г. Киров |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А17-8630/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителей заявителя Мухиной О.А., действующей на основании доверенности от 31.08.2015, Николаевой Т.Н., действующей на основании доверенности от 31.08.2015;
представителя ответчика Люкшиновой М.Е. действующей на основании доверенности от 08.10.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2016 по делу N А17-8630/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭСК Гарант" (ИНН: 7727743393, ОГРН: 1117746166383)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889)
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭСК Гарант" (далее - заявитель, ООО "ЭСК Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, надзорный орган) от 22.09.2015 N 74-ц об обязании Общества произвести жителям многоквартирного дома по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 56, перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по март 2015 года, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), применив достоверные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также достоверные показатели объема электроэнергии, потребленного в нежилых помещениях и операторами связи с ноября 2014 года по февраль 2015 года.
Решением суда от 10.03.2016 требование заявителя удовлетворено частично: оспариваемое предписание признано недействительным в части возложения на ООО "ЭСК Гарант" обязанности произвести жителям многоквартирного дома перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по март 2015 года, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, применив достоверные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; в части обязанности по проведению перерасчета платы с применением достоверных показателей объема электроэнергии, потребленного в нежилых помещениях и операторами связи с ноября 2014 года по февраль 2015 года, заявитель каких-либо возражений не привел, представил информацию об исполнении предписания надзорного органа в данной части.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ивгосжилинспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, настаивая на законности и обоснованности предписания в части возложения на ресурсоснабжающую организацию обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом достоверных данных об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, отмечает, что данное требование обусловлено наличием документального подтверждения достоверности площадей многоквартирного дома, предоставленного ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", при этом обращает внимание на то, что у Общества какое-либо документальное подтверждение достоверности применяемых им в расчетах сведений об общей площади помещений в доме, полученных от предыдущего гарантирующего поставщика, отсутствует. Выводы суда о неактуальности информации о площадях помещений, содержащейся в техническом паспорте многоквартирного дома, надзорный орган находит основанными исключительно на предположениях.
ООО "ЭСК Гарант" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Ивгосжилинспекции, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В судебном заседании представитель надзорного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить; представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 26.08.2015 по 22.09.2015 надзорным органом проведена внеплановая документарная проверка порядка установления размера выставляемой ООО "ЭСК Гарант" в отношении жителей многоквартирного дома по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 56, платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребляемую на общедомовые нужды.
С 04.06.2015 данный многоквартирный дом находится под управлением ООО "РСУ Прогресс", однако договор поставки коммунальных ресурсов жителям дома между ООО "ЭСК Гарант" и управляющей организацией не заключен. Расчеты за поставляемую электрическую энергию осуществляются непосредственно между жителями многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований подпункта "г" пункта 31, пункта 44 Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу Обществом были применены недостоверные сведения об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома: вместо 4 462,7 кв.м (по информации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" общая площадь жилых помещений - 4 261,4 кв.м, нежилых помещений - 201,3 кв.м) применена площадь, равная 4 265,5 кв.м, а также учтены недостоверные показатели объема электроэнергии, потребленного в нежилых помещениях и подключенными к общедомовому прибору учета операторами.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены проверяющими в акте от 22.09.2015 N 101-ц.
22.09.2015 в адрес ООО "ЭСК Гарант" выдано обязательное для исполнения предписание N 74-ц о необходимости в срок до 26.10.2015 произвести жителям многоквартирного дома перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по март 2015 года, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, применив достоверные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также достоверные показатели объема электроэнергии, потребленного в нежилых помещениях и операторами связи с ноября 2014 года по февраль 2015 года.
Не согласившись с данным предписанием Ивгосжилинспекции, отмечая, что используемые при расчете платы сведения о площади помещений многоквартирного дома были получены от предыдущего гарантирующего поставщика - филиала "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", указанная информация никем опровергнута не была, при этом отсутствовали иные достоверные данные о площади помещений многоквартирного дома, кроме того, Обществом принимались меры об истребовании актуальных данных о площадях помещений спорного многоквартирного дома, однако Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в предоставлении запрошенных сведений было отказано, большая часть технических паспортов многоквартирных домов составлена в период с 1984 по 1988 г.г. и не содержит достоверных сведений об объектах в силу различных причин (изменение правил подсчета площадей, изменение состава объекта (перевод жилых помещений в нежилые и наоборот и т.д.)), а информация, размещенная на сайте www.reformagkh.ru относительно площади помещений многоквартирного дома не соответствует действительности, так как в разделе "общие сведения" в пункте 11 указана одинаковая величина площади (4 256,6 кв.м) как в разделе "общая площадь дома, в том числе, кв.м", так и в разделе "общая площадь жилых помещений, кв.м", ООО "ЭСК Гарант" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции согласился с утверждениями Общества о том, что в период времени с 1994 года (с момента последней инвентаризации) могли произойти существенные изменения назначения помещений в многоквартирном доме, в связи с чем информация, содержащаяся в техническом паспорте дома, могла стать неактуальной, что подтверждается, в том числе, информацией на сайте www.reformagkh.ru, и для точного определения площадей помещений дома необходима инвентаризация, обязанность проведения которой возложена на управляющую организацию. В этой связи и ввиду отсутствия у ресурсоснабжающей организации обязанности самостоятельно совершать действия по установлению достоверных данных об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и отсутствия у собственников помещений обязанности предоставлять такой организации соответствующие сведения предписание Ивгосжилинспекции от 22.09.2015 N 74-ц в части требования к Обществу произвести жителям многоквартирного дома перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по март 2015 года, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, применив достоверные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, было признано недействительным; в части возложения на заявителя обязанности по проведению перерасчета платы с применением достоверных показателей объема электроэнергии какие-либо возражения не приведены, при этом ООО "ЭСК Гарант" представило информацию об исполнении данного требования, в связи с чем в этой части требование Общества оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
Согласно пункту 44 Правила N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам. Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 12, которая в числе прочего учитывает площадь каждого жилого и нежилого помещения и общую площадь жилых и нежилых помещений в доме.
Использование при расчете размера платы за коммунальную услугу по приведенной формуле недостоверных сведений о площадях помещений в многоквартирном доме влечет соответствующее увеличение либо уменьшение объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, который затем распределяется пропорционально между собственниками помещений.
В рассматриваемом случае ООО "ЭСК Гарант" при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, учитывало общую площадь помещений в многоквартирном доме в размере 4 265,5 кв.м, сведения о которой были получены от предыдущего гарантирующего поставщика, оказывающего услуги по электроснабжению собственникам помещений данного дома, - филиала "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Ивгосжилинспекция не согласна с применением при расчетах данной величины, ссылаясь на предоставленную ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ" информацию, согласно которой по данным проведенной 01.11.1994 инвентаризации общая площадь жилых помещений в доме составляет 4 462,7 кв.м, в том числе жилых помещений - 4 261,4 кв.м, нежилых помещений - 201,3 кв.м.
В ходе судебного разбирательства установлено, что различные источники содержат отличные друг от друга сведения о площадях помещений в рассматриваемом многоквартирном доме. Так, в отличие от сведений ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ" по информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru, общая площадь дома составляет 4 256,6 кв.м. При этом нельзя не учитывать, что с момента последней инвентаризации, имевшей место в 1994 году, общие площади жилых и нежилых помещений в доме по различного рода причинах могли претерпеть изменения. Имеющиеся в деле доказательства, в том числе материалы проверки, не позволяют преодолеть имеющиеся противоречия и определить действительную площадь помещений многоквартирного дома, в связи с чем проверить правомерность использования Обществом соответствующей величины в формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354 не представляется возможным. Однако, то обстоятельство, что используемые Обществом при проведении расчетов величины площадей являются недостоверными, надзорным органом не доказано.
Выявленные противоречия относительно действительного размера площадей жилых и нежилых помещений в доме невозможно устранить без проведения повторной инвентаризации в целях актуализации данных сведений, влияющих на размер выставляемых жителям многоквартирного дома платежей.
Вместе с тем в силу положений подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, и пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, актуализация сведений технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов при управлении домом управляющей организацией должна обеспечиваться последней.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по управлению многоквартирными домами, в том числе регламентирующие порядок начисления платы за коммунальные услуги, не возлагают на ресурсоснабжающие организации обязанность по уточнению или истребованию сведений о площадях помещений в многоквартирном доме у собственников помещений, а последние в свою очередь не обязаны сообщать таким организациям соответствующие сведения. При проведении расчетов Общество полномочно было учитывать лишь предоставленные ему сведения о площадях, а также информацию, содержащуюся в открытых источниках. Однако, указанные источники не содержат предлагаемых ответчиком к использованию в расчетах платы за коммунальную услугу величин.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при оценке вопроса о законности предписания помимо прочего выяснению подлежит наличие у лица, которому адресовано властное требование, обязанности по соблюдению указанных в предписании положений и проведению требуемых мероприятий.
Как установлено выше, у ООО "ЭСК Гарант" имелись данные о размере площадей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, которые ранее использовались при расчетах предыдущим гарантирующим поставщиком и никем не были опровергнуты; надзорным органом в нарушение принципа распределения бремени доказывания, установленного частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждено, что данные сведения являются недостоверными, при этом законодательством на Общество не возложена обязанность по актуализации таких сведений, в связи с чем оспариваемое предписание в части возложения на заявителя обязанности произвести жителям дома перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по март 2015 года, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, применив достоверные данные об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не может быть признано законным и обоснованным. Какое именно императивное требование было нарушено заявителем, в апелляционной жалобе не указано. В этой связи аргументы ответчика о предположительном характере положенных в основу обжалуемого решения выводов суда о неактуальности информации о площадях помещений, содержащейся в техническом паспорте многоквартирного дома, не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования ООО "ЭСК Гарант" в данной части и признания предписания Ивгосжилинспекции в части данного требования недействительным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы надзорного органа, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта, поскольку они не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2016 по делу N А17-8630/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации надзорный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2016 по делу N А17-8630/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8630/2015
Истец: ООО "ЭСК Гарант"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области