г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А21-8363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Горбунов К.Э, доверенность от 10.12.2015
от ответчика (должника): Коширина Н.Н., доверенность от 08.02.2016 N 02-22/01929
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8695/2016) МИФНС России N 9 по г. Калининграду
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2016 по делу N А21-8363/2015 (судья Сергеева И.С.), принятое
по заявлению ООО "Сталькор"
к МИФНС России N 9 по г. Калининграду 3-е лицо: 1) Правительство Калининградской области, 2) филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" о признании недействительными решения от 06.08.2015 N 20824 и требования от 21.10.2015 N 49987
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сталькор" (ОГРН 1023900593639, место нахождения: г. Калининград, ул. Суворова, д. 135"Б", далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017, место нахождения: г. Калининград, ул. Дачная, д. 6, далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.08.2015 N 20824 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49987 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.10.2015.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Правительство Калининградской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.01.2015 заявителем представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год с суммой налога, исчисленной к уплате, в размере 135 589 руб.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик занизил налоговую базу, рассчитав налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 039 254 руб. Инспекцией произведен расчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости в размере 14 810 271 руб. на основании сведений, представленных органом Росреестра.
По итогам камеральной проверки Инспекцией составлен акт от 05.05.2015 N 23235 и вынесено решение от 06.08.2015 N 20824 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 2 163,90 руб. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 86 565 руб., а также пени в сумме 6 620,72 руб.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 07.10.2015 N 06-11/13633 оставлена без удовлетворения.
21.10.2015 инспекцией в адрес Общества выставлено требование N 49987 об уплате доначисленных в ходе камеральной проверки сумм земельного налога, пени, штрафа.
Считая решение и требование инспекции не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими законные права и интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, указал на отсутствие у инспекции правовых оснований для доначисления оспариваемых сумм земельного налога, пени и санкций.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 НК РФ организации, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.
В силу статьи 390 НК РФ и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, для исчисления земельного налога за 2014 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что принадлежащий Обществу земельный участок с кадастровым номером 39:15:150908:56 площадью 15 346 кв. метров с разрешенным использованием "под существующую производственно-складскую базу" был поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2012.
На момент внесения сведений об участке в государственный кадастр недвижимости действовало Постановление Правительства Калининградской области от 28.11.2008 N 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области", которым были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 01.01.2007.
Исходя из разрешенного использования земельного участка и в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), спорный земельный участок был отнесен к 9 группе видов разрешенного использования и Филиалом определена его кадастровая стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала в размере 965,09 руб. за кв.м., которая составила 14 810 271,14 руб. (965,09 руб. х 15 346 кв.м).
29.08.2013 Постановлением Правительства Калининградской области N 641 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" (далее - Постановление N 641) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 01.01.2012.
Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:150908:56 были внесены в государственный кадастр недвижимости 20.12.2012, то есть после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки (01.01.2012) и до утверждения ее результатов (29.08.2013), кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с пунктом 2.4. Методических указаний N 222 была определена заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель и составила 9 039 254,38 руб., исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для земель кадастрового квартала в размере 589,03 руб. за кв.м в соответствии с Постановлением N 641.
Указанные обстоятельства послужили основанием для представления в Инспекцию сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 в размере 14 810 271,14 руб., по состоянию на 01.01.2015 - в размере 9 039 254,38 руб.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В данном случае постановлением Правительства Калининградской области N 641 от 29.08.2013 утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Калининградской области по состоянию на 01.01.2012, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка составляет 9 039 254 руб.
Постановление N 641 опубликовано в издании "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") 11.09.2013 N 162, 14.09.2013 N 165, 18.09.2013 N 167, 21.09.2013 N 170, 25.09.2013 N 172, 01.10.2013 N 175, 02.10.2013 N 176, 05.10.2013 N 179, 09.10.2013 N 181, 12.10.2013 N 184, 16.10.2013 N 186, 17.10.2013 N 187, 22.10.2013 N 190, 23.10.2013 N 191, 26.10.2013 N 194, 29.10.2013 N 195, 31.10.2013 N 197, 08.11.2013 N 201.
Пункт 3 Постановления N 641 содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу с 1 января 2014 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Указанная правовая позиция позднее была закреплена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4 - 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Материалами дела подтверждено, что Постановление Правительства Калининградской области N 641 в полном объеме опубликовано 08.11.2013.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса РФ, результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением N 641, в целях налогообложения земельного налога подлежат применению с 01.01.2014.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что налоговая база в отношении спорного земельного участка по земельному налогу за 2014 год подлежит определению в соответствии с кадастровой стоимостью, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области N 641.
Абзацем 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
В соответствии с п. 1.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, они применяются в случаях образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2. Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (п. 1.3. Методических указаний).
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Калининградской области, утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 29.07.2013 N 641.
Спорный земельный участок не вошел в состав объектов кадастровой оценки. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 2.1.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой оценки земель промышленности к первой-четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель в данном случае действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми актами кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 для целей налогообложения подлежала определению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно на основании Постановления N 641 от 29.08.2013.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что дата совершения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" технических действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об измененной кадастровой стоимости земельного участка (13.03.2014) не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу требований ст. 390, 391 НК РФ, ст. 66 ЗК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая стоимость (результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), определенная по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании изложенного, налогоплательщик правомерно при исчислении земельного налога за 2014 год определил налоговую базу как кадастровую стоимость земельного участка в размере 9 039 254 рубля в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области N 641.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования о признании недействительными решения от 06.08.2015 N 20824 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49987 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.10.2015.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2016 по делу N А21-8363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8363/2015
Истец: ООО "Сталькор"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по г. Калининграду
Третье лицо: Правительство Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по К/о, не отпр