08 июня 2016 г. |
Дело N А83-3781/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Илюхиной А.П., судей Гоголя Ю.М., Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии:
от истца - Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя,
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "РАУ": не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-3781/2015 (судья Гризодубова А.Н.) в части отказа Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в удовлетворении исковых требований о взыскании пени
по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600, ОГРН 1149102130264, ИНН/КПП 9103015492/910301001)
к Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" (ул. Владимира Альбицкого, 3-А, пгт. Симеиз, г. Ялта, Республика Крым, 298680, ОГРН 1149102076958, ИНН/КПП 9103009019/910301001)
о взыскании задолженности по арендной плате за землю и пени,
установил:
27.08.2015 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" со следующими исковыми требованиями:
- взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым задолженность по уплате арендной платы за землю в размере 1 165 068,17 руб., а также пеню по состоянию на 13.08.2015 в размере 30 583,03 руб.( т.1, л. 7-8).
Исковые требования мотивированы тем, что согласно расчета задолженности арендной платы за земельный участок, сумма арендной платы за 1-й, 2-й кварталы и за июль 2015 года, с учетом поступивших от ответчика денежных средств в размере 873 802,00 руб. составляет 1 165 068,17 рублей; основанием для взыскания является действующий договор аренды земельного участка, зарегистрированный в органе Государственной регистрации по месту нахождения земельного участка, о чем в Государственном реестре земель сделана запись от 03.08.2011 N 011194934000051, расчет пени произведен на основании п. 4.7 постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", согласно которого за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1 % от просроченной суммы арендной платы за каждый календарный день задержки; размер пени по состоянию на 13.08.2015 составляет 30 583,03 руб., с учетом платежа в счет пени в размере 20 971,24 руб., со ссылками на статьи 309, 421, 432, 614, ГК РФ.
02.09.2015 определением Арбитражного суда Республики Крым исковое заявление Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, принято к производству, возбуждено производство по делу и проведена подготовка к судебному разбирательству (т.1, л. 1-4).
12.11.2015 от истца поступило заявление об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, в которых просит:
- взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым задолженность по уплате арендной платы за землю за 2015 года по состоянию на 26.10.2015 в размере 1 747 602,51 руб., а также пеню по состоянию на 26.10.2015 в размере 155 827, 88 руб.(т.1, л. 77-79).
17.11.2015 определением Арбитражного суда Республики Крым истцу отказано в принятии измененных исковых требований, поскольку предъявленные требования являются самостоятельными и предъявление таких требований одновременно изменяет предмет и основание иска, что не предусмотрено положениями АПК РФ (т.1, л. 87-89).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года иск удовлетворен частично.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600; наименование получателя УФК по Республике Крым (Департамент имущественных и земельных отношений л/с 04753206410) ОКТМО территории 35729000001, наименование банка получателя Отделение Республики Крым г. Симферополь, БИК 043510001, номер счета 40101810335100010001, ИНН 9103015492, КПП 910301001, КБК 94511105024042010120) основную сумму задолженности по арендной плате за землю в размере 1 165 068,17 руб.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 24 318,64 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано (т.1, л. 121-127).
Решение суда мотивировано тем, что задолженность по арендной плате за землю, за 1 и 2 квартал 2015 года, а также за июль 2015 года, составляет 1 165 068,17 руб., подтверждена расчетом истца и не опровергнута ответчиком; во взыскании пени следует отказать, так как начислена в соответствии с пунктом 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" которым установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1% от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки, которое является подзаконным нормативно-правовым актом, что не тождественно понятию закон; своими требованиями в части установления размера неустойки и ее взыскания, истец в одностороннем порядке вносит изменения в условия договора аренды земельного участка, площадью 5,5760 га, кадастровый номер: 0111949300:06:001:0328, заключенного между ним и ответчиком, что противоречит статье 310 ГК РФ.
Не согласившись с решением суда, истец - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" о взыскании пени и принять по делу новое решение в этой части об удовлетворении исковых требований ( т. 2, л. 12-15).
Доводы апелляции мотивированы тем, что судебное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному решению дела, основные из которых состоят в том, что пеня в размере 0,1 % от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки, установлена пунктом 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", что отвечает требованиям части 1 статьи 330 ГК РФ.
04.05.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по соответствующему ходатайству на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-3781/2015 в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пени; принято апелляционную жалобу к производству; назначено судебное заседание на 06.06.2016 (т.2, л. 2-6).
26.05.2016 от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пени и принять по делу новое решение в этой части об удовлетворении исковых требований (т.2, л. 40-42).
В судебное заседание, назначенное на 06.06.2016 истец, ответчик, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно (т.2, л. 7).
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (т.2, л. 8).
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть вторая статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
28.12.2010 решением 3 сессии 6 созыва Симеизского поселкового совета АР Крым N 58 "О передаче земельного участка в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" по адресу Украина, АРК, г. Ялта, пгт. Голубой Залив, ул. Альбицкого, район Обсерваторной горы, Симеизского поссовета для создания природного, музейного, исторического комплекса "Лименский хребет" утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду сроком на 49 лет Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" по адресу Украина, АРК, г. Ялта, пгт. Голубой Залив, ул. Альбицкого, район Обсерваторной горы, Симеизского поссовета для создания природного, музейного, исторического комплекса "Лименский хребет"; передано Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 5,5760 га для создания природного, музейного, исторического комплекса "Лименский хребет" по адресу Украина, АРК, г. Ялта, пгт. Голубой Залив, ул. Альбицкого, район Обсерваторной горы, Симеизского поссовета, (кадастровый номер 0111949300:06:001:0328). Код УКЦИЗ - 1.18. "историко-культурного назначения". По угодьям согласно формы 6-зем строка 12.3, шифр 96 "земли, не переданные в собственность и не предоставленные в постоянное пользование в границах населенных пунктов", по видам земельных угодий - графа 22, 23 "Леса, всего", в т.ч. "земли, покрытые лесной (древесной и кустарниковой) растительностью" (т.1, л. 15).
Между Симеизским поселковым советом (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "РАУ" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, зарегистрированный в органе Государственной регистрации по месту нахождения земельного участка, о чем в Государственном реестре земель сделана запись от 03.08.2011 N 011194934000051.
Согласно пункта 1.1 договора, Арендодатель Симеизский поселковый совет передаёт, а Арендатор ООО "РАУ" принимает в аренду земельный участок общей площадью 5,5760 га по адресу: Украина, Автономная Республика Крым, г.Ялта, пгт. Голубой Залив, ул. Альбицкого, район Обсерваторной горы Симеизского поселкового совета. Указанный земельный участок передаётся в аренду в соответствии с Земельным Кодексом Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и на основании решения 3-ей сессии 6-го созыва Симеизского поселкового совета N 58 от 28 декабря 2010 г.
Согласно пункта 9 договора, арендная плата устанавливается Арендодателем в сумме 871 839,85 грн. в год, в том числе индексация 157 217,02 грн. и вносится Арендатором в денежной форме.
Пунктом 11 договора установлено, что периодичность внесения арендной платы - ежемесячно, равными долями до 30-го числа месяца, следующего за отчетным.
За несвоевременное внесение платежей по настоящему Договору Арендатор оплачивает пеню в размере 0,3% суммы неплатежа за каждый день просрочки (пункт 14 договора).
Согласно пункта 28 договора, Арендодатель вправе требовать от Арендатора своевременного внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 40 договора, за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий настоящего Договора стороны несут ответственность в соответствии с законом и условиями настоящего Договора.
Пунктом 42 договора предусмотрено, что он вступает в силу после его подписания сторонами и государственной регистрации.
15.05.2015 Администрацией города Ялты Республики Крым направлено в адрес ООО "РАУ" письмо - претензию об оплате вышеперечисленной задолженности (т.1, л. 21).
Расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с п. 3.4 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (с внесенными изменениями постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 685, и постановлением Совета министров Республики Крым от 19.05.2015 N 276).
= 871 839,86 грн. х 3,8 х 1,055 = 3 495 206,00 руб.
Размер арендной платы в год составляет - 3 495 206,00 руб. исходя из расчета по формуле: = Р х Kп х Kи,
где - сумма арендной платы в год, Р - арендная плата, установленная в договоре аренды земельного участка, заключенного до 21.03.2014, Kп - коэффициент пересчета в рубли, Kи - коэффициент инфляции.
Истцом по указанному договору аренды земельного участка, начислена арендная плата за первый, второй кварталы 2015 года и июль 2015 года в размере 2 038 870,17 руб. согласно следующего расчета:
871 839,86 грн. х 3, 8 х 1,055 = 3 495 205,99 руб. в год.
3 495 205,99 руб. в год. / 12 месяцев = 291 267,17 руб. где,
871 839,86 грн. - сумма арендной платы в год в грн.;
3 495 205,99 руб. - сумма арендной платы в год в рублях;
291 267,17 руб. - сумма арендной платы в месяц в рублях;
873 801,50 руб. - сумма арендной платы за квартал в рублях;
3,8- коэффициент пересчета в рубли в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" с внесенными изменениями постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 685;
1,055 - согласно Федеральному Закону РФ от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5%, соответственно сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055.
Арендная плата за 1-ый и 2-ой кварталы 2015 года, за июль 2015 года составляет: 873 801,50 руб. (начислено за 1-й квартал) + 873 801, 50 руб. (начислено за 2-ой квартал) + 291 267,17 руб. (начислено за июль 2015 года) = 2 038 870,17 руб. (за вычетом суммы 873 802,00 руб., внесенной ответчиком в счет арендной платы за 1-ый квартал 2015 года, платежным поручением N 12 от 05.05.2015 (списано со счета 13.05.2015) (т.1, л. 46) = 1 165 068,17 руб. (оставшаяся сумма задолженности за период с 11.04.2015 по 31.07.2015).
Таким образом, сумма задолженности по арендной плате за первый, второй кварталы 2015 года и за июль 2015 года за арендуемый земельный участок составляет: 1 165 068,17 руб.
Расчет пени произведен истцом в соответствии с абзацем 2 п. 4.7 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", с внесенными изменениями постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 685, согласно которого за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1 % от просроченной суммы арендной платы за каждый календарный день задержки; на 13.08.2015 года пеня составляет 30 583,03 руб. период расчета - с 11.04.2015 по 13.08.2015:
с 11.08.2015 по 13.08.2015 - 3 дня 11 65 068,17 руб.* 0,1%*3 дня = 3 495,20 руб.;
с 11.07.2015 по 10.08.2015 - 31 день 873 801,00 руб.* 0,1%*31 день = 27 087,83 руб.;
с 11.04.2015 по 04.05.2015 - 24 дня 873 801,50 руб.* 0,1%*24 дня = 20 971,24 руб. (т.1, л. 10).
От ООО "РАУ" поступил платеж в счет оплаты арендной платы за землю за 2015 год на сумму 873 802,00 руб., и платеж в счет оплаты пени 20 971,24 руб. 22.05.2015 платежным поручением N 73 с назначением платежа: пеня по арендной плате за землю (т.1, л. 47).
Оставшаяся сумма задолженности по арендной плате за землю за период с 11.04.2015 по 31.07.2015 в размере 1 165 068,17 руб., и пеня в размере 30 583,03 руб.за период расчета - с 11.04.2015 по 13.08.2015 ответчиком не оплачены.
Ответчиком расчеты истца не опровергнуты.
Таким образом, истец исчислил, предъявил и заявил ко взысканию пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки, в то время как договором предусмотрена пеня 0,3% суммы неплатежа за каждый день просрочки, что меньше предусмотренного договором аренды размера пени.
Спор между сторонами возник в результате неисполнения ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия судей считает, что пункт 4 резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-3781/2015 в части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований, а именно во взыскании пени в размере 30 583,03 руб. за период с 11.04.2015 по 13.08.2015 подлежит отмене; решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу NА83-3781/2015 подлежит изменению, исковые требования подлежат удовлетворению полностью, по следующим основаниям.
11.03.2014 Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Пунктами 2, 3, 5, 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до принятия соответствующих нормативных актов Республики Крым (пункт 2).
Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым (пункт 3).
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым (пункт 5).
Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым (пункт 6).
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статья 10 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ гласит, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьи 19 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Учитывая, что договор аренды земельного участка зарегистрирован в Государственном реестре земель 03.08.2011 N 011194934000051 по нормам законодательства Украины к данным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины.
В связи с тем, что нормы Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ не имеют обратного действия, то на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения.
Указанная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939.
Учитывая, что правоотношения сторон возникли до 18.03.2014 и продолжаются после 18.03.2014, таким образом, при рассмотрении спора суд применяет нормы материального права Украины, регулировавшие спорные правоотношения и действовавшие на момент их возникновения до 18.03.2014, а также действующее законодательство Российской Федерации после 18.03.2014.
Правоотношения сторон регулировались, действовавшим в тот период Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 N 435-IV, Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 N 2768-III, Законом Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 N 161-XIV (далее - Закон Украины N 161-XIV), Законом Украины "О плате за землю" от 03.07.1992 N 2535-XII, иные нормативно-правовые акты Украины, после 18.03.2014 правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации..
По своей правовой природе и признакам заключенный сторонами Договор является договором аренды земельного участка.
Гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, которые не предусмотрены этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки (статья 11 ГК Украины).
В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Согласно предписаниям статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Согласно статье 792 ГК Украины по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязывается передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Земельный участок может передаваться в наем вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, которые находятся на ней, или без них. Отношения относительно найма (аренды) земельного участка регулируются законом.
В соответствии со ст. 144 Конституции Украины органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к исполнению на соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 124 ЗК Украины передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления согласно их полномочиям, определенным статьей 122 настоящего Кодекса, путем заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 93 Земельного кодекса Украины, право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.
В силу статьи 13 Закона Украины "Об аренде земли", договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.
Согласно части первой статьи 632 Гражданского кодекса Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно статье 15 Закона Украины "Об аренде земли" существенными условиями договора аренды земли являются, в частности арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату; ответственность сторон.
Отсутствие в договоре аренды земли одного из существенных условий, предусмотренных этой статьей, а также нарушение требований статей 4-6, 11, 17, 19 этого Закона является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, а также для признания договора недействительным в соответствии с законом.
Таким образом, по законодательству Украины, действовавшему на дату заключения договора, условия об ответственности за несвоевременную оплату арендной платы являлось одним из существенных условий договора аренды земли, без которых договор не подлежал государственной регистрации, без которой он не вступал в силу и считался незаключенным.
Из анализа норм статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" усматривается, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за использование земельного участка. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.д.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 Закона Украины "О плате за землю", размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
В соответствии с нормами подпункта 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины плата за землю - это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Пунктом 288.1. статьи 288 Налогового кодекса Украины определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка.
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции с 01.03.2015) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12 ноября 2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
На основании пункта 3.4. Положения плата, установленная в договорах аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлению.
В том случае, если такой договор заключается после 31 декабря 2014 года, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
В том случае, если плата, установленная в договорах аренды земельного участка, не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 года, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", плата, установленная в договорах аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается арендной платой и пересчитывается в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Такая арендная плата, начиная с 1 января 2015 года, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Согласно пункта 4.1. Положения, основанием для установления и взимания платы за земельный участок является, в том числе подписанный сторонами договор аренды, а плательщиком является лицо, подписавшее такой договор.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 г. не превышает 5,5 % соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055.
Судом первой инстанции, безусловно установлено нарушение ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка в части своевременной и полной оплаты установленной арендной платы.
Таким образом, сумма долга по арендной плате за первый, второй кварталы 2015 года и за июль 2015 года за арендуемый земельный участок составляет: 1 165 068,17 руб., что ответчиком не отрицается и не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "РАУ" о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" задолженности по уплате арендной платы за землю за 1-ый, 2-ой кварталы и за июль 2015 года в размере 1 165 068,17 руб. являются законными и обоснованными, решение в этой части не обжалуется сторонами.
Однако, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отказе во взыскании пени со ссылкой на статью 310 ГК РФ.
В удовлетворении требований относительно взыскании пени решением суда первой инстанции было отказано, по тем основаниям, что указанные требования противоречат статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и тем, что истец обосновывал требование о взыскании пени ссылкой на пункт 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1 % от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки и который является подзаконным актом, в связи с чем применению не подлежит.
Требование о взыскании пени в размере 30 583,03 руб., подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст.611 Гражданского кодекса Украины в случае нарушения обязательств наступают правовые последствия, установленные договором или законом, в частности уплата неустойки.
В соответствии с частью 3 статьи 549 ГК Украины, пеней является неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.
Сделка относительно обеспечения выполнения обязательства совершается в письменной форме (часть 1 статьи 547 ГК Украины).
Часть вторая статьи 551 ГК Украины предусматривает, что если предметом неустойки является денежная сумма, ее размер устанавливается договором или актом гражданского законодательства.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 329-333 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют обеспечение исполнение обязательств неустойкой.
Частью 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Частью 1 статьи 330 ГК РФ определено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 629 ГК Украины договор является обязательным для исполнения сторонами.
Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ, при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются в том числе: определение характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства и относимых к делу обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В силу присущего арбитражному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 АПК Российской Федерации), какое исковое требование и в связи с чем предъявлять в суд (пункты 4 и 5 части 2 статьи 125 АПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 АПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 5 статьи 170 АПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом.
Конкретный способ защиты гражданских прав выбирается непосредственно управомоченным лицом и зависит от того, какую цель преследует субъект для восстановления своего нарушенного или оспоренного права.
Рассмотрение и разрешение дел осуществляется на принципах состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Суд рассматривает дела не иначе как по исковому заявлению, поданному в соответствии с процессуальным законом. Каждое лицо, обратившееся за судебной защитой, распоряжается своими требованиями по своему усмотрению.
Так, иском в процессуальном смысле является обращение в суд с требованием о защите своих прав и интересов, который состоит из двух элементов: предмет иска и основание иска. Предметом иска, как требования о защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, является то, что конкретно требует истец избрав способ защиты этого права или интереса, является содержанием требования.
Основания иска - это факты, которые обосновывают требование о защите права или законного интереса. К основаниям иска входят только юридические факты, то есть те, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Процесс рассмотрения спора возникает, как правило, по инициативе заинтересованных лиц и суд решает только те требования по существу спора, о решении которых ходатайствуют стороны. Действия суда зависят от требований истца и возражений ответчика, суд решает дело в объеме заявленных сторонами требований.
Условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца именно ответчиком.
Таким образом, заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск (заявление) выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также применением иных способов защиты, предусмотренных в законе.
Истцом избран надлежащий способ защиты права, который может быть использован при рассмотрении этого спора и такой иск может быть удовлетворен полностью, поскольку способы защиты права являются видами материально - правовых требований, которые может заявить лицо в суде.
Исковые (материально - правовые) требования должны соответствовать сути правонарушения, если оно имеется. Выбранный способ защиты права должен корреспондировать с характером допущенного непризнания, оспаривания или нарушения права. В отношениях между истцом и ответчиком, судебная коллегия выявила нарушение прав истца, которому корреспондирует избранный им способ защиты права: взыскание задолженности по арендной плате за землю и неустойки в виде пени за просрочку ее оплаты, которая предусмотрена условиями договора аренды - пункт 14 договора.
Тем не менее, исходя из задач судопроизводства в арбитражных судах обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 АПК РФ).
В данном случае Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым просил взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" задолженность по арендной плате за землю и пеню в размере 30 583,03 руб. за период просрочки с 11.04.2015 по 13.08.2015.
Правовая квалификация наличия оснований для возложения такой обязанности на ответчика относится к компетенции суда. Суд не связан указанием стороны на нормы материального права и устанавливает наличие или отсутствие материальных оснований для удовлетворения иска исходя из обстоятельств конкретного дела.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, по смыслу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из данного разъяснения следует, что не указание истцом тех или иных норм материального права, подлежащих применению к приведенным в обоснование иска фактическим обстоятельствам дела, не является препятствием для суда в их применении либо основанием для отказа в их применении.
В связи с этим, по настоящему делу, суду первой инстанции следовало правильно установить правовую природу сложившихся между сторонами отношений, с учетом фактических обстоятельств дела удовлетворить исковые требования по пене исходя из норм гражданского законодательства и условий договора.
В рассматриваемом споре, стороны в договоре аренды согласовали применение неустойки, так согласно пункту 14 договора аренды земельного участка, за несвоевременное внесение платежей по настоящему Договору Арендатор оплачивает пеню в размере 0,3% суммы неплатежа за каждый день просрочки. Пунктом 11 договора стороны определили периодичность внесения арендной платы.
Согласно расчета пеня составляет 30 583,03 руб. (за вычетом суммы 20 971,24 руб., внесенной ответчиком в счет оплаты пени, платежным поручением N 73 от 22.05.2015) за период с 11.04.2015 по 13.08.2015, что менее размера и суммы установленной договором аренды.
Ошибочная ссылка истца на пункт 4.7 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 и расчет пени исходя из размера 0,1%, а не 0,3% не может быть основанием для отказа в иске в этой части, так как в соответствии со статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
В обоснование своей позиции суд первой инстанции сослался на то, что истец в исковом заявлении обосновал взыскание пени пунктом 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" которым установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1% от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки, которое является подзаконным нормативно-правовым актом, что не тождественно понятию закон.
Вывод суда первой инстанции, что таким образом, своими требованиями в части установления размера неустойки и ее взыскания, истец в одностороннем порядке вносит изменения в условия Договора аренды земельного участка, заключенного между ним и ответчиком, что противоречит статье 310 ГК РФ, является не состоятельным при вышеперечисленных обстоятельствах.
Указанное постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 не является основанием исковых требований, исходя из правовой природы этого понятия, изложенной выше.
Суд не связан с правовой квалификацией спорных отношений, которую предполагает заявитель.
Однако, данные положения не могут быть истолкованы, как право суда выйти за предмет заявленного требования.
Квалификация спорных правоотношений означает уяснение их сути, правовой и фактической цели обращения в суд в пределах предмета требования; в дальнейшем производится определение соответствующего характеру спорных правоотношений круга обстоятельств, подлежащих доказыванию и применимого к указанным обстоятельствам права в пределах заявленных требований.
Указанное не требовало какой-либо дополнительной квалификации, поскольку предмет и основание обращения в суд заявителем обозначены конкретно.
Апелляционный суд на основании части 1 статьи 268 АПК РФ по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам вправе повторно рассмотреть дело, и устранить недоработки суда первой инстанции по установлению фактических обстоятельств дела.
Заявляя иск о взыскании пени, истец обосновал ее Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, которым установлено за нарушение сроков внесения платежей взимание пени в размере 0,1 % от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки, что не превышает размер установленный в пункте 14 договора, за несвоевременное внесение платежей по договору Арендатором в размере 0,3% суммы неплатежа за каждый день просрочки.
Предметом исковых требований является взыскание задолженности и пени, основанием иска является действующий договор аренды земельного участка.
Учитывая, что истец при расчете размера пени, применил размеры, предусмотренные Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование истца о взыскании пени подлежит удовлетворению в полном объеме, так как заявленная сумма пени не превышает ее размер указанный и определенный сторонами в договоре аренды, что соответствует нормам гражданского законодательства Российской Федерации и Украины.
Постановление Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 в части установления пени в размере 0,1% от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки не может отменить пеню, установленную и определенную сторонами в пункте 14 договора.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность и законность представленного истцом в материалы дела расчета пени, пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании пени в сумме 30 583,03 руб., не превышающие установленного договором размера ответственности сторон, за просрочку оплаты арендной платы, признаются правомерными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в сумме 30 583,03 руб. принято незаконно и необоснованно с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, что является основанием для отмены и изменения решения в этой части согласно пункта 2 статьи 269 АПК РФ и удовлетворению исковых требований в этой части полностью.
В связи с изложенным, пункт 4 подлежит отмене, а пункты 1, 2, 3 резолютивной части решения изменению и изложению в следующей редакции: иск удовлетворить полностью; взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым основную сумму задолженности по арендной плате за землю в размере 1 165 068,17 руб. и пеню в размере 30 583,03 руб.; взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 957,00 рублей
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами установлены статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Цена иска составляет 1 195 651,20 руб., применению подлежал подпункт 1 части 1 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым арбитражными судами, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
С учетом изложенного, государственная пошлина, подлежащая уплате истцом при обращении в арбитражный суд первой инстанции должна быть рассчитана следующим образом: 1) 1 195 651,20 руб - 1 000 000,00 руб. = 195 651,20 руб.; 2) 195 651,20 руб. х 1% = 1 956,51 руб.; 3) 23 000,00 руб. + 1956,51 руб. = 24 956,51 руб., которая согласно части 6 статьи 52 НК РФ подлежит округлению до 24 957,00 руб.
Пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 установлено, что лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 6 000 рублей.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы заявителем должна была быть уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. 50% от 6000 руб.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина за подачу искового заявления и судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" в доход федерального бюджета в размере 27 957,00 рублей.
Руководствуясь изложенным и учитывая требования статьи 268, пункта 2 статьи 269, статей 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
1. Отменить пункт 4 резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-3781/2015 в части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований.
2. Изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2016 года по делу N А83-3781/2015 изложив пункты 1, 2, 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"1. Иск удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" (ул. Владимира Альбицкого, 3-А, пгт. Симеиз, г. Ялта, Республика Крым, 298680, ОГРН 1149102076958, ИНН/КПП 9103009019/910301001) в пользу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600; наименование получателя УФК по Республике Крым (Департамент имущественных и земельных отношений л/с 04753206410) ОКТМО территории 35729000001, наименование банка получателя Отделение Республики Крым г. Симферополь, БИК 043510001, номер счета 40101810335100010001, ИНН 9103015492, КПП 910301001, КБК 94511105024041010120) основную сумму задолженности по арендной плате за землю в размере 1 165 068,17 руб. и пеню в размере 30 583,03 руб.
3. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РАУ" (ул. Владимира Альбицкого, 3-А, пгт. Симеиз, г. Ялта, Республика Крым, 298680, ОГРН 1149102076958, ИНН/КПП 9103009019/910301001) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 957,00 рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.П. Илюхина |
Судьи |
Ю.М. Гоголь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3781/2015
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым
Ответчик: ООО "РАУ"