Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2016 г. N Ф08-5493/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2016 г. |
дело N А32-12849/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от истца: представитель Курценбаум Е.Ю. по доверенности от 30.05.2016,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Сочи,администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2016 по делу N А32-12849/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи" к ответчику Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи при участии третьего лица администрация города Сочи о взыскании принятое в составе судьи Орловой А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НефтоГаз-Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи о взыскании суммы субсидий для компенсации недополученных доходов от реализации сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд в размере 506 221 рубля 61 копейки, а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 111994 руб.
Решением суда от 26.02.2016 г. исковые требования удовлетворены. Суд также взыскал с ответчика в пользу истца 17500 рублей расходов на оплату услуг представителя и 13124 руб. 43 коп расходов по уплате госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что доказательств оплаты поставленного газа в установленные соглашением сроки и объеме ответчиком не представлено. В части взыскания судебных расходов судебный акт мотивирован принципом разумности, а также недоказанностью факта несения расходов по приобретению авиабилетов.
Не согласившись с принятым решением, Департамент городского хозяйства администрации города Сочи, Администрация города Сочи обжаловали его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что для общества был утвержден понижающий коэффициент к розничным ценам на сжиженный газ, обществом не представлено доказательств факта оказания услуг по обеспечению сжиженным газом для бытовых нужд населения, а также не представлено доказательств разумности пределов судебных издержек.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва. Ответчик и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в ноябре и декабре 2013 года осуществляло поставку сжиженного углеводородного газа жителям улиц Худякова, Мелетяна, Трубачева, Урожайная, Лилий, переулка Добрый города Сочи, переселенным из зоны строительства олимпийских объектов в жилые помещения, предоставленные взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд.
ООО "НефтоГаз-Сочи" (газоснабжающая организация) и департамент городского хозяйства администрации г. Сочи (плательщик) заключили соглашение от 07.03.2013 о предоставлении субсидий в целях компенсации недополученных доходов в связи с реализацией сжиженного газа для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых для государственных нужд, до перевода их на природный газ.
В силу пункта 2.1 соглашения газоснабжающая организация обязалась предоставлять услуги по обеспечению сжиженным газом объектов олимпийского строительства согласно приложению N 1, а плательщик - ежемесячно производить платежи газоснабжающей организации для компенсации недополученных доходов (пункт 2.2 соглашения). В пункте 4.6 соглашения установлено, что выплату субсидии плательщик производит до 20 числа месяца, следующего за отчетным, на основании подписанного участниками соглашения расчета по ее определению и счета на оплату в пределах выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.07.2013 N 19/2013-газ "Об утверждении понижающих коэффициентов к розничным ценам на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи" (далее - Приказ N 19/2013-газ) для общества утвержден понижающий коэффициент - 0,2225 к розничным ценам на сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов в городе Сочи.
5 сентября 2013 года истец и ответчик подписали дополнительное соглашение N 1 к соглашению от 07.03.2013, которым установлена розничная цена на сжиженный газ, реализуемый обществом для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города-курорта Сочи, с учетом понижающего коэффициента, составляла 7 рублей 03 копейки за кг, в то время как розничная цена на такой газ была 31 рубль 60 копеек за кг.
В ноябре и декабре 2013 года розничная цена на сжиженный газ, реализуемый обществом с учетом понижающего коэффициента, составляла 7 рублей 03 копейки за кг, в то время как розничная цена на такой газ была 31 рубль 60 копеек за кг, в связи с чем в указанный период общество недополучило с каждого килограмма газа по 24 рубля 57 копеек.
Истец выставил ответчику счета от 19.12.2013 N 2442 и от 23.01.2014 N 150 на оплату субсидии за ноябрь 2013 года в размере 206 786 рублей 03 копеек и за декабрь 2013 года в размере 299 435 рублей 58 копеек, однако департамент оплату задолженности не произвел.
Общество в письмах от 31.03.2014 N 203/14, от 29.04.2014 N 2381/14, от 03.06.2014 N 278/14, от 16.06.2014 N 290/14 направляло в адрес департамента расчеты размера компенсации за ноябрь и декабрь 2013 года и акты сверки расчетов за указанный период. Однако ответы на указанные письма не получены. 20 января 2015 года общество направило в адрес департамента претензию N 02-09/2015 с требованием погасить долг, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
В соответствии с положениями Закона Краснодарского края от 13.12.2011 N 2388-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд" (далее -Закон N 2388-КЗ) граждане, проживающие в жилых помещениях, предоставленных взамен изъятых для государственных или муниципальных нужд, вправе осуществлять оплату услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом с применением понижающих коэффициентов. Недополученные доходы поставщиков такого газа возмещаются за счет средств краевого бюджета путем предоставления субсидий.
Статьей 1 Закона Краснодарского края от 13.12.2011 N 2389-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ", органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ, в соответствии с законодательством Краснодарского края.
Как следует из части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 13.12.2011 N 2389-КЗ органы местного самоуправления наделяются указанными отдельными государственными полномочиями на период до перевода газоснабжения жителей Краснодарского края, переселенных из зоны строительства олимпийских объектов в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, со сжиженного углеводородного газа на природный газ.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации города Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 26.05.2011 N 69 (ред. от 28.03.2013) Департамент городского хозяйства администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город-курорт Сочи. Департамент обладает правами юридического лица, осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств краевой субвенции на реализацию государственных полномочий Краснодарского края по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом, реализуемым из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
07.03.2013 между обществом и департаментом заключено соглашение о предоставлении субсидий в целях компенсации недополученных доходов в связи с реализацией сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, переселенного из зоны строительства олимпийских объектов города Сочи в жилые дома, предоставленные взамен изъятых, до перевода их на природный газ.
В соответствии с п. 2.1 указанного соглашения газоснабжающая организация (истец) обязуется предоставлять услуги по обеспечению сжиженным газом объектов олимпийского строительства согласно приложению N 1, а плательщик (ответчик) - ежемесячно производить выплату газоснабжающей организации для компенсации недополученных доходов (п. 2.2 соглашения).
Как следует из пункта 4.6. соглашения, выплату субсидии плательщик производит до 20 числа месяца, следующего за отчетным, на основании подписанного участниками соглашения расчета по ее определению и счета на оплату в пределах выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции верно указал, что в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Заключенное между сторонами соглашение от 07.03.2013 не предусмотрено законом или иными правовыми актами, однако направлено на реализацию вышеуказанных законов краснодарского края.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку материалами дела подтвержден факт поставки истцом в ноябре-декабре 2013 г. гражданам - жителям улиц Худякова, Мелетяна, Трубачева, Урожайная, Лилий,переулка Добрый города Сочи, переселенным из зоны строительства олимпийских объектов г. Сочи, сжиженного газа по льготной цене, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных обществом требований, является правомерным.
Доводы Департамента об отсутствии факта поставки газа льготным категориям населения, не соответствуют материалам дела, в связи с чем подлежат отклонению. Факт поставки газа подтвержден показаниями приборов учета потребления сжиженного газа, установленными в жилых помещениях потребителей, отсутствием доказательств прекращения подачи газа в период ноябрь-декабрь 2013 г. Кроме того, согласно пояснениям общества, департаментом без возражений подписаны расчеты размера компенсации стоимости сжиженного газа за январь 2014 г. и произведена компенсация недополученных доходов за данный период. При этом показания предыдущего периода, зафиксированные данным расчетом, соответствуют показаниям приборов учета за декабрь 2013 г. Данные доводы общества департаментом не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований общества "Нефто-Газ Сочи" признается апелляционным судом соответствующим обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы - подлежащими отклонению.
Доводы жалобы о завышенности размера судебных расходов на оплату услуг представителя, также не принимаются апелляционным судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.
Суд, принимая решение, оценил по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе принял во внимание объем проделанной представителем общества работы, средний уровень цен на юридические услуги в регионе, оценил трудозатраты представителя, принял во внимание принцип разумности и пришел к правильному выводу о том, что соразмерной и разумной в данном случае является сумма 17500 рублей. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов судом отказано и в данной части решение суда сторонами не обжаловано. Доказательств чрезмерности взысканных судом расходов заявителями апелляционной жалобы не представлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2016 по делу N А32-12849/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12849/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2016 г. N Ф08-5493/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО НефтоГаз-Сочи
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Сочи
Третье лицо: Администрация города Сочи