город Омск |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А46-11993/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3217/2016) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2016 по делу N А46-11993/2015 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 1" (ИНН 5507038025, ОГРН 1025501387669) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (ИНН 5507056507, ОГРН 1025501379540) о признании незаконным решения от 01.10.2015 N 22 ВП,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8,
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 1" - Рафаилова М.Ф. по доверенности N 3 от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2018, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 1" (далее - заявитель, БУЗОО "ДГБN 1", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный Фонд) о признании незаконным решения от 01.10.2015 N 22 ВП о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением арбитражного суда от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 (далее - третье лицо, Фонд социального страхования, ФСС).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2016 по делу N А46-11993/2015 требования БУЗОО "ДГБN 1" удовлетворены в полном объеме, признано недействительным решение Пенсионного Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N22ВП от 01.10.2015, как несоответствующее требованиям Федеральных законов, с Пенсионного Фонда взыскано в пользу БУЗОО "ДГБN 1" 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 09.10.2015.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что выплаты молодым специалистам относятся к мерам социальной поддержки, в связи с чем не должны облагаться страховыми взносами, а также того, что неправильное оформление больничных листов не может служить основанием для доначисления сумм страховых взносов.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что выплаты молодым специалистам, произведенные Учреждением в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не входят в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, поскольку данные выплаты осуществлены в рамках трудовых отношений и носят стимулирующий характер. Доводов по эпизоду о доначислении страховых взносов в связи с непринятием ФСС к вычету выплат по временной нетрудоспособности, произведенных по неверно оформленным больничным листам апелляционная жалоба не содержит.
БУЗО "ДГБ N 1" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель БУЗО "ДГБ N 1" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя БУЗО "ДГБ N 1", установил следующие обстоятельства.
В период с 27.05.2015 по 09.07.2015 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в КАО г. Омска в БУЗОО "ДГБ N 1" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, по результатам которой составлен акт выездной проверки N 30 от 28.08.2015, в котором зафиксированы выявленные нарушения в части неначисления страховых взносов на суммы ежемесячных выплат молодым специалистам в рамках трудовых отношений и в части оплаты неверно оформленных больничных листков сотрудникам бюджетного учреждения.
18.09.2015 Учреждением направлено письменное возражение N 01-18/284 от 17.09.2015 на акт проверки N 30 от 28.08.2015.
01.10.2015 заместителем начальника управления Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в КАО г. Омска вынесено решение N 22 ВП о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявитель был привлечен к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 1340 руб. 82 коп.; заявителю было предложено уплатить суммы неуплаченных страховых взносов в размере 6 704 руб. 09 коп. и пени за их неуплату (несвоевременную уплату) в размере 915 руб. 88 коп.
Не согласившись с данным решением, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
03.02.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оговорено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения об определении базы для начисления страховых взносов содержатся в статье 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ также закреплена норма, аналогичная пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которой государственные пособия не подлежат обложению страховыми взносами
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из содержания указанных норм, а также из статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ежемесячные денежные выплаты, в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, медицинским работникам, как видно из представленных заявителем документов, осуществляются на основании Постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" (далее - Постановление N 46-п).
Решение о назначении денежных выплат принимается Министерством здравоохранения Омской области на основании решения комиссии по денежным выплатам.
Постановление N 46-п издано на основании Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Закон N 1061-03), статья 13 которого определяет полномочия Правительства Омской области в сфере социальной защиты населения, в соответствии с которой этот орган государственной власти Омской области в порядке социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренных Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных Кодексом, и устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Статья 6 Закона N 1061-03 содержит перечень мер социальной поддержки, в числе которых наравне с пособием (государственным пособием) включена и ежемесячная денежная выплата.
По определению статьи 3 этого Закона ежемесячная денежная выплата - мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья или по иным причинам.
Таким образом, поскольку выплата (меры социальной поддержки) молодым специалистам, прибывшим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения Омской области, предусмотрена законодательным актом субъекта РФ, то, следовательно, она не может облагаться страховыми взносами.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, спорные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, вследствие чего они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При каких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал несоответствующими законодательству выводы заинтересованного лица о занижении Учреждением базы для исчисления взносов на суммы выплат молодым специалистам
Кроме того, суд первой инстанции нашел необоснованным непринятие Фондом социального страхования к вычету выплат по временной нетрудоспособности, произведенных по неверно оформленным больничным листам. Поскольку в апелляционной жалобе не приведено доводов относительно доначисления страховых взносов в связи с неправильным оформлением листков нетрудоспособности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по данному эпизоду.
Таким образом, удовлетворив требования Учреждения, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Пенсионный Фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2016 по делу N А46-11993/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11993/2015
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 1"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска, ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА, ГУ - Управление Пенсионногог фонда в Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска
Третье лицо: ГУ - Омское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации, ГУ - Омское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8