г. Пермь |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А50П-635/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С. А.,
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бересневым М.П.,
при участии:
от истца: не явились,
от ответчика: Лесников В.В., директор, постановление от 29.09.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети",
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре,
от 11 марта 2016 года
по делу N А50П-635/2015, принятое судьей Поповой И.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (ОГРН 1025902403196, ИНН 5948022406)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети" (ОГРН 1125981000078, ИНН 5981004884)
о взыскании задолженности по договору поставки газа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети" (далее - ООО "КТС", ответчик) задолженности по оплате полученного газа в рамках договора поставки газа от 27.01.2015 N 41-4-2367/15 за сентябрь 2015 года в размере 578 922 руб. 89 коп. и договора поставки газа от 27.01.2015 N П-41-4-1461/15 за период с августа по сентябрь 2015 года в размере 3 177 854 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 11.03.2016 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, ООО "КТС", не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 7.1 договора, приказ ФСТ от 15.05.2015 N 152-э/15, ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", заявитель указал, что ответчик является потребителем газа, используемого для производства тепловой энергии, и должен рассматриваться как потребитель газа на весь годовой объем потребления газа, а не в разрезе двух договоров N 41-4/2367/2015 и N П41-4-1461/2015. Исходя из данных статистической отчетности (1 -ТЕП, 4-ТЭР, 11 -ТЭР), объем потребления газа за 2016 год составил 15126,6 тыс.куб. Заявитель считает, что ответчик должен быть отнесен к группе потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. куб. м. в год. Плата за снабженческо-сбытовые услуги должна составлять 102,91 руб./тыс.м3, тариф на услуги по транспортировке газа должен составлять 387,95 руб./тыс.м3.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (поставщик) и ООО "Кудымкарские тепловые сети" (покупатель) заключен договор поставки газа N 41-4-2367/15 от 27.01.2015 (т. 1 л.д. 12-22), по условиям которого поставщик принял на себя обязательство поставлять газ, а покупатель обязался оплачивать стоимость газа и принимать газ в объеме, пропорционально платежам, предусмотренным разделом 5 договора, но не более установленного месячного договорного объема. Годовой объем поставки по договору на 2015 год составил 9685 тыс. м 3. (п. 2.1. договора).
Согласно п. 5.1 договора стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям от границы сетей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" до границы сетей покупателя, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ по газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги. Оптовая цена на газ - регулируемая оптовая цена на газ, устанавливаемая в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 5.2. договора).
В соответствии с п. 5.4 договора при применении оптовой цены перерасчет на фактическую калорийность производится поставщиком один раз в месяц по среднемесячной теплотворной способности газа по ГРС исходя из цены, установленной на объемную единицу измерения газа (одна тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям: температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания от расчетной, Поставщик производит перерасчет по формуле: Цфакт.=ЦхQфакт/7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), где: Ц - установленная оптовая цена на газ (с 01.07.2015 - 3564 руб. за 1000 куб.м.), Qфакт - фактическая объемная теплота сгорания в ккал/м3 (кДж/м3), Цфакт - цена на газ после перерасчета.
Среднемесячная калорийность газа за сентябрь 2015 года составила 8240 ккал/куб.м, что подтверждается актом N 2367/9 об объеме переданного-принятого газа к договору поставки газа N 41-4-2367/15 от 27.01.2015 от 30.09.2015 (л.д. 78).
Цена на газ после перерасчета за сентябрь 2015 года составила 3 717 руб. 39 коп. за 1000 м3, что подтверждается данными счета фактуры N 17622 от 30.09.2015 (л.д. 33).
В рамках договора от 27.01.2015 N 41-4-2367/15 за сентябрь ответчику поставлено газа в объеме 109,347 тыс. куб.м. на сумму 578 922 руб. 89 коп.
Кроме того, 27.01.2015 между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (поставщик) и ООО "Кудымкарские тепловые сети" (покупатель) заключен договор поставки газа N П-41-4-1461/15 (т. 1 л.д. 117-120), по условиям которого поставщик принял на себя обязательство поставлять газ, а покупатель обязался оплачивать стоимость газа и принимать газ в объеме, пропорционально платежам, предусмотренным разделом 5 договора, но не более установленного месячного договорного объема. Годовой объем поставки по договору на 2015 год составил 9555,1 тыс. м 3 (п.2.1 договора).
Стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям от границы сетей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" до границы сетей покупателя, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ по газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги (п. 5.1 договора).
В соответствии с п. 5.2 Договора оптовая цена на газ установлена сторонами с 01.01.2015 в размере 3647 руб. за 1000 м3.
Цена на газ после перерасчета в августе 2015 года по договору N П-41-4-1461/15 от 27.01.2015 составила 3721,90 руб. за 1000 м3., за сентябрь 2015 года - 3717, 39 руб. за 1000 м3., что подтверждается счетами-фактурами N 15874 от 31.08.2015 (л.д.23-24) и N 17621 от 30.09.2015 (л.д. 25-32).
Стоимость услуг по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги по договору определена истцом, исходя из годового объема поставляемого газа, установленного договором (9555.1 тыс. куб.м.) и составила, соответственно 578,10 руб./1000 м3 и 114,63 руб./1000 м3.
Таким образом, во исполнение условий договоров ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" в период с августа по сентябрь 2015 года поставил ООО "КТС" газ на общую сумму 3 756 777 руб. 04 коп.
Выставленные истцом счета-фактуры ответчиком не оплачены.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного газа, наличие задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт поставки истцом в спорный период газа, его объем и стоимость подтверждены материалами дела, доказательств оплаты не представлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Не оспаривая факт поставки газа в спорный период и его количество, ООО "Кудымкарские тепловые сети" указывает на неправомерное определение истцом стоимости поставленного газа исходя из регулируемой оптовой цены на газ и неправильное применение ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ).
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги (статья 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (пункт 29 Правил N 162).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению; специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
Согласно пункту 11 Основных положений N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" Приказом ФСТ России от 14.07.2011 N 165-э/2 утверждено Положение об определении формулы цены газа, в пункте 1 которого указано, что Положение определяет формулу, по которой определяется размер оптовых цен на газ (далее - цены на газ), поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения и потребителей Российской Федерации, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений N 1021.
Положение распространяется на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами в рамках Единой системы газоснабжения. Цены на газ, рассчитанные по формуле, не могут выходить за пределы диапазона, определенного установленными ФСТ России минимальным и максимальным уровнями цен. Расчет цен по формуле осуществляется ежеквартально. Дифференциация цен на газ осуществляется с учетом особенностей, приведенных в пунктах 6-8 настоящего Положения, по ценовым поясам применительно к административным границам субъектов Российской Федерации (пункты 3, 5 Положения об определении формулы цены газа).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в спорный период истцом ответчику был поставлен газ, цена на который не была свободной, а являлась регулируемой.
Кроме того, учитывая положения абз. 26 п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1012 верно указал на то, что между сторонами заключены договоры от 27.01.2015, которые сторонами исполняются. В разделе 5 которых "Цена на газ и порядок расчетов" указано, что стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям от границы сетей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" до границы сетей покупателя, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ по газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги. Оптовая цена на газ - регулируемая оптовая цена на газ, устанавливаемая в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 5.2. договора).
Таким образом, цена газа, добытого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, определяется в соответствии с действующим законодательством, а цена газа, добытого иными организациями, "приравнена" к этой цене.
Из материалов дела следует, при расчетах за взыскиваемый период за поставленный газ истцом применена оптовая цена на газ, установленная приказом ФСТ России от 08.06.2015 года N 218-э/3 "Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021" и равная для потребителей Пермского края 3564 руб. за 1000 куб.м. (приложение к приказу).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.05.2015 N 152-э/15 утверждены размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" на территории Пермского края в зависимости от объемов потребления газа.
Пунктом 11 Методических указаний, установлено, что отнесение конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа газораспределительными организациями (далее - ГРО) на собственные и технологические нужды) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год по всем договорам поставки с данным поставщиком, включая поставку газа, добываемого независимыми организациями, отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям (местам соединения сетей конечных потребителей с газораспределительными и газотранспортными сетями).
При этом первоначальное отнесение конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа ГРО на собственные и технологические нужды) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, для целей применения тарифов осуществляется, в том числе, исходя из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям по всем договорам поставки с данным поставщиком, включая поставку газа, добываемого независимыми организациями, с учетом заключенных до начала поставки газа в текущем году дополнительных соглашений, либо в пересчете на год, в случае если договор (дополнительное соглашение к договору) заключается на неполный год вследствие ввода в эксплуатацию нового газоиспользующего оборудования (далее - новый конечный потребитель).
Из буквального толкования Методических указаний следует, что учет ведется по всем договорам, которые относятся к отдельной точке подключения сетей.
Кроме того, аналогичная дифференциация тарифа установлена и при определении стоимости услуг по транспортировке газа.
Ранее предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации был пункт 12 ранее действовавших Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (далее - Методические указания N 173-э/5). Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункт 12 Методических указаний N 173-э/5 в той мере, в которой он устанавливает принцип отнесения конечных потребителей газа к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из объема потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2010 N ГКПИ09-1430 заявление оставлено без удовлетворения.
Определением кассационной коллегии Верховного Суда от 30.03.2010 данное решение оставлено без изменения. Судом указано, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку и плата за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (к транспортным сетям), в результате чего конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Принимая во внимание изложенное, истец обоснованно определил объемы потребления газа по точкам подключения, и правильно определил плату за снабженческо-сбытовые услуги, подлежащую применению.
Согласно пункту 5 Положения об определении формулы цены газа расчет цен по формуле цены газа должен осуществляться ежеквартально самостоятельно участниками рынка газоснабжения. Актуальные для соответствующего квартала значения показателей (цена реализации газа в Дальнее Зарубежье, обменный курс рубля к доллару США) могут быть определены расчетным путем любым заинтересованным лицом на основании объективных данных: биржевых котировок BARGES FOB ARA на мазут и газойль и обменного курса рубля к доллару США, установленного в России.
Поскольку доказательств оплаты поставленного газа ответчиком не представлено, требование истца о взыскании задолженности по оплате газа в рамках договора поставки газа от 27.01.2015 N 41-4-2367/15 в размере 578 922 руб. 89 коп. и договора поставки газа от 27.01.2015 N П-41-4-1461/15 в размере 3 177 854 руб. 15 коп. удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края (Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре) от 11 марта 2015 года по делу N А50П-635/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края (Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре).
Председательствующий |
С.А.Яринский |
Судьи |
Н.Г.Масальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-635/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"
Ответчик: ООО "Кудымкарские тепловые сети"