г. Томск |
|
6 июня 2016 г. |
Дело N А45-27963/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гутова И.Ю. по доверенности от 09.02.2016 (на один год)
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области: Надеин А.Ю. по доверенности от 23.10.2015 (на один год)
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: без участия
от третьего лица: Гутова И.Ю. по доверенности от 24.04.2014 (на три года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 марта 2016 года по делу N А45-27963/2015 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Администрации рабочего поселка Краснообск
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
с участием третьего лица: Строительно-промышленного общества с ограниченной ответственностью "Сибакадемстрой", г. Новосибирск
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрации рабочего поселка Краснообск (далее- Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее- ТУ Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее- Росимущество) о признании незаконным бездействия по заявлению о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:48 из федеральной собственности в собственность администрации рабочего поселка Краснообск; об обязании Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области принять решение по заявлению от 07.04.2015 N 627 о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:48 из федеральной собственности в собственность Администрации рабочего поселка Краснообск, с участием в деле третьего лица ООО "Сибакакдемстрой".
Решением от 25.03.2016 г. Арбитражного суда Новосибирской области признано незаконными бездействие Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившееся в отказе в безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:48 из федеральной собственности в собственность администрации рабочего поселка Краснообск, с возложением обязанности принять решение по заявлению от 07.04.2015 N 627 о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:48 из федеральной собственности в собственность Администрации рабочего поселка Краснообск.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, ТУ Росимущества не наделено полномочиями по предоставлению испрашиваемого Администрацией земельного участка при отсутствии соответствующего поручения Росимущества, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Администрация, третье лицо в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Росимущества при имеющихся явке и материалам дела.
Поверив законность и обоснованность судебного акта, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
При разрешении спора судом установлено, в границах рабочего поселка Краснообск находится земельный участок площадью 58 га с кадастровым номером 54:19:180601:48, земельный участок находится в федеральной собственности, арендатором земельного участка является Строительно-промышленное общество с ограниченной ответственностью "Сибакадемстрой", срок аренды 49 лет, разрешенное использование под жилищное строительство.
В целях перевода земельного участка из федеральной собственности в муниципальную Строительно-промышленное общество с ограниченной ответственностью "Сибакадемстрой" обратилось в Администрацию рабочего поселка Краснообск с соответствующим ходатайством.
Администрация рабочего поселка Краснообск также дважды обращалась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области -30.04.2015 (вх.N 6330), 29.05.2015 (вх. N 7793), в Росимущество однако, до настоящего времени какого-либо ответа от заинтересованных лиц не поступило.
Требования Администрации основаны на статьях 198 и 200 АПК РФ и мотивированы незаконностью оспариваемого бездействия и наличием правовых оснований для обязания ТУ Росимущества принять соответствующее решение.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия (бездействия), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных в пункте 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1 - 13 пункта 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.30 ЗК РФ в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе -заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Как правомерно установлено судом и подтверждается материалами дела, по существу не оспаривается заинтересованным лицом, что заявителем были представлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, оснований для отказа в безвозмездной передаче заявителю земельного участка, не выявлено.
Отклоняя довод ТУ Росимущества о предоставлении испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает десять гектар, только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое до настоящего времени Территориальным управлением не получено, суд первой инстанции правомерно исходил из пункта 4.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, пункта 4.1 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которыми территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание положения пункта 4.8 Типового положения, пункта 4.2.23 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которыми не предусмотрена обязанность наличия или необходимость направления поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес территориального управления для рассмотрения конкретных заявлений и принятия соответствующих решений; также действующее законодательство не предусматривает обращение заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка непосредственно в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Следовательно, Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным принимать соответствующие решения по заявлениям заинтересованных лиц о предоставлении им земельных участков.
При этом, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
На этом основании, суд правомерно отклонил доводы Территориального управления о невозможности принятия решения о безвозмездной передаче Администрации спорного земельного участка в связи с отсутствием соответствующего поручения Росимущества.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям материального и процессуального права, в связи с чем, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 марта 2016 года по делу N А45-27963/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27963/2015
Истец: Администрация рабочего поселкка Краснообска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: СП ООО "Сибакадемстрой"