г. Саратов |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А12-54278/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С. А.,
судей Волковой Т. В., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2016 года по делу N А12-54278/2015 (судья Лобенко Е. А.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941)
к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алханову Асламбеку Абдулхакимовичу (ОГРНИП 313345819900014, ИНН 342101439962)
о взыскании задолженности,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет сельского хозяйства, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алханову Асламбеку Абдулхакимовичу (далее - ИП Глава КФХ Алханов А. А., ответчик) о взыскании суммы гранта и единовременной помощи в размере 546 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2016 года по делу N А12-54278/2015 с ИП главы КФХ Алханова А. А. в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области взыскана единовременная помощь в размере 90 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
С ИП Главы КФХ Алханова А. А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 600 рублей.
Истец, не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении исковых требований, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в данной части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить исковые требования Комитета сельского хозяйства в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что выводы суда, изложенные в обжалуемой части решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, при рассмотрении дела не установлены и не исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им не дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции не дана оценка доводам истца в части нарушения ответчиком законодательства при расчете по договору купли - продажи сельскохозяйственных животных наличным расчетом.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле обжалуемый судебный акт пересматривается в части по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24.05.2013 N 123 утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013-2015 годах".
09.10.2012 Постановлением Правительства Волгоградской области N 415-п был утвержден Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок N 415-п) В Порядке N 415-п определены условия, критерии и порядок предоставления грантов и единовременной помощи на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В соответствии с пунктами 3.1., 4.1. Порядка N 415-п грант и единовременная помощь выделяются начинающему фермеру только один раз.
В силу пункта 3.2 Порядка N 415-п грант предоставляется начинающему фермеру на софинансирование затрат на:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
В силу пункта 4.2. Порядка N 415-п единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру для:
- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Согласно пунктам 3.3, 4.3 Порядка N 415-п размер гранта и единовременной помощи определяется конкурсной комиссией, исходя из потребности начинающего фермера, указанной в плане расходов. Максимальный размер гранта составляет 500 тыс. рублей на одного начинающего фермера. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера составляет 100 тыс. рублей.
09 декабря 2013 года между Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (переименовано в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) и ИП Главой КФХ Алхановым А. А. (Начинающий фермер) заключено соглашение N 39, по условиям которого Министерство предоставляет Начинающему фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 456 000 рублей и (или) денежные средства в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь) в размере 90 000 рублей путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а Начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.
Согласно пункту 1.3. соглашения грант и единовременная помощь предоставляется Начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и (или) федерального бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.
Платежным поручением N 7220087 от 12.12.2013 истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 546 000 рублей.
В пунктах 7.2, 7.3 Порядка N 415-п предусмотрено, что получатель обязан использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением и планом расходов. Получатель обязан ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство отчет по расходу полученного гранта и единовременной помощи в соответствии с примерной формой, утвержденной приказом министерства сельского хозяйства, и копии документов, подтверждающих произведенные затраты:
- информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХ за предшествующий финансовый год;
- платежного поручения, заверенного банком;
- выписки банка к расчетному счету получателя, заверенной банком;
- договора купли-продажи;
- товарной накладной или акта выполненных работ (услуг);
- акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений).
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.3.11 Соглашения N 39 от 09.12.2013.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком указанного соглашения, обратился с иском в суд о взыскании гранта и единовременной помощи, предоставленных ответчику, в размере 546 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта расходования ответчиком денежных средств в сумме 456 000 рублей не по целевому назначению, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в данной части отказал.
Истец, обращаясь с апелляционной жалобой, выразил свое несогласие только с указанной частью обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части в сумме 456 000 рублей, суд первой инстанции правомерно руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пункту 8.4 Порядка N 415-п грант и единовременная помощь подлежат возврату в областной бюджет в следующих размерах:
- при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком, - в полном объеме;
- при выявлении факта представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения бюджетных средств, - в полном объеме;
- при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части средств) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению.
Получатели гранта и единовременной помощи обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления.
В случае невозврата в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
Пунктом 2.2.2 Соглашения N 39 предусмотрено, что в случаях нарушения Начинающим фермером условий, установленных Порядком, представления в Министерство недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств, Министерство вправе требовать возврата суммы гранта и единовременной помощи в областной бюджет в объеме выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.3.12 Соглашения N 39 в случае наступления событий, указанных в пункте 2.2.2 соглашения, в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления Начинающий фермер обязан возвратить необоснованно полученные средства в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.
Таким образом, в случае нецелевого использования субсидий или ненадлежащего исполнения соглашения, ответчик обязан их возвратить.
Согласно Плану расходов и условиям Соглашения N 39 ответчик обязался израсходовать полученные денежные средства гранта на приобретение маточного поголовья овец мясного направления.
В подтверждение расходования гранта ответчик представил договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 01.12.2014 с актом приема-передачи сельскохозяйственных животных и актом приема-передачи денежных средств в размере 510 000 рублей.
Факт расходования гранта на цели, установленные соглашением, подтвержден материалами дела.
Доказательств того, что бюджетные средства были израсходованы ответчиком не по целевому назначению, истцом не представлено.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, обратившись с настоящим иском в суд в обжалуемой части, Комитет сельского хозяйства не представил допустимых доказательств направления предпринимателем средств гранта в сумме 456 000 рублей на цели, отличные от предусмотренных соглашением от 09 декабря 2013 года N 39.
О фальсификации документов, представленных ответчиком в подтверждение целевого расходования средств гранта в соответствии с правилами статьи 161 АПК РФ, истец не заявил, в связи с чем основания для сомнения в достоверности данных документов отсутствовали у суда первой инстанции.
Поскольку грант, предоставлен получателю на безвозмездной и безвозвратной основе, а факт целевого использования средств гранта подтвержден ответчиком документально, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные документы не предусмотрены ни Порядком, ни Соглашением в качестве документов, подтверждающих произведенные затраты подлежит отклонению в связи со следующим.
Как указывает истец, в представленных ответчиком отчетах отсутствуют копии платежных поручений и выписок к расчетному счету, заверенные в установленном порядке.
Однако, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 140 Гражданского кодекса РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Условие о предоставлении отчетности не является условием, установленным для предоставления субсидии, это условие непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2016 года по делу N А12-54278/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-54278/2015
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Алханов Асламбек Абдулхакимович, ИП Глава КФХ Алханов А. А.