г. Москва |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А40-226308/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговые операции"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 г. по делу N А40-226308/15, принятое судьей О.В. Сизовой
по заявлению ООО "Торговые операции" (107023, г.Москва, Мажоров пер.14, стр.21)
к 1) ООО "ЕвроТех" (125373, г. Москва, б-р Яна Райниса, д.39)
2) Федеральной службе по аккредитации (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.7)
о признании незаконными прекращения действия декларации о соответствии ТС N RU Д ES.АГ66.В.08515 от 19.03.2015 г., регистрацию прекращения действия декларации и отказ внести запись о её действии в Единый реестр деклараций о соответствии; обязать устранить нарушение прав заявителя и внести в Единый реестр деклараций о соответствии запись о действии декларации о соответствии,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
1) не явился, извещен, 2) Ребров Д.В. по дов. от 18.04.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговые операции" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации и ООО "ЕвроТех" (далее - ответчики) о признании незаконными действия органа по сертификации ООО "ЕвроТех" по прекращению действия декларации о соответствии ТС N RU Д-Е8.АГ66.В.08515 от 19.03.2015, включая решение органа по сертификации ООО "ЕвроТех" N 0098 от 20.08.2015, и действия органа по сертификации ООО "ЕвроТех" по регистрации прекращения действия в Едином реестре деклараций о соответствии незаконными; прекращение действия декларации о соответствии и запись о прекращении ее действия в Едином реестре деклараций о соответствии Росаккредитации от 20.08.2015 недействительными; восстановлении действия декларации о соответствии ТС N RU Д-ES.AT66.B.08515 от 19.03.2015, обязании орган по сертификации ООО "ЕвроТех" и Росаккредитации устранить нарушения прав заявителя, совершить действия по восстановлению действия декларации о соответствии ТС N RU Д-Е8.АГ66.В.08515 от 19.03.2015, аннулировании записи в Едином реестре деклараций о соответствии от 20.08.2015 о прекращении действия указанной декларации о соответствии и внести в Единый реестр деклараций о соответствии (восстановить) запись о действии декларации о соответствии, взыскании расходов по оказанию юридической помощи в размере 45000, 00 руб.
Решением суда от 11.03.2016 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - (Федеральная служба по аккредитации) поддержал свою правовую позицию по спору, представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель и ответчик - ООО "Евротех", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика - Федеральная служба по аккредитации, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Торговые Операции" (далее - заявитель), в установленном порядке обратилось в орган по сертификации продукции ООО "ЕвроТех" с заявлением о регистрации декларации о соответствии продукции требованиям ТР ТС N 1804 от 18.03.2015 в отношении продукции "сыр твердый из овечьего молока без лактозы торговых марок "Ьа Апи§иа": "Ла Антигуа Тьерно", "Ла Антигуа" полувыдержанный, "Ля Антигуа" выдержанный", импортером которой заявитель являлся.
На основании вышеуказанного заявления декларация о соответствии была зарегистрирована 19.03.2015 за N ТС N КЛ Д-Е8.АГ66.В.08515 в Едином реестре деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, ведущемся Росаккредитацией.
В конце августа 2015 заявитель от своих покупателей, которым он поставлял вышеуказанную продукцию, получил информацию о том, что действие декларации о соответствии было прекращено. Проверив поступившие сведения, заявитель обнаружил, что на официальном сайте Единого реестра деклараций о соответствии в сети "Интернет" содержится запись о том, что действие декларации о соответствии было прекращено 20.08.2015 "по уведомлению заявителя", т.е. ООО "Торговые операции".
По данному факту заявитель обратился в Росаккредитацию с заявлением N 58 от 08.09.2015, в котором просил проверить действия органа по сертификации ООО "ЕвроТех", восстановить действие декларации о соответствии, аннулированной при отсутствии законных оснований, а также провести в пределах своей компетенции проверку в целях установления причин, по которым произошло нарушение прав заявителя, и принять к виновным лицам предусмотренные законом меры.
Также заявитель обратился с письмом к ООО "ЕвроТех", через который оформлялась декларация о соответствии, с просьбой пояснить, каким образом действие декларации о соответствии оказалось прекращенным, а также устранить нарушение прав заявителя.
Письмом N 39130/03-СН от 19.10.2015 Росаккредитация сообщила, что оснований для проверки не имеется, по существу обращения по поводу устранения нарушений прав заявителя не ответила, о том, каким образом было зарегистрировано прекращение действия декларации о соответствии в нарушение установленного порядка, при отсутствии заявления заявителя, не сообщила.
Посчитав указанные действия незаконными, заявитель обжаловал их в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Росаккредитация осуществляет формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту (пункт 5.1.4); осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).
В соответствии с пунктом 4 Положения о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 (далее - Положение), формирование и ведение национальных частей Единого реестра включают в себя сбор и внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, хранение, систематизацию, актуализацию и изменение этих сведений, обеспечение возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.
В соответствии с пунктом 5 Положения, сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра на основании решения о выдаче сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия.
Согласно сведениям из реестра аккредитованных лиц орган по сертификации ООО "ЕвроТех" (аттестат аккредитации РОСС КИООО 1.11АГ66, выписка из реестра прилагается) имеет в области аккредитации следующие Технические регламенты: ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Декларация о соответствии ТС N 1Ш Д-Е8.АГ66.В.08515 (далее -Декларация) была зарегистрирована органом по сертификации ООО "ЕвроТех" (аттестат аккредитации РОСС КЛ.0001.11АГ66) 19.03.2015 в отношении продукции "сыр твердый из овечьего молока без лактозы" в Едином реестре деклараций о соответствии (выписка из реестра прилагается). Заявителем является ООО "Торговые Операции". Согласно сведениям из Единого реестра деклараций о соответствии сведения о Декларации были внесены через личный кабинет аккредитованного лица - органа по сертификации ООО "ЕвроТех" 24.03.2015 Волковым И.Н.
20.08.2015 через личный кабинет аккредитованного лица - органа по сертификации ООО "ЕвроТех" Недергиным В. осуществлялось редактирование Декларации в части внесения сведений о прекращении действия данной Декларации по решению Заявителя: номер решения о прекращении действия 0098, дата решения о прекращении действия 20.08.2015, основание прекращения действия - по уведомлению заявителя.
Декларация подтверждает соответствие продукции установленным требованиям Технических регламентов: ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Вместе с тем, в указанных технических регламентах Таможенного союза отсутствуют нормы, устанавливающие требования к декларированной безлактозной продукции.
Пунктом 3 технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, установлено, что требования данного технического регламента не распространяется на следующую продукцию:
а) продукты, изготовленные на основе молока и молочной продукции, предназначенные для использования в специализированном питании (за исключением молока и молочной продукции для детского питания);
б) кулинарные и кондитерские изделия, пищевые и биологически активные добавки, лекарственные средства, корма для животных, непищевые товары, изготовленные с использованием или на основе молока и молочной продукции;
в) молоко и молочная продукция, полученные гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах, а также процессы производства, хранения, перевозки и утилизации молока и молочной продукции, предназначенные только для личного потребления и не предназначенные для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) устанавливает обязательные требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемым в обращение на таможенной территории Таможенного союза, однако действие его не распространяется на продукты, изготовленные на основе молока и молочной продукции, предназначенные для использования в специализированном пищевом питании (за исключением молока и молочной продукции для детского питания).
Статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, установлено, что понятие специализированной пищевой продукции, к которой относится пищевая продукция, для которой установлены требования к содержанию и (или) соотношению отдельных веществ или всех веществ и компонентов и (или) изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания в такой пищевой продукции и (или) в состав включены не присутствующие изначально вещества или компоненты (кроме пищевых добавок и ароматизаторов) и (или) изготовитель заявляет об их лечебных и (или) профилактических свойствах, и которая предназначена для целей безопасного употребления этой пищевой продукции отдельными категориями людей.
Безлактозная продукция - это продукция переработки молока с отсутствием * или низким содержанием лактозы, предназначенная специально для людей, страдающих непереносимостью лактозы, и в силу статьи 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) относится к категории специализированной пищевой продукции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением специализированной пищевой продукции.
Частью 2 статьи 24 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) определено, что специализированная пищевая продукция допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Пищевая продукция диетического лечебного и профилактического питания относится к специализированной пищевой продукции и подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке, установленном техническом регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011).
При этом в обязательном порядке должны подтверждаться заявленные лечебные и (или) профилактические свойства и соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (TP ТС 027/2012).
Указанный выше технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) вступил в силу 01.07.2013.
Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
На основании изложенного оценка (подтверждение) соответствия безлактозной продукции в форме декларирования не предусмотрена, специализированная безлактозная молочная продукция должна сопровождаться не декларацией о соответствии, а свидетельством о государственной регистрации на пищевую продукцию для диетического и диетического профилактического питания.
Согласно пункту 3 Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 (далее -Положение о регистрации деклараций о соответствии), регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - органы по сертификации), или уполномоченными органами государств -членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены).
Для регистрации деклараций о соответствии в органе по сертификации заявитель представляет в орган по сертификации декларацию о соответствии и прилагаемые к ней в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения документы непосредственно или направляет их заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Регистрация деклараций о соответствии в уполномоченных органах осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 6 Положения о регистрации деклараций о соответствии орган по сертификации рассматривает представленные заявителем документы на предмет, в том числе наличия нормы технического регламента Таможенного союза, устанавливающей, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента Таможенного союза может быть подтверждено принятием декларации о соответствии.
По результатам рассмотрения в соответствии с пунктом 6 Положения о регистрации деклараций о соответствии документов, представленных заявителем, орган по сертификации в течение 5 рабочих дней с даты поступления на регистрацию декларации о соответствии осуществляет регистрацию этой декларации о соответствии либо уведомляет заявителя об отказе в ее регистрации (с указанием оснований отказа) (пункт 7 Положения о регистрации деклараций о соответствии).
Согласно пункту 8 Положения о регистрации деклараций о соответствии основаниями для отказа в регистрации декларации о соответствии является, в том числе, отсутствие нормы технического регламента Таможенного союза, устанавливающей, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента Таможенного союза может быть подтверждено в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, орган по сертификации ООО "ЕвроТех" (аттестат аккредитации РОСС RU.ООО 1.11АГ66) не имел право регистрировать декларацию о соответствии ТС N RU Д-Е8.АГ66.В.08515 от 19.03.2015 в отношении продукции "сыр твердый из овечьего молока без лактозы" в Едином реестре деклараций о соответствии.
Кроме этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 N 320" утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Указанным перечнем предусмотрен запрет к ввозу в Российскую Федерацию молока и молочной продукции, за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания, соответствующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС: из 0401, из 0402, из 0403, из 0404, из 0405.
Код 0406 "Сыры и творог" включен в перечень без изъятий, то есть все сыры и творог, включенные в указанный код ТН ВЭД ЕАЭС, запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", утвержденным Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 15.06.2012 N 34, низкокалорийная (безлактозная) пищевая продукция отнесена к диетическому лечебному или диетическому профилактическому питанию.
Пищевая продукция диетического лечебного и профилактического питания относится к специализированной пищевой продукции и подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке, установленном техническом регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011).
На основании поступившего в Росаккредитацию обращения Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о декларациях о соответствии на безлактозную молочную продукцию и сыроподобные продукты, приказом Росаккредитации от 12.08.2015 N 385-П-ВД (копия прилагается) инициирована внеплановая документарная проверка, предметом которой явилось соблюдение ООО "ЕвроТех", аккредитованного в качестве органа по сертификации (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АГ66), обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. По результатам проверки составлен акт проверки от 13.08.2015 N 486-АВП (копия прилагается) в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а также выдано предписание от 13.08.2015 об устранении выявленных нарушений в срок до 14.09.2015, и действие аккредитации ООО "ЕвроТех" приостановлено приказом Росаккредитации от 18.08.2015 N 10155 (копия прилагается) в отношении всей области аккредитации, сроком до 14.10.2015.
Приказом Росаккредитации от 26.08.2015 N 432-П-ВД (копия прилагается) инициирована внеплановая документарная проверка с целью проверки отчета об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 13.08.2015 N 486-АВП. Результат проверки отражен в акте проверки от 27.08.2015 N 536-АВП (копия прилагается), и установлено исполнение ООО "ЕвроТех" предписания об устранении выявленных нарушений от 13.08.2015, выданного на основании акта проверки от 13.08.2015 N 432-АВП. Приказом Росаккредитации от 28.08.2015 N 10977 (копия прилагается) действие аккредитации ООО "ЕвроТех" возобновлено.
ООО "ЕвроТех" письмом от 21.08.2015 N 038 (копия прилагается) представил копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 13.08.2015 N 486-АВП. Так ООО "ЕвроТезх" было прекращено действие декларации о соответствии ТС N 1Ш Д-1Т.АГ66.В.08729 от 27.03.2015 в отношении продукции "сыр твердый безлактозный", декларации о соответствии ТС N КЛ Д-ТК.АЕ66.В.11117 от 04.08.2015 в отношении продукции "сыроподобный продукт с растительным жиром" и декларации о соответствии ТС N КЛ Д-ЕТ.АГ66.В.09379 от 29.04.2015 в отношении продукции "сыроподобный продукт с растительным жиром", заявители (декларанты) проинформированы о том, что декларации о соответствии зарегистрированы с нарушением процедуры подтверждения соответствия.
Согласно статье 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 027/2012, принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", пищевая продукция низколактозная (безлактозная) относится к пищевой продукции диетического лечебного или диетического профилактического питания, произведенной на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и (или) продукции переработки молока, в которой снижено содержание лактозы по сравнению с аналогичной пищевой продукцией.
В части 1 статьи 10 ТР ТС 027/2012 установлено, что оценка соответствия отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания, требованиям настоящего Технического регламента осуществляется в форме государственной регистрации в соответствии с порядком, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
На основании изложенного оценка (подтверждение) соответствия безлактозной продукции в форме декларирования не предусмотрена, специализированная безлактозная молочная продукция должна сопровождаться не декларацией о соответствии, а свидетельством о государственной регистрации на пищевую продукцию для диетического и диетического профилактического питания.
Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 N 320" установлен перечень санкционной продукции, которая до 05.08.2016 запрещена к ввозу в Российскую Федерацию.
В обозначенный список включены "Молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания)".
Таким образом, примененный порядок подтверждения соответствия молочной продукции, произведенной в Испании, путем декларирования в нарушение требований о проведении ее государственной регистрации, может быть направлен на изыскание способов ввоза продукции, ввоз которой на территорию Российской Федерации запрещен.
Согласно пунктам 5.1 и 5.3.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 N 322, Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также регистрирует отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
Несоответствие заявленной продукции ("сыр безлактозный") обязательным требованиям установлено уполномоченным на то государственным органом, о чем Роспотребнадзор письмом от 17.06.2015 N 01/6897-15-31 информировал, в том числе, и Росаккредитацию. Данное письмо Роспотребнадзора содержит общеизвестную информацию, поскольку опубликовано в справочных правовых системах.
Согласно пункту 3 Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 (далее -Положение о регистрации деклараций о соответствии), регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - органы по сертификации), или уполномоченными органами государств -членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены).
Для регистрации деклараций о соответствии в органе по сертификации заявитель представляет в орган по сертификации декларацию о соответствии и прилагаемые к ней в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения документы непосредственно или направляет их заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Регистрация деклараций о соответствии в уполномоченных органах осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 6 Положения о регистрации деклараций о соответствии орган по сертификации рассматривает представленные заявителем документы на предмет, в том числе, наличия нормы технического регламента Таможенного союза, устанавливающей, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента Таможенного союза может быть подтверждено принятием декларации о соответствии.
По результатам рассмотрения в соответствии с пунктом 6 Положения о регистрации деклараций о соответствии документов, представленных заявителем, орган по сертификации в течение 5 рабочих дней с даты поступления на регистрацию декларации о соответствии осуществляет регистрацию этой декларации о соответствии либо уведомляет заявителя об отказе в ее регистрации (с указанием оснований отказа) (пункт 7 Положения о регистрации деклараций о соответствии).
Согласно пункту 8 Положения о регистрации деклараций о соответствии основаниями для отказа в регистрации декларации о соответствии является, в том числе, отсутствие нормы технического регламента Таможенного союза, устанавливающей, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента Таможенного союза может быть подтверждено в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, орган по сертификации ООО "ЕвроТех" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АГ66) не имел право регистрировать декларацию о соответствии ТС N RU Д-Е8.АГ66.В.08515 от 19.03.2015 в отношении продукции "сыр твердый из овечьего молока без лактозы" в Едином реестре деклараций о соответствии. Орган по сертификации ООО "ЕвроТех" должен был отказать заявителю - ООО "Торговые Операции" в регистрации декларации о соответствии ТС N RU Д-Е8.АГ66.В.08515, поскольку, как ранее указывалось, в технических регламентах отсутствуют нормы, устанавливающие, что соответствие "сыра безлактозного" может быть подтверждено в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, проведение оценки соответствия с нарушением требований технического регламента, в отсутствие необходимых оценок, подтверждающих заявленные лечебные и (или) профилактические свойства продукции, противоречит основным целям и принципам технического регулирования, направленным на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (статьи 3 и 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В отношении доводов ООО "Торговые Операции" о правомерности оформления декларации о соответствии, суд отмечает следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением специализированной пищевой продукции.
Согласно статье 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (далее - TP ТС 027/2012), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34, пищевая продукция низколактозная (безлактозная) относится к пищевой продукции диетического лечебного или диетического профилактического питания, произведенной на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и (или) продукции переработки молока, в которой снижено содержание лактозы по сравнению с аналогичной пищевой продукцией.
В части 1 статьи 10 TP ТС 027/2012 установлено, что оценка соответствия отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания, требованиям настоящего Технического регламента осуществляется в форме государственной регистрации в соответствии с порядком, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011).
В свою очередь подпунктом "а" пункта 3 технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - TP ТС 033/2013), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.10.2013 N 67, установлено, что требования данного технического регламента не распространяется на продукты, изготовленные на основе молока и молочной продукции, предназначенные для использования в специализированном питании (за исключением молока и молочной продукции для детского питания).
Кроме того, TP ТС 033/2013, устанавливая обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, используя для целей его применения понятие "сыр", наделяет его следующими признаками: молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока с использованием или без использования специальных заквасок, технологий, обеспечивающих коагуляцию молочного белка с помощью молокосвертывающих ферментов, или кислотным, или термокислотным способом с последующим отделением сырной массы от сыворотки, ее формованием, прессованием, с посолкой или без посолки, созреванием или без созревания с добавлением или без добавления немолочных компонентов, вводимых не в целях замены составных частей молока.
Таким образом, буквальный анализ определения понятия "сыр" с очевидностью свидетельствует, что сыр может быть изготовлен исключительно:
- из молока;
- из молочных продуктов;
- из побочных продуктов переработки молока.
В свою очередь TP ТС 033/2013 также раскрывает каждое из обозначенных выше понятий: "молоко", "молочный продукт", "побочный продукт переработки молока".
TP ТС 033/2013 также содержит определение понятие "продукт переработки молока безлактозный".
Изложенное означает, что сыр, как молочный продукт в понимании TP ТС 033/2013, регулирующего правоотношения касательно требований безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, не может быть произведен из продукта переработки молока безлактозного, поскольку, как ранее обозначалось, сыр является результатом производства исключительно из молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока.
Искусственное совмещение в наименовании продукции "сыр безлактозный" взаимоисключающих понятий, регламентированных TP ТС 033/2013, не позволяет отнести указанный продукт к объекту технического регулирования, в отношении которого применятся TP ТС 033/2013.
В силу изложенного, довод ООО "Торговые Операции" о том, что продукция "сыр безлактозный" может быть объектом как TP ТС 033/2013, так и TP ТС 027/2012, TP ТС 021/2011, несостоятелен.
На основании изложенного оценка (подтверждение) соответствия безлактозной продукции в форме декларирования не предусмотрена, специализированная безлактозная молочная продукция должна сопровождаться не декларацией о соответствии, а свидетельством о государственной регистрации на пищевую продукцию для диетического и диетического профилактического питания.
Данная позиция, в том числе, подтверждается судебной практикой по аналогичному судебному делу N А40-179061/2015 (шифр судьи 21-1476).
Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 N 320" установлен перечень санкционной продукции, которая до 05.08.2016 запрещена к ввозу в Российскую Федерацию.
В обозначенный список включены "Молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания)".
Таким образом, примененный порядок подтверждения соответствия молочной продукции, произведенной в Испании, путем декларирования в нарушение требований о проведении ее государственной регистрации, может быть направлен на изыскание способов ввоза продукции, ввоз которой на территорию Российской Федерации запрещен.
Таким образом, действия ответчика соответствуют требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2016 г. по делу N А40-226308/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226308/2015
Истец: ООО торговые операции
Ответчик: ООО евротех, Росаккредитация, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ