ремонт системы отопления, промывка, опрессовка- 104 129 руб. ремонт сан. узлов - 39 500 руб.;
- замена канализационной разводки, установка унитазов - 21 860 руб.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о нарушении прав и интересов заявителя оспариваемыми действиями Управления Росреестра по Самарской области.
С учетом изложенного и положений ст.201 АПК РФ судом принято правильное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2016 года по делу N А55-20357/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20357/2015
Истец: Межрайонная ИФНС России N3 по Самарской области
Ответчик: Администрация г. о. Сызрань Самарской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Сызрань Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области