г. Тула |
|
8 июня 2016 г. |
Дело N А54-3265/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Рязанской области (г. Рязань) - Абориной О.Д. (доверенность от 24.12.2015 N 1/2014), в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Симонян Марал Жораевны (Рязанская область, г. Шацк, ОГРНИП 304622405000030, ИНН 622400007821), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" (г. Магадан, ОГРН 1074910003849, ИНН 4909096882), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.02.2016 по делу N А54-3265/2015 (судья Котлова Л.И.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Симонян Марал Жораевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Рязанской области, выразившихся в аннулировании 16.04.2015 регистрации транспортного средства - автомобиля "SHANQI SX 3255DR384", 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) - LZGCL2R41CX009199, ПТС: 28УВ117071, государственный регистрационный номер: Р226РЕ 62, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест".
Определением суда от 21.12.2015, по ходатайству представителя заявителя, произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Рязанской области на - УМВД России по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Магадан-Тест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Мотивируя свою позицию, общество указывает, что паспорта транспортных средств выдавались на основании действительных сертификатов соответствия. По мнению апеллянта, выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом.
УМВД России по Рязанской области и ИП Симонян М.Ж. отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.05.2012 в МГ N 8 (дислокация г. Шацк) МРЭО ГИБДД УМВД России по Рязанской области автомобиль "SHANQI SX 3255DR384" 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) - LZGCL2R41CX009199, ПТС: 28УВ117071, государственный регистрационный номер Р226РЕ 62 (свидетельство о регистрации ТС 62ХМ301761) зарегистрирован (поставлен на регистрационный учет), владельцу данного автомобиля Симонян М.Ж. выданы свидетельство о регистрации ТС и государственные регистрационные знаки.
В марте 2015 года УМВД России по Рязанской области получена информация об отмене действия сертификатов соответствия ряда транспортных средств, на основании которых таможенными органами выдавались паспорта транспортных средств (письмо ГУОБДД МВД России от 17.03.2015 N 13/4-1652), в том числе транспортного средства, принадлежащего заявителю.
Сертификатом соответствия транспортного средства N C-CN.AB23.A.09806 в паспорте транспортного средства определен экологический класс спорного транспортного средства.
При проведении проверки по указанному факту (заключение по материалам проверки в отношении транспортных средств с недействительными сертификатами соответствия от 15.04.2015) поступившая информация сверена со сведениями о статусе сертификатов, размещенными на официальном сайте Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация) www.fsa.gov.ru, из которых следовало, что сертификат соответствия на транспортное средство, принадлежащее заявителю, признан прекращенным решением органа по сертификации еще 17.12.2012.
Регистрационные действия с транспортным средством признаны недействительными на основании информационного письма Росаккредитации об отмене ранее выданных сертификатов соответствия.
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным исходя следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Таким образом, из буквального содержания пункта 51 Правил регистрации следует, что достаточным основанием для аннулирования регистрации транспортного средства является установление уполномоченным органом обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, то есть того, что при регистрации представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, или документы, содержащие недостоверную информацию, или того, что не представлены документы, подтверждающие проведение сертификации транспортного средства.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", вступивший в силу 01.01.2015, которым утвержден перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в том числе Правила ЕЭК ООН N 49.
Приказом министерства внутренних дел Российской Федерации, министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, министерства экономического развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее по тексту - Положение), согласно которому паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышение эффективности контроля уплаты таможенных пошлин.
В силу пункта 2 названного Положения паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном данным Положением.
Согласно пункту 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (действовавшего в период выдачи паспорта транспортного средства), сертификат соответствия (свидетельство о безопасности) является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и возможности осуществления учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее по тексту - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
В силу пунктов 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008.
С учетом этого суд первой инстанции справедливо заключил, что автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию. Его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств").
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II Положения о ПТС, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9 Положения о ПТС).
Пунктом 6 Положения о ПТС установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 01.07.1997, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008.
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрения типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрения типа шасси).
Согласно пункту 36 Положения о ПТС в строке "13" ПТС указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
Заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (пункт 70 Положения о ПТС).
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Согласно пункту 70 Положения от 23.06.2005 N 496/192/134 в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, паспорта не выдаются.
Выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными) (пункт 72 названного Положения).
Из уведомления УМВД России по Рязанской области от 17.04.2015 N 18/м-772 следует, что единственным основанием для совершения регистрирующим органом действий по прекращению (аннулированию) регистрации спорного транспортного средства явилось признание прекращенным (недействительным) сертификата соответствия на транспортное средство органом по сертификации, выдавшим сертификат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сертификат соответствия, по которому выдан паспорт транспортного средства на автомобиль "SHANQI SX 3255DR384" 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) - LZGCL2R41CX009199, отменен (признан прекращенным) (т. 1, л. д. 51). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается и не опровергнуто.
С учетом изложенного и вышеприведенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что регистрирующий орган, получив информацию об отмененном сертификате соответствия, выданного на спорный автомобиль, обоснованно произвел аннулирование регистрационных действий в отношении автомобиля предпринимателя "SHANQI SX 3255DR384" 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) - LZGCL2R41CX009199.
Суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованное лицо по делу, аннулировав государственную регистрацию указанного транспортного средства, действовало в полной мере в соответствии с требованиями действующего законодательства, при наличии оснований, указанных в пунктах 3, 51 Правил N 1001 и пункте 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ.
Довод заявителя о том, что факт выдачи сертификата соответствия и технического паспорта означают государственное подтверждение соответствия спорного транспортного средства требованиям экологического класса транспортного средства, и что заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о недействительности сертификата соответствия в момент постановки транспорта на государственный учет, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку в данном случае отсутствует спор о том, что на момент регистрации транспортного средства имелись действующие документы, являющиеся необходимыми и достаточными для регистрации автотранспортного средства и его постановки на учет в соответствии с действующим законодательством.
Законное ограничение возможности использования транспортных средств для участия в дорожном движении вследствие прекращения их регистрации не является непреодолимым препятствием для реализации его права на использование принадлежащего ему имущества в соответствии с целевым назначением, поскольку в силу нормативных требований в случае устранения выявленных нарушений (установления должным образом соответствия транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения) регистрационный учет этих транспортных средств подлежит восстановлению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при принятии решения не установлен факт несоответствия автомобиля экологическому классу, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как установлено выше, сертификат соответствия, по которому выдан паспорт транспортного средства на автомобиль "SHANQI SX 3255DR384" 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) - LZGCL2R41CX009199 отменен. Решение об отмене данного сертификата обществом в установленном порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.02.2016 по делу N А54-3265/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3265/2015
Истец: ИП Симонян Марал Жораевна
Ответчик: Управление ГИБДД УМВД России по Рязанской области, Управление МВД России по Рязанской области
Третье лицо: ООО "Магадан_тест"