г. Пермь |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А50-545/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Васильевой Е. В., Голубцова В. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савватеевой К. В.
при участии:
от заявителя - Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края (ОГРН 1055906508679, ИНН 5921018642): Иконников А. В., предъявлен паспорт, доверенность от 30.12.2015
от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900): не явились
от третьих лиц - Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского, Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства": не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2016 года
по делу N А50-545/2016,
принятое судьей Герасименко Т. С.,
по заявлению Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского, Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городского хозяйства"
установил, Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д. 240-242) к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФК по Пермскому краю) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации (уведомления от 12.01.2016 N 56-07-09/28-38-125, N 56-07-09/28-38-128), признании незаконным бездействия по отказу от направления исполнительных документов АС N 000349134, АС N 000348869 в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску, обязании УФК по Пермскому краю направить указанные исполнительные документы в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 15.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (л.д. 1-3).
Определением суда от 08.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского, Муниципальное бюджетное учреждение "Северо-Углеуральская Управляющая компания" (л.д. 218-220).
Определением суда от 16.03.2016 по заявлению Администрации произведена замена третьего лица Муниципального бюджетного учреждения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" на его правопреемника Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городского хозяйства" (л.д. 229-231).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2016 года по делу N А50-545/2016, принятым судьей Герасименко Т. С., в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции об отсутствии у заинтересованного лица оснований для совершения оспариваемых действий в отношении субсидиарного должника, которым является Администрация, поскольку на момент их совершения возобновлены исполнительные производства в отношении основного должника, о чем УФК по Пермскому краю было известно, в связи с чем, у него имелась обязанность возвратить исполнительные листы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, у УФК по Пермскому краю, обязанного проводить правовую экспертизу исполнительного документа при организации исполнения судебных актов, отсутствовали основания для принятия заявления взыскателя к исполнению при отсутствии доказательств недостаточности денежных средств и иного имущества у основного должника.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
УФК по Пермскому краю по мотивам письменного отзыва против доводов жалобы возражает, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили.
Заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Пермского края по результатам рассмотрения дел N А50-23437/2012 и N A50-23436/2012 были выданы исполнительные листы АС N 000348869 от 28.05.2013 и АС N 000349134 от 07.06.2013, соответственно.
Исполнительный лист АС N 000348869 от 28.05.2013 по делу N А50-23437/2012 выдан на взыскание с Муниципального бюджетного учреждения Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" (далее также - основной должник) в пользу Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского (далее также - взыскатель) задолженности в сумме 1 904 038 руб. 01 коп. При этом в исполнительном листе содержится указание, что при недостаточности средств у Муниципального бюджетного учреждения Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" взыскание подлежит с Муниципального образования городской округ "Город Губаха" в лице Администрации городского округа "Город Губаха" (далее также - субсидиарный должник) (л.д. 25-28).
Исполнительный лист АС N 000349134 от 07.06.2013 выдан на взыскание с Муниципального бюджетного учреждения Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского задолженности за тепловую энергию за период с октября 2010 года по июнь 2011 года в сумме 5 377 383 руб. 05 коп. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного учреждения Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" взыскание подлежит с Муниципального образования городской округ "Город Губаха" за счет казны Муниципального образования городской округ "Город Губаха" в лице Администрации городского округа "Город Губаха" в порядке субсидиарной ответственности (л.д. 21-24).
Указанные исполнительные листы 26.02.2014 были предъявлены взыскателем в отдел N 8 УФК по Пермскому краю по месту обслуживания лицевых счетов, открытых основному должнику.
Уведомлениями отдела N 8 УФК по Пермскому краю от 28.02.2014 основной должник - Муниципальное бюджетное учреждение Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" поставлен в известность о поступлении исполнительных документов (л.д. 188-189).
27.05.2014 взыскатель был проинформирован отделом N 8 УФК по Пермскому краю о неисполнении должником требований исполнительных документов. В связи с отсутствием более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для исполнения исполнительных документов и неисполнением должником содержащихся в них требований, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" пос. Углеуральского сообщено о возможности отзыва исполнительных документов и предъявления их в подразделение службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" для обращения взыскания на имущество должника (л.д. 190-191).
На основании заявлений взыскателя от 09.06.2014 об отзыве исполнительных документов (л.д. 192-193), указанные исполнительные листы были ему направлены с уведомлениями о возврате исполнительного документа от 10.06.2014 (л.д. 194-195).
В связи с предъявлением исполнительного листа по делу N А50-23436/2012 (АС N 000349134) в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.02.2015 в отношении основного должника было возбуждено исполнительное производство N 2137/15/59016-ИП (л.д. 29-30).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2015 возбуждено исполнительное производство N 1785/15/59016-ИП в связи с предъявлением исполнительного листа по делу N А50-23437/2012 (АС N 000348869) (л.д. 31-32).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 11.09.2015 данные исполнительные производства были окончены в связи с отсутствием у основного должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, исполнительные листы возвращены взыскателю (л.д. 33-36).
После окончания судебным приставом-исполнителем исполнительных производств и возврата исполнительных документов взыскателю 06.10.2015 они были предъявлены им в отдел N 8 УФК по Пермскому краю по месту обслуживания лицевого счета, открытого Администрации для взыскания денежных средств с субсидиарного должника. О поступлении исполнительных документов Администрация уведомлена УФК по Пермскому краю путем направления соответствующих уведомлений от 08.10.2015 (л.д. 17-18).
15.12.2015 судебным приставом-исполнителем в связи с установлением факта неправомерного окончания 11.09.2015 исполнительных производств в отношении основного должника вынесены постановления об отмене постановлений об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительным производствам (л.д. 37-38).
Принимая во внимание возобновление производств в отношении основного должника, что, по мнению заявителя, исключает возможность предъявления требований к субсидиарному должнику, Администрация обратилась в УФК по Пермскому краю с письменным запросом от 15.12.2015 о возврате исполнительных листов взыскателю либо направлению их в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю для дальнейшего исполнения в установленном законом порядке (л.д. 39-40).
В ответ на запрос заявителя от 15.12.2015 УФК по Пермскому краю 23.12.2015 сообщило о невозможности прекращения исполнения исполнительных документов по мотиву отсутствия законных оснований и полномочий на совершение требуемых Администрацией действий (л.д. 41-44).
С запросом от 30.12.2015 о направлении исполнительных листов в отдел N 8 УФК по Пермскому краю также обратился ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю (л.д. 45). Письмом от 13.01.2016 заинтересованное лицо проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности направления исполнительных документов (л.д. 211-213).
В связи с неисполнением Администрацией исполнительных документов в течение трех месяцев со дня их поступления в орган Федерального казначейства операции по расходованию средств на всех лицевых счетах, открытых ей в данном органе как получателю средств местного бюджета (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) были приостановлены до момента устранения нарушения, о чем уведомлениями отдела N 8 УФК по Пермскому краю от 12.01.2016 N 56-07-09/28-38-125 (в отношении исполнительного листа АС N 000348869) и N56-07-09/28-38-128 (в отношении исполнительного листа АС N000349134) Администрация поставлена в известность (л.д. 19-20).
Полагая, что действия УФК по Пермскому краю, выразившиеся в принятии решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации (уведомления от 12.01.2016 N 56-07-09/28-38-125, N 56-07-09/28-38-128), а также бездействие по отказу от направления исполнительных документов АС N 000349134, АС N 000348869 в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску являются незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия действий заинтересованного лица требованиям действующего законодательства, отсутствия противоправного бездействия.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, каковым является основной должник, регламентируется ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Согласно п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока. В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Компетенция органов Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется статьями 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающими исполнение судебных актов, органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов казенным учреждениям соответствующего уровня бюджета как получателям бюджетных средств.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета установлен ч. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (ч. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Как указано выше и следует из материалов дела, после окончания судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю 11.09.2015 исполнительных производств N 1785/15/59016-ИП и N 2137/15/59016-ИП и возврата исполнительных документов взыскателю исполнительные листы АС N 000348869 и АС N 000349134 были предъявлены взыскателем 06.10.2015 в отдел N 8 УФК по Пермскому краю по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого Администрации, для их исполнения в порядке, установленном ч. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, путем взыскания денежных средств с субсидиарного должника.
Основания для непринятия заявления взыскателя к исполнению у заинтересованного лица отсутствовали.
Неисполнение Администрацией в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в отдел N 8 УФК по Пермскому краю, не оспариваемое заявителем, явилось основанием, предусмотренным ч. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах.
Тот факт, что до принятия УФК по Пермскому краю 12.01.2016 решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации постановления судебного пристава-исполнителя от 11.09.2015 об окончании исполнительных производств N 1785/15/59016-ИП и N 2137/15/59016-ИП и о возвращении исполнительных листов взыскателю были отменены постановлениями начальника-старшего судебного пристава ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску от 15.12.2015 с возобновлением исполнительных действий по исполнительным производствам, как верно указал суд, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых действий заинтересованного лица.
Статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (в рассматриваемом случае, УФК по Пермскому краю), финансовый орган может возвратить принятый к исполнению исполнительный документ. При этом положения указанной статьи допускают возврат таких документов по обозначенным в ней основаниям взыскателю либо в суд.
Таким образом, у УФК по Пермскому краю, принявшему поступившие 06.10.2015 от взыскателя исполнительные документы для взыскания денежных средств с субсидиарного должника при наличии законных на то оснований, в связи с окончанием исполнительных производств в отношении основного должника за отсутствием у последнего имущества, на которое может быть обращено взыскание, правовых оснований по направлению (передаче) принятых к исполнению исполнительных документов каким-либо иным лицам или организациям кроме взыскателя (при наличии соответствующего его волеизъявления) либо суда, в том числе по запросу судебного пристава-исполнителя, не имелось.
При таких обстоятельствах правомерны выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия УФК по Пермскому краю, выразившиеся в принятии решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации, произведены в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Незаконного бездействия по ненаправлению исполнительных документов АС N 000349134, АС N 000348869 в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю, учитывая отсутствие предусмотренных нормами бюджетного законодательства оснований для их возврата, со стороны заинтересованного лица не допущено.
Кроме того, следует отметить, что Администрация городского округа "Город Губаха" не представила ни в УФК по Пермскому краю, ни суду первой и апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие наличие у основного должника имущества, достаточного для исполнения исполнительных документов. Факт отмены постановлений об окончании исполнительных производств таким доказательством не является. Исполнительное производство осуществлялось с января по сентябрь 2015 года и не привело к погашению задолженности основным должником, даже частично. Следовательно, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на ст.399 ГК РФ не могут быть основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2016 года по делу N А50-545/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-545/2016
Истец: Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МБУ "Управление городского хозяйства", Муниципальное бюджетное учреждение Северо-Углеуральского городского поселения "Северо-Углеуральская Управляющая компания", МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" ПОС. УГЛЕУРАЛЬСКОГО, Управление Федеральной службы судебных приставов по ПК