г. Москва |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А40-143676/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Якутова Э.В., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-143676/15, принятое судьей Никоновой О.И. (105-1157)
по заявлению ДГИ г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Атаманов Р.С. по дов. 33-Д-708/15 от 07.12.2015; |
от ответчика: |
Кунина И.Б. по дов. N 311/2016 от 13.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик) от 15.06.2015 N 77/012/207/2015-119 в принятии на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 3, стр. 2. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Управление Росреестра по Москве произвести постановку на учет указанного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 заявленные Департаментом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявителем указано на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и применение закона, не подлежащего применению. По мнению Департамента, судом первой инстанции необоснованно применено Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", так как оно с 01.01.2015 утратило силу. Также заявитель считает, что оснований для отказа в постановке на учет в качестве бесхозяйного у ответчика не имелось, так как представленных заявителем документов было достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что собственник спорного объекта неизвестен.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Москве указало, что из ответа ТУ Росимущества в городе Москве от 22.05.2015 N И22-15/10749 следует, что отсутствие сведений об объекте в "Реестре федерального имущества" не означает отсутствие права федеральной собственности на объект. Таким образом, отказ Управления правомерен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д.3, стр.2.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена, о чем заявитель в установленном законом порядке был уведомлен письмами от 16.04.2015, от 15.05.2015 N 77/012/207/2015-119.
В целях уточнения и устранения причин, препятствующих государственной регистрации Управлением был направлен запрос в ТУ Росимущества в городе Москве.
Согласно ответа ТУ Росимущества в городе Москве от 22.05.2015 N И 22-15/10749, в "Реестре федерального имущества" отсутствуют сведения об учете вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Москве письмом от 15.06.2015 N 77/012/207/2015-119 отказало Департаменту городского имущества города Москвы в принятии на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 3, стр. 2.
Управлением Росреестра было отказано в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский просп., д. 3, стр. 2 на основании абз. 10 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с сообщением ТУ Росимущества в городе Москве о том, что отсутствие сведений о рассматриваемом объекте в "Реестре федерального имущества" не означает отсутствие права федеральной собственности на объект.
Заявитель, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал, на соответствие отказа Управления Росреестра по г. Москве Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", а также на недоказанность отсутствия права федеральной собственности на объект.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательства по делу, доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, позиции сторон, считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу положений п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент осуществляет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы.
Согласно пункту 2 Порядка принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (далее - Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей) на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, иполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В соответствии с п.7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей к заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: - документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; - документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйного имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в публичный реестр в соответствии с разделом XII Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (далее - Правила).
Согласно п.120 Правил, если раздел Единого государственного реестра прав ранее уже был открыт, запись о принятии на учет объекта недвижимого имущества вносится в этот раздел. Если раздел Единого государственного реестра прав на объект недвижимого имущества, подлежащий принятию на учет в качестве бесхозяйного, отсутствует, такой раздел открывается. Описание объекта недвижимого имущества производится в соответствующих записях подраздела I Единого государственного реестра прав.
Сведения о принятии на учет объекта недвижимого имущества вносятся в запись подраздела II-1 Единого государственного реестра прав. При этом в верхнем левом углу указанной записи указывается слово: "Учет" (п.121).
В записи подраздела II-1 Единого государственного реестра прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, указываются: в отношении вида права - слова: "принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества"; в отношении доли - слова: "не установлена"; в отношении правообладателя - слова: "не установлен"; в отношении документов-оснований - реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
(п.123).
Из материалов дела следует, что Департамент 02.04.2015 обратился с Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006004:1010, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский просп., д. 3, стр. 2.
В пакете документов, приложенных к заявлению, был представлен кадастровый паспорт объекта, позволяющий идентифицировать объект по кадастровому номеру, а также содержащий сведения о его площади и местонахождении, а также сведения о том, что указанный объект не числится в реестре объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, а также в реестре федерального имущества (л.д.60-71).
Согласно данным из ЕГРП в нем отсутствуют сведения о регистрации прав на объект недвижимости, расположенный по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д.3 стр. 2.
Согласно ответа ТУ Росимущества в городе Москве от 22.05.2015 N И 22-15/10749, в "Реестре федерального имущества" отсутствуют сведения об учете вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Анализ данных документов свидетельствует о том, что собственник у спорного недвижимого имущества отсутствует.
Так как на момент обращения в Управление Департамент документально подтвердил тот факт, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, представив соответствующую информацию от отсутствии регистрации права собственности в реестрах собственности публичных образований, а также данных о его техническом учете, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в постановке на учет указанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного.
Возражения ответчика со ссылкой на сообщение ТУ Росимущества в городе Москве о том, что отсутствие сведений об объекте в "Реестре федерального имущества" не означает отсутствия права федеральной собственности на объект, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с требованиями Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Департаментом была представлена информация о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества.
Учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного не прекращает существующее право и не препятствует регистрации права собственности на них лица, которое ранее было неизвестно.
Таким образом, оснований для отказа в постановке на учет у ответчика не имелось.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение также выводом о непредставлении Департаментом необходимого пакета документов, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Однако на момент подачи Департаментом заявления в Управление Росреестра (02.04.2015) указанное Положение не действовало, так как с 01.01.2015 Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2013 г. N 927, признано утратившим силу.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" не может применяться к рассматриваемым правоотношениям.
С учетом изложенного, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствуют в реестрах имущества публичных образований.
Отказ Управления Росреестра в постановке на государственный учет бесхозяйного имущества не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Департамента как главного распорядителя имуществом города Москвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции не исследовал в полном объеме доказательства по делу, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам по делу, в силу п.1, п.2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы - удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-143676/15 отменить.
Признать незаконным отказ от 15.06.2015 N 77/012/207/2015-119 Управления Росреестра по Москве в принятии на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д. 3, стр. 2.
Обязать Управление Росреестра по Москве произвести постановку на учет указанного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143676/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП МОСГОРБТИ