г. Томск |
|
6 июня 2016 г. |
Дело N А03-1879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 апреля 2016 года по делу N А03-1879/2016 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (ОГРН 1032201653440, ИНН 2204015619, 659305, г. Бийск, ул. Воинов-Интернационалистов, 72/1)
к Администрации Бийского района Алтайского края (ОГРН 1022200570853, ИНН 2234003346, 659325, г. Бийск, ул. Куйбышева 88)
о взыскании 1193253 рублей 34 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации Бийского района Алтайского края (далее - Администрация) о взыскании 1 193 253 рублей 34 копеек, в том числе 686 370 рублей 36 копеек - недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 15 049 рублей 72 копеек - пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 159 113 рублей 13 копеек - недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование, 3 488 рублей 80 копеек - пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование, 38 895 рублей 26 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 7 105 рублей 91 копейки - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, 10 781 рубля 85 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на обязательное медицинское страхование, 46 509 рублей 50 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 10 781 рубля 75 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование, 51 799 рублей 90 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 11 998 рублей 22 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование, 41 594 рублей 80 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 9 960 рублей 31 копейки - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование, 56 078 рублей 53 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 13 000 рублей 04 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование, 11 969 рублей 13 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 2 774 рублей 66 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование,
12 973 рублей 89 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 3 007 рублей 58 копеек - пени на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование.
Решением от 06.04.2016 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшийся судебный акт в части взыскания с Администрации пени, начисленной за неуплаченные суммы страховых выплат.
Администрация указывает, что судом первой инстанции необоснованно не принят довод о тяжелом материальном положении ответчика.
Ссылается на возможность применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Факт осуществления социальных функций ответчика в рамках рассматриваемых правоотношений и его влияние на социальную инфраструктуру и добросовестная организация общественной жизни населения Бийского района, является обстоятельством, освобождающим от применения мер ответственности к должнику в частности, взыскания суммы пени.
Администрация имеет дефицитный бюджет, долговые обязательства и иные статьи расходов значительно превышают уровень доходов денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд, соглашаясь с выводами судов первой инстанции, просит оставить в обжалуемой Администрацией части судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, Администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период 9 месяцев 2015 года страхователем начислено страховых взносов: 1 963 861 рубль 64 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 455 258 рублей 84 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Обязанность по уплате страховых взносов за 9 месяцев 2015 года Администрацией в полном объеме не исполнена.
В результате сумма недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года, подлежащая уплате составляет 845 483 рубля 49 копеек, в том числе 686 370 рублей 36 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 159 113 рублей 13 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
На основании статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Администрации за несвоевременную уплату страховых взносов начислены пени в сумме 347 769 рублей 85 копеек, в том числе 15 049 рублей 72 копейки - за период с 18.08.2015 по 02.12.2015 за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 3 488 рублей 80 копеек- за период с 18.08.2015 по 02.12.2015 за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 38 895 рублей 26 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 7 105 рублей 91 копейка - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, 10 781 рубль 85 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2013, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 46 509 рублей 50 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 10 781 рубль 75 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 51 799 рублей 90 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 11 998 рублей 22 копейки - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 41 594 рубля 80 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 9 960 рублей 31 копейка - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 56 078 рублей 53 копейки - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2014, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 13 000 рублей 04 копейки - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 2014, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 11 969 рублей 13 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 2 774 рубля 66 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 12 973 рубля 89 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2015, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, 3 007 рублей 58 копеек - за период с 13.02.2015 по 02.12.2015 на взысканную, но неуплаченную задолженность по страховым взносам за полугодие 2015, направляемых на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
Требования от 02.12.2015 N 032S01150082632, N 032S01150082721, N 032S0115008707 о необходимости в добровольном порядке уплатить сумму задолженности по страховым взносам и пеням в установленные сроки до 21.12.2015, Администрацией в полном объеме не исполнены, в установленном законом порядке не оспорены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда с соответствующие заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании, подтвержденное совокупностью представленных по делу доказательств, является обоснованным.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от Пенсионного фонда не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционной жалобе доводов - в части взыскания с Администрации сумм пени, начисленной за неуплаченные суммы страховых выплат.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 18, пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ главной обязанностью всех плательщиков является правильное исчисление страховых взносов и своевременная их уплата в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в бюджеты внебюджетных фондов.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования установлены статьей 12 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, расчетным (отчетным) периодом является календарный месяц, по итогам которого плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам. В течение расчетного периода страхователи обязаны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных платежей, которые подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Для целей Закона N 212-ФЗ используется понятие лицевого счета, как счета, открытого в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, начисляются пени.
Исходя из положений статьи 19 Закона N 212-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов (пени) является основанием для направления органом контроля за уплатой страховых взносов плательщику требования об уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Судом установлено и Администрацией не оспорено, что в нарушение частей 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ Администрацией не произведена своевременная уплата страховых взносов, в связи с чем произведено начисление пеней.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, в отсутствие доказательств, опровергающих заявленные требования, признал заявление Пенсионного фонда о взыскании недоимки и пени обоснованным.
Наличие и размер недоимки и пеней подтверждены материалами дела, порядок и сроки ее взыскания Пенсионным фондом соблюдены, в связи с чем требования заявителя правомерно удовлетворены.
Доводы о дефиците бюджета, наличии общей кредиторской задолженности по консолидированному бюджету, в том числе просроченной, по исполнительным листам, задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных и казенных учреждений не являются основаниями для освобождения от уплаты недоимки по страховым взносам и пени, в том числе уменьшения размера задолженности, в этой связи суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными и отклоняет.
Оценивая доводы Администрации о необходимости применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации входит в состав гражданского законодательства и призвана регулировать отношения, отличные от отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов в фонды обязательного медицинского образования установлены специальным Законом.
Таким образом, поскольку возможность применения норм гражданского законодательства к отношениям между Пенсионным фондом Российской Федерации и плательщиками страховых взносов в законодательстве не предусмотрена, оснований для уменьшения размера пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение, в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, в обжалуемой части установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.04.2016 по делу N А03-1879/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1879/2016
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе АК.
Ответчик: Администрация Бийского района АК