г. Челябинск |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А76-29075/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 марта 2016 года по делу N А76-29075/2015 (судья Мрез И.В).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Аспект-М" Азаров Е.А. (доверенность от 01.01.2016 N 07).
Общество с ограниченной ответственностью "Аспект-М" (далее - заявитель, ООО "Аспект-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к администрации города Магнитогорска Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, администрация г. Магнитогорска, администрация) с заявлением, содержащим требования следующего характера: 1) признать недействительным постановление администрации города Магнитогорска Челябинской области от 28.08.2015 N 11544-П и градостроительный план земельного участка N RU 74307000-0000000000000710, утвержденный данным постановлением в части включения в чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования (лист 2 ГПЗУ) сведений об отсутствии места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 2) обязать администрацию города Магнитогорска Челябинской области утвердить в новой редакции градостроительный план земельного участка N RU 74307000-0000000000000710 с определением на чертеже ГПЗУ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в соответствии с параметрами, установленными градостроительным регламентом: плотность застройки - 9000 кв.м/га; коэффициент застройки территории - 0,4 (реконструируемая застройка - 0,6), коэффициент плотности застройки -1,2 (реконструируемая застройка -1,6) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.03.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции при принятии решения, неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтены нормы ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13. Кроме того, в соответствии с л. 4, 8 проекта планировки территории 130 микрорайона земельный участок, расположенный в районе дома N 196 по пр. К. Маркса в зоне планируемого размещения иных объектов капитального строительства не находится. Указанный участок подпадает в территорию озеленения, что подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, учитывая что проект планировки не предусматривает размещения каких-либо объектов на земельном участке, а градостроительный план необходим только для разработки проектной документации, для строительства объекта капитального строительства, в оспариваемом градостроительном плане правомерно отсутствуют сведения, указанные заявителем.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Аспект-М", приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что постановлением администрации г. Магнитогорска от 09.06.2010 N 5944-П утвержден градостроительный план земельного участка N RU 74307000-000000000710 по пр. К. Маркса, 196, Орджоникидзевского района г. Магнитогорска.
Постановлением администрации г. Магнитогорска от 18.06.2010 N 6299-П обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" предоставлен в аренду земельный участок площадью 1125 кв.м, с кадастровым номером 74:33:0302003:135, из категории земель населенных пунктов (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), расположенный в районе пр. К. Маркса, 196 в Орджоникидзевском районе г. Магнитогорска для строительства торгово-административного здания.
Между администрацией г. Магнитогорска (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Аспект" (арендатором) 30.01.2012 был заключен договор аренды земельного участка N 6548, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) с кадастровым номером 74:33:0302003:135, согласно кадастровому плану земельного участка, утвержденному Магнитогорским филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, находящийся по адресу в районе пр. К. Маркса, 196 в Орджоникидзевском районе г. Магнитогорска, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, площадью 1125 кв.м. Срок действия данного договора был установлен до 18.06.2013 (п.2.1 договора).
Постановлением администрации г. Магнитогорска от 03.07.2013 N 8914-П, в постановление администрации города от 18.06.2010 N 6299-П "О предоставлении ООО "Аспект" в аренду земельного участка в районе пр.К. Маркса, 196 для строительства торгово-административного здания", внесены изменения, пункт 1 изложен в следующей редакции: "Предоставить ООО "Аспект" в аренду сроком до 18.06.2016 земельный участок, из категории: земли населенных пунктов (Ж-1, зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), площадью 1125 кв.м, с кадастровым номером N 74:33:0302003:135 для строительства комплекса по бытовому обслуживанию населения по местоположению: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес: Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе просп. Карла Маркса, 196). Разрешенное использование земельного участка: предприятие бытового обслуживания населения". Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города предписывалось оформить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 30.01.2012 N 6548.
Дополнительное соглашение к договору аренды земли от 30.01.2012 N 6548 было заключено 24.12.2013.
Администрацией г. Магнитогорска 14.11.2014 обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" было выдано разрешение регистрационный номер 1357 на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, которым обществу с ограниченной ответственностью "Аспект" была разрешена передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.01.2012 N 6548, обществу с ограниченной ответственностью "Аспект-М", целевым назначением в соответствии с постановлением администрации - для строительства комплекса по бытовому обслуживанию населения.
Между ООО "Аспект" (стороной 1) и ООО "Аспект-М" (стороной 2) 27.11.2014 был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды, в соответствии с которым сторона 1 уступила, а сторона 2 приняла права и обязанности в полном объеме на земельный участок с кадастровым номером 74:33:0302003:135, площадью 1125 кв.м, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе проспекта Карла Маркса, 196, предоставленный ООО "Аспект" на праве аренды на основании постановления администрации г. Магнитогорска N 6299-П от 18 июня 2010 года, постановления администрации г. Магнитогорска N 8914-П от 03 июля 2013 года, договора аренды земельного участка N 6548 от 30 января 2012 года, дополнительного соглашения от 24 декабря 2013 года к договору аренду земельного участка N 6548 от 30 января 2012 года.
В связи с заключением указанного договора, к договору аренды земельного участка, предоставленного в целях строительства от 30.01.2012 N 6548, 09.02.2015 было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым арендодатель (администрация г. Магнитогорска в лице комитета по управлению имуществом и земельным отношениям) предоставляет, а арендатор (общество с ограниченной ответственностью "Аспект-М") принимает в аренду земельный участок из категории земель земли населенных пунктов (Ж-1, зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) площадью 1125 кв.м, с кадастровым номером 74:33:0302003:135, согласно данным государственного кадастрового учета, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, в районе пр. Карла Маркса, 196; участок предоставлен для строительства комплекса по бытовому обслуживанию населения. Срок действия данного договора устанавливался до 18.06.2016.
Постановлением администрации г. Магнитогорска от 28.08.2015 N 11544-П внесены изменения в постановление администрации г. Магнитогорска от 09.06.2010 N 5944-П "Об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU 74307000-000000000710 по пр. К. Маркса, 196, Орджоникидзевского района г. Магнитогорска", а именно, пункт 1 данного постановления изложен в следующей редакции: "Утвердить градостроительный план земельного участка N RU 74307000-000000000710 по адресу (местоположение) в районе пр. Карла Маркса, 196, Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в новой редакции (прилагается)".
При этом новый вариант градостроительного плана земельного участка (чертеж градостроительного плана земельного участка) не содержит места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из указанных норм, градостроительная документация представляет собой совокупность правил землепользования и застройки, градостроительного регламента, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из градостроительной документации, применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен данный участок. В частности в градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая производный характер градостроительного плана земельного участка, в случае внесения каких-либо изменений в утвержденную документацию о планировке и межевании территории, в правила землепользования и застройки, в градостроительные регламенты, соответствующая выписка из указанных документов (градостроительный план земельного участка), сделанная до внесения соответствующих изменений, сохраняет свою актуальность только в части не противоречащей градостроительной документации, а в остальной части необходимые сведения дополняются непосредственно положениями действующей градостроительной документации (в том числе, правил землепользования и застройки).
Из содержания имеющегося в материалах настоящего дела градостроительного плана земельного участка RU 74307000-000000000710, составленного по состоянию на 09.06.2010, усматривается, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Магнитогорска, утвержденными решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 17.09.2008 N 125, земельный участок расположен в зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж-1.
Из содержания статьи 10 Правил землепользования и застройки города Магнитогорска, утвержденных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 17.09.2008 N 125 (далее - Правила землепользования и застройки г. Магнитогорска) при этом следует в частности, что территориальная зона Ж-1 соответствует зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки.
Статьей 17 Правил землепользования и застройки г. Магнитогорска предусмотрено, что зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж-1 выделена для формирования жилых районов с размещением многоквартирных домов от 6 этажей и выше.
Основные виды разрешенного использования:
- многоквартирные жилые дома от 6 этажей и выше;
- многоквартирные жилые дома с встроено-пристроенными объектами социально-бытового обслуживания при условии поэтажного разделения различных видов использования;
- детские сады, иные объекты учреждений дошкольного образования;
- общеобразовательные школы;
- общежития;
- аптеки;
- поликлиники, отделения больниц общей площадью не более 600 кв. м;
- магазины (общей площадью не более 1000 кв. м);
- библиотеки;
- музеи, выставочные залы;
- предприятия бытового обслуживания населения;
- почтовые отделения;
- телефонные и телеграфные станции;
- спортивные залы, спортивные клубы, залы рекреации (с бассейном или без);
- спортивные площадки, теннисные корты;
- скверы, бульвары;
- автоматические телефонные станции;
- здания отделений, участковых пунктов милиции.
Параметры застройки:
1. Плотность застройки - 10800 кв. м/га.
2. Минимальная площадь земельного участка - 0,12 га.
3. Этажность - от 6 этажей и выше.
4. Коэффициент застройки территории - 75 % от площади земельного участка.
5. Отступы от границы: магистральных дорог - не менее 6 м, жилых улиц - не менее 3 м.
6. Коэффициент озеленения территории - не менее 15 % от площади земельного участка.
7. Площадь территорий, предназначенных для хранения транспортных средств (для вспомогательных видов использования), - не более 15 % от площади земельного участка.
Учитывая данное, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на спорный земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, а, невключение в градостроительный план земельного участка сведений о месте допустимого размещения зданий, строений, сооружений не соответствует ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен ему в аренду именно для строительства комплекса по бытовому обслуживанию населения.
Ссылка администрации в апелляционной жалобе на ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, в связи с этим, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 к спорным правоотношениям неприменима.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 марта 2016 года по делу N А76-29075/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29075/2015
Истец: ООО "Аспект-М"
Ответчик: Администрация г. Магнитогорска Челябинской области