г. Вологда |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А05-14746/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2016 года по делу N А05-14746/2015 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сийское" (ОГРН 1072903000136, ИНН 2919006299; место нахождения: 164646, Архангельская область, Пинежский район, поселок Сия, дом 12; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Пинежского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822, ИНН 2901129780; место нахождения: 164600, Архангельская область, Пинежский район, село Карпогоры, улица Авиаторов, дом 16; далее - отдел) о признании недействительными предписаний от 23.09.2015 N 128/1/1, 128/1/2.
Решением суда от 02 марта 2016 года обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 31.08.2015 N 128 с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний от 20.02.2015 N 2/1/1 и N 2/1/2, срок исполнения которых истек 01.07.2015, проведена внеплановая выездная проверка объектов защиты - здания котельной, расположенного по адресу: 164646, Архангельская область, Пинежский район, п. Сия, д. 23; здания очистных сооружений, расположенного по адресу: 164646, Архангельская область, Пинежский район, п.Сия, стр. 38, по результатам которой составлен акт проверки от 23.09.2015 N 128.
При проверке отделом установлено невыполнение обществом требований предписаний, в соответствии с которыми оно должно было оборудовать помещения котельной и очистных сооружений автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать светильники в здании котельной колпаками (рассеивателями).
На основании этого отделом выданы предписания от 23.09.2015 N 128/1/1, 128/1/2, которыми на общество возложена обязанность в соответствии с частью 4 статьи 4, частью 2 статьи 54, статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта А3, А4, пункта 38 Таблицы А3, пункта А4 Приложения А СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - Свод правил 5.13130.2009), пункта 17 таблицы 2 главы 7 Свода правил 5.13130.2009; пункта 42 (в) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390) устранить указанные нарушения.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений статьи 37 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 закона).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В данном случае при проверке Отделом установлено нарушение обществом требований Законов N 123-ФЗ и N 184-ФЗ, а также правил, содержащих требования пожарной безопасности.
Как следует из заявления и апелляционной жалобы, общество не оспаривает по существу вмененные ему отделом нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в акте проверки и в предписаниях.
Материалами дела подтверждается, что общество пользовалось зданием котельной, расположенной по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п.Сия, д.23, и зданием очистных сооружений (станция биологической очистки сточных вод), расположенным по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п.Сия, строение 38, на основании договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 10.06.2010 N 1 и N 3, заключенных с администрацией муниципального образования "Сийское" (далее - администрация).
Согласно пункту 2.1 названных договоров срок их действия установлен сторонами с 25.06.2010 по 25.06.2015.
Названные договоры прекратили свое действие с 25.06.2015 на основании соглашений от 25.06.2015 о прекращении действия договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности от 10.06.2010 N 1, 3.
В соответствии с актами приема-передачи имущества от 25.06.2015 общество передало, а администрация приняла здание котельной и станцию биологической очистки сточных вод.
В то же время, 21 июля 2015 года администрацией и обществом заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Сийское" (далее - концессионное соглашение), согласно которому обществу переданы объекты в соответствии с приложением N 1 к соглашении., в которые вошли указанные выше котельная и очистные сооружения.
Пунктом 1.1 концессионного соглашения предусмотрено, что общество обязуется за свой счет на условиях, определенных концессионным соглашением, реконструировать и (или) модернизировать объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод муниципального образования "Сийское", состав и описание которых приведены в Приложении N 1 концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит администрации, и использовать объекты в целях оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных воднаселению и потребителям муниципального образования "Сийское" в соответствии с нормами и правилами, установленными для этого вида деятельности, а администрация обязуется предоставить обществу на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
На основании акта приема-передачи имущества, подписанного сторонами, администрация передала обществу названные объекты.
Пунктом 6 части 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии с пунктом 1.2 концессионного соглашения общество обязуется обеспечить безаварийную и безопасную эксплуатацию объектов соглашения, выполнять меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего и капитального ремонта объектов соглашения, осуществлять замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, проводить мероприятия по улучшению характеристик, эксплуатационных свойств, энергетическому обследованию и энергосбережению в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями концессионного соглашения.
Таким образом, концессионным соглашением на общество возложена обязанность обеспечить безопасную эксплуатацию объектов в соответствии с требованиями законодательства.
В связи с этим судом первой инстанции правомерно указано, что общество пользуется зданием котельной и станцией биологической очистки сточных вод и обязано соблюдать при их использовании требования пожарной безопасности.
Также из вышеизложенного следует, что общество фактически не прекращало пользование объектами и является необоснованным довод общества о незаконности проведения внеплановой проверки по соблюдению исполнения требований ранее выданных предписаний в связи с прекращением действия договоров аренды.
Согласно части 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (часть 1). Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются Законом N 123-ФЗ и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 10).
Правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации установлены Сводом правил 5.13130.2009, который в силу пункта 1.1 является нормативным документом по пожарной безопасности.
Согласно пункту А.3 Приложения А Свода правил 5.13130.2009 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяются организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
В соответствии с пунктом А.4 Приложения А Свода правил 5.13130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Пунктом 38 Таблицы А3 Приложения А Свода правил 5.13130.2009 помещения иного административного и общественного назначения включены в перечень объектов, подлежащих оснащению автоматической установкой пожарной сигнализации.
Таким образом, помещения котельной и очистных сооружений, используемые обществом, должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Частью 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Главой 7 Свода правил 5.13130.2009 установлено, что здания (сооружения) должны оснащаться системами оповещения и управления эвакуацией людей соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа системы оповещения и управления эвакуацией людей для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
В соответствии с пунктом 17 таблицы 2 Свода правил 5.13130.2009 к таким зданиям отнесены производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности).
Следовательно, помещения котельной и очистных сооружений, используемые обществом, должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре первого типа.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 42 Правил N 390 запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В связи с чем обществу правомерно предписано в здании котельной эксплуатировать светильники с колпаками (рассеивателями).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о том, что в данном случае не подлежат применению нормы Закона N 123-ФЗ.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в редакции, действующей на момент проверки) установлено, что в случае, если положениями Закона N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Закона N123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов зашиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Из изложенной нормы следует, что ранее действовавшие требования применяются в случае, если Законом N 123-ФЗ установлены более высокие требования пожарной безопасности.
В пункте 39 приказа МЧС России от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В данном случае, как правомерно указал суд первой инстанции, выявленные нарушения относятся к тем, при которых дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а кроме того, вмененные в оспариваемом предписании нарушения связаны с эксплуатацией здания.
Кроме того, общество не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие о датах ввода объектов в эксплуатацию. Также положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ касаются только требований этого Закона, а не положений сводов правил.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; капитальный ремонт объектов капитального строительства за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, оборудование объекта автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что концессионным соглашением не предусмотрена обязанность заявителя по монтажу автоматических установок пожарной сигнализации и оснащению системой оповещения и управления эвакуацией людей, поскольку он не соответствует материалам дела.
Согласно пункту 1.2 концессионного соглашения общество обязуется обеспечить безаварийную и безопасную эксплуатацию объектов соглашения, выполнять меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего и капитального ремонта объектов соглашения, осуществлять замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, проводить мероприятия по улучшению характеристик, эксплуатационных свойств, энергетическому обследованию и энергосбережению в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями концессионного соглашения.
Таким образом, концессионным соглашением на общество возложена обязанность по безопасной эксплуатации зданий котельной и очистных сооружений и выполнению мер по проведению технического обслуживания и проведению ремонта в соответствии с требованиями законодательства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что на момент передачи спорных объектов обществу такие объекты уже не соответствовали требованиям пожарной безопасности, поскольку о существующих нарушениях требований пожарной безопасности на спорных объектах обществу было известно по результатам проверки заявителя, проведенной отделом в феврале 2015 года, однако общество не воспользовалось правом, предусмотренным разделом 13 концессионного соглашения, и не внесло в соглашение изменений, касающихся устранения нарушений требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2016 года по делу N А05-14746/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сийское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14746/2015
Истец: ООО "Сийское"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, Отдел надзорной деятельности Пинежского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области