Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2016 г. N Ф09-9302/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А71-10327/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Макарова Т.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя: Акулов В.А., доверенность от 11.01.2016, паспорт,
от третьего лица: Зорина А.А., доверенность от 11.01.2016, паспорт,
от заинтересованных лиц: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Администрации муниципального образования "Воткинский район",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 января 2016 года
по делу N А71-10327/2015,
принятое судьёй Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Администрации муниципального образования "Воткинский район"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третье лицо: Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе
о признании незаконным решения об отказе в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
установил:
Администрация муниципального образования "Воткинский район" (далее Администрация МО "Воткинский район", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР заинтересованное лицо) от 24.07.2015 N 01-20/2769 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 (расположен по адресу УР, Воткинский район, дер.Болгуры, артель имени Фрунзе, площадью 58.326.600 кв.м.) и 18:04:000000:3320 (расположен по адресу УР, Воткинский район, дер.Болгуры, площадью 25.730.000 кв.м.) и возложения на ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации МО "Воткинский район" путем снятия с государственного кадастрового учета указанных земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 и 18:04:000000:3320.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не было учтено то обстоятельства, что в момент выдачи в 1960 году колхозу им. Фрунзе государственного акта на землю, право собственности на землю принадлежало государству, колхоз являлся лишь бессрочным пользователем земли. В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Удмуртской АССР от 26.09.1990 N 100-ХII было предписано передать все земли в ведение местных Советов народных депутатов в установленных границах их территории в соответствии со ст. 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.04.1990 N 14240-ХI "О некоторых вопросах предоставления и изъятия земель"; отменены все ранее выданные государственные акты на право пользования землей; все предприятия, организации и учреждения признаны временными землепользователями до оформления их прав в соответствии с законодательством Удмуртской АССР о земле. В связи с чем, заявитель полагает, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о статусе спорных земельных участков; земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3237 поставлен на кадастровый учет в отсутствие документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности СПК имени Фрунзе на объект недвижимости; земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3320 поставлен на кадастровый учет без учета действовавшего законодательства на имя лица, не являющегося его собственником, т.е. кадастровый учет указанных земельных участков произведен с нарушением требований закона. Кроме того, решение о конкретном перечне лиц (членов) колхоза им. Фрунзе, имеющих право собственности на земельный пай по состоянию на 01.01.1994, утвержденный постановлением председателя исполкома Воткинского райсовета N 223 от 23.09.1994, также были представлены в суд.
Заинтересованное лицо - ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что спорные земельный участки являются ранее учтенными, сведения о них внесены в ГКН на основании свидетельства о праве на землю от 01.02.1993 N 169, выданного Воткинским райкомземом (земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3320) и государственного акта от 29.09.1964 N 580722 (земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3237). Орган кадастрового учета не является органом осуществляющим регистрацию права, сведения о вещных правах являются дополнительными сведениями ГКН.
Заинтересованные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Дюкина В.Ю. на судью Жукову Т.М.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения о следующих земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3320 общей площадью 25 730 000 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский райо. Сведения об указанном участке внесены в ГКН в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) на основании заявления Жданова Владимира Павловича от 03.03.2015 о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и свидетельства о праве на землю от 01.02.1993 N 169, выданного Воткинским райкомземом; площадь и местоположение границ ориентировочные, подлежат уточнению при межевании; земельный участок принадлежит на праве собственности Колхозу им. Фрунзе;
- земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3237 общей площадью 58 326 600 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Болгуры, артель им. Фрунзе. Земельный участок является ранее учтенным. Сведения о земельном участке внесены в ГКН в соответствии со ст.4 5 Закона о кадастре на основании заявления Чернова Андрея Александровича от 01.08.2014 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и государственного акта от 29.09.1964 N 580722; площадь и местоположение границ указанного земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании; земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Сельскохозяйственной артели им. Фрунзе.
Администрация МО "Воткинский район" 08.07.2015 обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР" с письменным обращением исх.N 01-25/1262 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 и 18:04:000000:3320.
В ответе ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР" от 24.07.2015 N 01-20/2769 даны разъяснения о невозможности снятия указанных земельных участков с государственного кадастрового учета, поскольку в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорные земельные участки являются ранее учтенными и могут быть сняты с государственного кадастрового учета (ГКУ) по основаниям, предусмотренным ч.3, 3.1 ст.24 Закона о кадастре и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с ГКУ.
Полагая, решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР" от 24.07.2015 N 01-20/2769 об отказе в снятии указанных земельных участков с кадастрового учета является незаконным, нарушает права и законные интересы Администрации МО "Воткинский район", в том что земельный участок 18:04:000000:3237 содержит в своем составе земли органов местного самоуправления, а земельный участок 18:04:000000:3320 содержит в себе коллективно-долевые земли, из которых невостребованные участки могут быть приобретены в собственность органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 ст.198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о кадастре установлено, что органом кадастрового учета снимается с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о государственном кадастре недвижимости особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Из пп. 4, 18 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 следует, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и аннулирование (исключение) из ГКН сведений об объекте недвижимости с временным характером сведений являются самостоятельными кадастровыми процедурами, по результатам которых принимаются самостоятельные решения.
В соответствии с п. 53 Порядка N 42 "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в частности в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничениях (обременениях) прав на него.
Согласно п. 1, 3 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона о государственной кадастре недвижимости особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственной кадастре недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:04:000000:3320 были внесены в ГКН на основании заявления Жданова Владимира Павловича от 03.03.2015 о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и свидетельства о праве на землю от 01.02.1993 N 169, выданного Воткинским райкомземом; сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:04:000000:3237 внесены в ГКН на основании заявления Чернова Андрея Александровича от 01.08.2014 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и государственного акта от 29.09.1964 N 580722.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет в установленном порядке как ранее учтенный объект недвижимости, оснований для признания незаконными действий по осуществлению кадастрового учета данных земельных участка не имеется.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы заявителя о необходимости снятия с ГКУ земельного участка с кадастровым номером 18:04:000000:3237, поскольку постановлением Верховного Совета Удмуртской АССР от 26.09.1990 N 100-ХП "О некоторых вопросах применения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле на территории Удмуртской АССР и развитии новых форм хозяйствования" государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 580722 от 29.09.1964 отменен, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При этом судом обоснованно признано значимым то, что вышеуказанным постановлением предусмотрено положение, на основании которого отменены все ранее выданные государственные акты на право пользования землей; все предприятия, организации и учреждения признаны временными землепользователями до оформления их прав в соответствии с законодательством Удмуртской АССР о земле.
10.06.1960 Воткинским исполнительным комитетом Районного Совета депутатов трудящихся за колхозом им. Фрунзе в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно, был закреплен земельный участок в количестве 5832,66 гектаров, что подтверждается государственным актом на вечное пользование землей колхозами.
Таким образом, принятие постановления N 100-ХП не умаляет права СПК им. Фрунзе на владение, пользование и распоряжение предоставленным земельным участком.
В п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доводы заявителя о необходимости снятия с ГКУ земельного участка с кадастровым номером 18:04:000000:3320, поскольку свидетельство на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей от 01.02.1993 N 169 касалось исключительно земель, передаваемых в коллективно-долевую собственность всех колхозников согласно списку и не могло быть поставлено на ГКУ как исключительная собственность колхоза им. Фрунзе, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, свидетельство N 169 от 01.02.1993 выдано правообладателю - колхозу им. Фрунзе, данное право СПК им. Фрунзе не утрачено.
При обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР" о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке никакие списки дольщиков к заявлению не прикладывались, потому основания для внесения иных сведений о правообладателях земельного участка у ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР отсутствовали.
Как правильно указано судом первой инстанции, Администрацией МО "Воткинский район" не подтвержден тот факт, что внесение сведений о ранее учтенном земельном участке препятствует органу местного самоуправления в реализации своих полномочий по регистрации указанных долей в установленном законодательством порядке.
Сам по себе факт вхождения в состав земельного участка земель, принадлежащих органу местного самоуправления, не является основанием для снятия такого участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд решение суда считает законным, обоснованным, принятым при правильном применении судом норм материального права, поэтому обжалуемый судебный акт оставляет без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с Администрации муниципального образования "Воткинский район" взысканию не подлежит, поскольку согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2016 года по делу N А71-10327/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10327/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2016 г. N Ф09-9302/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация муниципального образования "Воткинский район"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республики, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: СПК "имени Фрунзе"