город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2016 г. |
дело N А32-44711/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ПАО "Мобильные ТелеСистемы": представитель Гапонов А.П. по доверенности от 01.12.2015, паспорт;
остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2016 г. по делу N А32-44711/2015, принятое судьей Колодкиной В.Г., по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" к Департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края третьи лица: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Южрегионтелеком", о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" г. Краснодар обратилось в арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани -Крымск", выразившееся в письме департамента от 28 октября 2015 года N 71-9182/15-09-01. Обязать департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края выдать разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что если объект в соответствии с действующим законодательством подлежит государственному строительному надзору, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию орган не вправе проводить самостоятельный осмотр объекта и подменять орган государственного строительного надзора.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе общество ссылалается на отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полагает, что в случае отсутствия контроля со стороны органа Государственного надзора ответчик обязан был самостоятельно осуществить проверку соблюдения застройщиками и заказчиками строительных норм и правил, и на основе результатов проведенного осмотра принять соответствующее решение.
В материалы дела от заинтересованного и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Представитель общества не возражает против заявленных ходатайств.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и третьих лиц.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 21.04.2011 г. между ПАО "Мобильные ТелеСистемы" и ООО "Южрегионтелеком" заключен договор подряда N ЮГ-МР 004/11-Р, по условиям которого ООО "Южрегионтелеком" обязан осуществить разработку и подготовку проектной документации, выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани-Крымск".
11.07.2013 приказом N 66 Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани-Кры
19.02.2014 заявителю выдано разрешение N RU 23-266 на строительство объекта капитального строительства "Строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани-Крымск".
26.02.2014 г. ООО "Южрегионтелеком" в адрес Управления государственного строительного надзора Краснодарского края направлено извещение N 1 о начале строительства "Волоконно-оптическ5ая линия связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани" с указанием сроков строительства с 01.03.2014 по 31.03.2014.
24.03.2014 г. Управлением разработана Программа проведения проверок, с указанием мероприятий и сроков их проведения:
Подготовка земляного участка, земляные работы, работы прокладки ВОЛС -28.03.2014 г.;
Инженерно-техническое обеспечение, инженерные системы и оборудования -28.04.2014 г.;
Итоговая проверка - 07.05.2014 г.
Распоряжением Управления от 25.03.2014 г. N 10-1221 установлен срок проведения проверки в отношении объекта строительства в период с 26.03.2014 г. по 24.04.2014 г.
При проведении проверки 28.03.2014 г. Управлением установлено, что при визуальном осмотре выполненных работ и примененных строительных материалов, объект капитального строительства "Строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани-Крымск", расположенный по адресу Славянский район, Крымский район, строительством завершен, прокладка линии связи ВОЛС выполнено от башни ОАО "МТС" 230585 (Славянский район, г. Славянск-на-Кубани) до башни ОАО "МТС" 230058 (Крымский район, г. Крымск). Управлением сделан вывод о том, что государственный строительный надзор при строительстве данного объекта не осуществлялся, а проверить соответствие выполненных работ утвержденной проектной документации и требованиям технических регламентов не представляется возможным, что зафиксировано в акте проверки от 14.04.2014 г. N 10-214-Ю-47-АИ.
25.04.2014 г. между заказчиком и подрядчиком строительства подписан акт приемки законченного строительством объекта.
27.10.2015 г. Общество обратилось в Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края о выдаче разрешения на ввод объекта "Строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на участке Славянск-на-Кубани-Крымск" в эксплуатацию. В заявлении также указано, что строительный надзор не проводился.
28.10.2015 г. Департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта в связи с отсутствием заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов.
Не согласившись с данным отказом в выдаче разрешения, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с нормами статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой ненормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом в рамках установленной законом компетенции и предоставляющий застройщику правомочие осуществить регистрацию права на построенный объект.
В соответствии с пунктами 1.1 и 4.14 и 4.15 Положения о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 июня 2006 года N 458, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области градостроительной деятельности, к основным полномочиям которого относится выдача разрешений на строительство в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, а также выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, на которые выданы разрешения на строительство.
Процедура принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регламентирована статьей 55 ГрК РФ. Согласно частям 2 и 3 указанной статьи ГрК РФ, в редакции, действовавшей на день обращения застройщика в департамент, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию линейного объекта, построенного заявителем, необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства;
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Филиал ПАО "МТС" Макро-Регион "Юг" 27 октября 2015 года обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) "Славянск-на-Кубани - Крымск".
К заявлению были приложены следующие документы, необходимые в соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, в том числе:
1) правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых планируется размещение линейного объекта;
2) копия приказа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 11 июня 2013 года N 66 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения линейного объекта "Строительство ВОЛС ОАО "Мобильные Телесистемы" Славянск-на-Кубанй - Крымск";
3) копия выданного департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края разрешения на строительство спорного объекта от 19 февраля 2014 года N RU23-266;
4) акт приемки объекта капитального строительства;
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
7) технический план объекта;
8) акт строительно-технической экспертизы от 13 октября 2015 года N 179/16.1.
Таким образом, заявителем в департамент были представлены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию, за исключением заключения органа государственного строительного надзора.
В соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан:
1) обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ;
2) выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Причем, причины непредоставления указанного заключения не имеют значения для оценки правомерности отказа Департамента в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ определено, что отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи, является самостоятельным (наряду с другими) основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на обязанность департамента провести самостоятельный осмотр объекта. Данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанный довод заявителя основан на неправильном толковании норм части 5 статьи 55 ГрК РФ.
Согласно части 5 статьи 55 ГрК РФ, осмотр объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится в случае, если при строительстве, объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор. В отношении линейного объекта "Строительство ВОЛС ОАО "Мобильные Телесистемы" Славянск-на-Кубани - Крымск" должен осуществляться государственный строительный надзор, согласно пункту 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, если объект в соответствии с действующим законодательством подлежит государственному строительному надзору, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию орган не вправе проводить самостоятельный осмотр объекта и подменять орган государственного строительного надзора.
Доводы заявителя о предполагаемом нарушении его законных прав Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание в рамках рассмотрения заявленных требований, поскольку заявителем оспариваются действия департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что решение департамента об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта было принято в полном соответствии с действующим законодательством, в рамках установленной компетенции и при полном соблюдении установленного законом порядка принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2016 г. по делу N А32-44711/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44711/2015
Истец: "Мобильные ТелеСистемы" филиал "Макро-регион "Юг", ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "Южрегионтелеком", Управление государственного строительного надзора Краснодарского края, Администрация Краснодарского Края