г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А42-5291/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: : не явился, извещен;
от 3-го лица: : не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9291/2016) ООО "Мурманское коммунальное управление" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.2016 по делу N А42-5291/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Мурманское коммунальное управление"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
3-е лицо: Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мурманское коммунальное управление" (адрес: г. Мурманск, ул. Капитана Орликовой, д.2а, ОГРН 1145190008138, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (адрес: г. Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26, далее - Инспекция, ГЖИ) от 16.03.2015 N 310/34.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Комитет).
Решением от 02.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: ул. Бредова дом 5 в г. Мурманске, на основании договора от 06.08.2014, заключенного с собственниками помещений дома по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.
На основании обращения граждан, проживающих в указанном доме, Инспекцией в соответствии с распоряжением от 27.02.2015 N 413 проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки установлено, что при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, предъявляемого к оплате собственникам (пользователям) жилых помещений период с сентября по декабрь 2014 года учтен размер площади жилых помещений, не соответствующий размеру площади, указанному в договоре управления от 01.09.2014 N 1-К, и учтенному предусмотренному при определении размера платы (приложение N 4).
Согласно указанному приложению к договору плата за содержание и ремонт жилья определена в размере 45,69 руб. за 1 кв.м. в месяц исходя из годовой платы 409 619 руб. 98 коп. Таким образом, размер платы за 1 кв.м. определен исходя из площади жилых помещений в МКД, равной 747,1 кв.м.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом условий договора от 01.09.2014 N 1-К, в связи с чем выдала Обществу предписание N 310/34 от 16.03.2015, которым обязала заявителя в срок до 30.04.2015 устранить выявленное нарушение расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за проверяемый период с октября по декабрь 2014 года; привести расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения помещений в МКД в соответствии с договором от 01.09.2014 N1-К (приложение N4), учитывая площади жилых помещений (комнат), о выполнении предписания сообщить в Инспекцию.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Частью 3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (части 2-3 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 4.1 договора управления от 01.09.2014 (сроком на один год с 01.09.2014) цена договора определяется суммой годовой платы обязательных работ, и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД в год, приведенной в приложении N 4 к настоящему договору и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник помещения управляющей организации в период действия договора.
Согласно приложению N 4 к договору размер годовой платы составляет 409 619 руб. 98 коп., стоимость на 1 кв.м. общей площади (рублей в месяц) составляет 45,69 руб.
При расчете платы годовой платы, фактически использована площадь в размере 747,1 кв.м, что соответствует сведениям указанным в техническом паспорте МКД относительно площади жилых помещений.
Согласно Техническому паспорту общая площадь составляет 1 775 кв. м, оставшаяся площадь в размере 1 027,9 кв.м является вспомогательной площадью (предуборные, уборные, душевые, кладовые, коридоры, холлы, шкафы), что прямо следует из экспликации к поэтажному плану. Особенность обусловлена тем, что здание многоквартирного дома является бывшим общежитием до момента приватизации к нем первой комнаты. жилая-747,1 кв.м.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
В соответствии со статьей 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Как верно указал суд первой инстанции, самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
ЖК РФ устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67).
Часть 5 статьи 15 ЖК РФ, раскрывая юридическое содержание понятия общей площади жилого помещения, предусматривает, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Из содержания приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, в состав которой входит площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас); исключение составляют лишь граждане, проживающие в общежитиях, для которых размер платы определяется исходя из площади комнат.
Как следует из материалов дела, здание МКД N 5 по ул. Бредова в г. Мурманске построено по типу общежития, и являлось им до момента приватизации первой комнаты. В МКД имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В рамках проверки ГЖИ установлено, что размер платы за содержание и ремонт МКД для граждан, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, определяется исходя из площади комнаты, а для остальных собственников - плата определяется исходя из общей площади, куда включается вспомогательная площадь.
Установив означенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что им верно при расчете платы за месяц применялся тариф, умноженный на площадь жилую+вспомогательную, то есть в размере 1 775 кв.м, поскольку такой порядок противоречит в условиям пункта 4.1 договора управления, в котором определен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в год.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
В апелляционной жалобе Общество повторило свою позицию, изложенную в заявлении, всем доводам, всем доводам Общества суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.2016 по делу N А42-5291/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мурманское коммунальное управление"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5291/2015
Истец: ООО "МУРМАНСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА