г. Красноярск |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А33-24564/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "09 июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.
путем использования системы видеоконференц-связи
при участии:
в судебном заседании в здании Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области: от истца (Федерального государственного унитарного Гидрографического предприятия): Протасовой М.Б., представителя по доверенности от 23.03.2016; Какуц А.А., представителя по доверенности N 06 от 26.01.2016; Лозовской Т.В., представителя по доверенности от 29.02.2016.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного Гидрографического предприятия (ИНН 7812022096, ОГРН 1027810266758) на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" марта 2016 года по делу N А33-24564/2015, принятое судьёй Куликовой Д.С.,
установил:
Федеральное государственное унитарное Гидрографическое предприятие (далее - истец, ГФУП "Гидрографическое предприятие") (ИНН 7812022096, ОГРН 1027810266758) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Объединенная дирекция заповедников Таймыра" (далее - ФГБУ "Объединенная дирекция заповедников Таймыра", ответчик) (ИНН 2457075070, ОГРН 1132457000500), к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - ответчик) (ИНН 2457075070, ОГРН 1132457000500) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, расположенного территориально в границах городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, на побережье Карского моря, на мысе Стерлигова в соответствии с межевым планом от 11.08.2015.
Решением от 09.03.2016 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в жалобе, указал, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 84:01:0020203:3 возникло у истца до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации; на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3 определены межевым планом от 11.08.2015; в материалы дела истцом представлены доказательства, подтверждающие, что истец открыто пользовался земельным участком более 15 лет.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 18.05.2016, отложено на 07.06.2016.
От Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы отведены следующие земельные участки: на острове Визе - 40 га; на острове Уединения - 40 га; на острове Свердрупа - 40 га; на мысе Стерлигова - 45 га; на острове Большой Медвежий - 32 га.
Истец обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмом от 29.05.2014 N 26/1-314 с просьбой разъяснить, каким образом произошла кадастровая ошибка (при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:23 не был учтён и вырезан земельный участок Предприятия), почему при постановке на ГКУ земельного участка с КН 84:01:0020203:23 в 2008 году не был учтён земельный участок Предприятия, сведения о котором были внесены в ГКН ранее - в 2005 году (не был вырезан из границ новообразованного земельного участка) и площадь земельного участка Предприятия была включена в состав стороннего земельного участка с КН 84:01:0020203:23 без проведения каких-либо согласований с Предприятием, а также Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Письмом от 26.06.2014 N 1-6/16273 ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщило, что в связи с отсутствием в ГКН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, органом кадастрового учета, не проводилась проверка на наличие пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2 с границами указанного земельного участка. В случае выявления кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2, указанная ошибка подлежит исправлению в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Пунктом 20 приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 предусмотрено, что межевой план подготавливается в виде одного документа так же в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ. Для исправления кадастровой ошибки возможна подготовка одного межевого плана на уточнение границ и площади земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, и одновременным исправлением кадастровой ошибки в земельном участке с кадастровым номером 84:01:0000000:2.
Письмом от 04.06.2014 N 26/1-369 истец обратился в адрес ТУ Росимущества в Красноярском крае с просьбой согласовать смежные границы земельного участка в Акте согласования местоположения границ земельного участка с КН 84:01:0020203:3, от н1 -н1 с земельным участком с КН 84:01:0000000:2.
Письмом N 03-49/08/9898 ТУ Росимущества в Красноярском крае сообщил истцу, что вопрос о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, с земельным участком с кадастровым номером 84:01:0000000:2 будет рассмотрен после предоставления истцом необходимых документов.
Письмом от 12.03.2015 N 06-14/83 ФГБУ "Заповедники Таймыра" сообщило ИП Кабаченко О.А. (кадастровый инженер), что на основании закона об особо охраняемых природных территориях N 33 от 15 февраля 1995 года, пункт 2, статья 6, раздел 2, Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники, а также на основании Устава ФГБУ "Объединенная Дирекция Заповедников Таймыра", пункта 13, земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного природного заповедника "Большой Арктический" предоставляются Учреждению в пользования на правах, предусмотренных федеральными законами. Их изъятие, изменение целевого назначения или иное прекращения прав Учреждения на них запрещается. Исходя из выше изложенного, действия по вычленению данного земельного участка из состава земель заповедника не представляется возможным.
Согласно межевому плану от 11.08.2015, подготовленному в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, кадастровый инженер заключил, что при установлении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, площадью 450000 кв.м, определяющими являлись правоустанавливающие документы на участок и фактическое его использование. Земельный участок был предоставлен в 1977 г. Диксонским районным Советом народных депутатов Диксонской гидробазе, являющейся подразделением ФГУ "Гидрографическое предприятие" (Устав прилагается). Информация о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРП отсутствует (Уведомление N 24/001/017/2015-100 от 24.03.2015). По сведениям государственного кадастра недвижимости границы и местоположение смежного земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:23, входящего в единое землепользование 84:01:0000000:2, уточнены, права в установленном порядке оформлены. При межевании земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:23, не было учтено местоположение ранее учтенного земельного участка 84:01:0020203:3, внесенного в ГКН с разрешенным использованием - радионавигационная станция. Площадь земельного участка 84:01:0020203:23 по данным ГКН составляет 3048604100 кв.м. и после выполнения кадастровых работ не изменяется за счет уточнения характерных точек 630-635. Согласование местоположения границы земельного участка проводилось в индивидуальном порядке. ФГБУ "Заповедники Таймыра", в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится смежный земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020203:23, подписать акт согласования местоположения границы земельного участка с точками н2-нЗ-н4-н5-н1 отказалось, предложив обратиться за разрешением спора в судебные органы.
Письмом от 14.09.2015 N 06-14/326 ФГБУ "Заповедники Таймыра" сообщило истцу, что не обладает полномочиями по отказу от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и изменение его границ.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 16.09.2015 N 84/15-6832, согласно которому нежилое здание (изделие "Горизонт"), площадью 230,4 кв.м, 1974 года постройки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир побережье Карского моря. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, АО Таймырский, р-н Диксонский, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:23.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 26.01.2016 N 84/16-357, согласно которому в состав единого землепользования с кадастровым номером 84:01:0000000:2 (категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - заповедник) входят земельные участки с кадастровыми номерами 84:01:0010304:90; 84:01:0020202:9; 84:01:0010203:20; 84:01:0020203:22; 84:01:0020101:15; 84:01:0010203:23; 84:01:0010201:15.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.02.2016 N 24/001/005/2016-1317 единое землепользование, Большой арктический заповедник, кадастровый номер 84:01:0000000:2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному бюджетному учреждению "Объединенная дирекция заповедников Таймыра".
Согласно кадастровому паспорту от 09.02.2016 N 84/16-822 граница земельного участка с кадастровым номером 84:01:020203:3 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ссылаясь на то, что отказ ФГБУ "Заповедники Таймыра" в согласовании смежных границ земельных участков нарушает имущественные права и законные интересы истца, ГФУП "Гидрографическое предприятие" обратилось с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование об установлении границ земельного участка.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия прав истца на земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020203:3.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22) гласит, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременения, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в установлении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 26.01.2016 N 84/16-357, согласно которому в состав единого землепользования с кадастровым номером 84:01:0000000:2 (категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - заповедник) входят земельные участки с кадастровыми номерами 84:01:0010304:90; 84:01:0020202:9; 84:01:0010203:20; 84:01:0020203:22; 84:01:0020101:15; 84:01:0010203:23; 84:01:0010201:15.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.02.2016 N 24/001/005/2016-1317 единое землепользование, Большой арктический заповедник, кадастровый номер 84:01:0000000:2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Объединенная дирекция заповедников Таймыра".
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции 07.06.2016 представитель истца пояснил, что препятствий в пользовании навигационными сооружениями не имеет, а его конечной целью является получение спорного участка во владение.
Таким образом, по существу истец требует отдать часть имущества ответчиков во владение истца на основании судебного решения, что противоречит выбранному им способу защиты.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия прав истца на земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020203:3. Согласно кадастровому паспорту от 09.02.2016 N 84/16-822 граница земельного участка с кадастровым номером 84:01:020203:3 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы отведены следующие земельные участки: на острове Визе - 40 га; на острове Уединения - 40 га; на острове Свердрупа - 40 га; на мысе Стерлигова - 45 га; на острове Большой Медвежий - 32 га.
В силу статьи 12 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса РСФСР право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.
Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается (статья 17 Земельного кодекса РСФСР).
Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей.
Доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом в установленном законодательством порядке решения о предоставлении Диксонской гидробазе земельного участка на определенном праве и выдаче государственного акта на право пользования земельным участком, в материалы дела истцом не представлено.
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Решение исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 "Об отводе земельных участков для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы" не содержит описания границ (координат) земельного участка площадью 45 га, расположенного на мысе Стерлигова, позволяющего его индивидуализировать.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра.
Согласно частям 5, 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Федеральным законом.
В силу статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 указанного Закона.
Статья 22 Закона о государственном кадастре недвижимости определяет состав необходимых для государственного кадастрового учета документов, к таким документам также относится межевой план.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о государственном кадастре недвижимости, пункта 18 Приказа Минэкономразвития РФ "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" от 04.02.2010 N 42, зарегистрированного в Минюсте РФ 31.03.2010 регистрационный номер 16771, выполнение кадастровых процедур: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, осуществляется после принятия соответствующего решения органом кадастрового учета.
Таким образом, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках осуществляется в соответствии с представленными документами на основании решения органа кадастрового учета, при отсутствии оснований для приостановления и отказа в проведении государственного кадастрового учета, предусмотренных Законом.
Таким образом, Законом о государственном кадастре недвижимости определен заявительный характер внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, может расцениваться в качестве кадастровой ошибки.
Согласно положениям статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки в сведениях относительно границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 84:01:0020203:3 возникло у истца до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации; на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3 определены межевым планом от 11.08.2015; в материалы дела истцом представлены доказательства, подтверждающие, что истец открыто пользовался земельным участком более 15 лет.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 84:01:0020203:3 возникло у истца до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.
Предъявляя иск об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3, истец не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие возникновение у него права пользования указанным земельным участком.
В подтверждение ранее возникшего права истец ссылается на решение исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 "Об отводе земельных участков для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы", в соответствии с которым Диксонской гидробазе для размещения навигационных объектов были отведены несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 45 га на мысе Стерлигова.
Указанная ссылка истца является несостоятельной, поскольку имеющееся в материалах дела решение исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 "Об отводе земельных участков для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы" правоустанавливающим документом не является.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 84:01:0020203:3 (от 24.03.2015 N 84/15-2194) следует, что сведения о регистрации прав на данный земельный участок отсутствуют. Доказательств обратного, истцом не представлено.
Поскольку истцом не представлено доказательств регистрации права, а также наличия правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020203:3, заявленный иск фактически является иском о признании права собственности на спорный земельный участок.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что фактически заявляя иск об установлении иной границы земельного участка, истец, по сути требует лишить ответчика права владения на часть земельного участка в указанных истцом координатах.
Истцом также не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки в сведениях относительно границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2.
В связи с изложенным, доводы истца о наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами 84:01:0020203:3 и 84:01:0020203:23 обоснованно не приняты судом первой инстанции при разрешении настоящего дела.
Таким образом, ссылки апелляционной жалобы на положения статьи 6 Закона о государственной регистрации и части 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
То обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3 определены межевым планом от 11.08.2015, равно как и представленные истцом доказательства, подтверждающие, что истец открыто пользовался земельным участком более 15 лет, не имеют правового значения в рамках настоящего спора.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 84:01:0020203:3.
Решение исполнительного комитета Диксонского районного Совета народных депутатов от 25.11.1977 N 136 "Об отводе земельных участков для размещения навигационных объектов Диксонской гидробазы" также не содержит описания границ (координат) спорного земельного участка, а приводит лишь его площадь и ориентировочное местоположение.
Соответственно, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером не определены, на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями действующего законодательства, спорный земельный участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" марта 2016 года по делу N А33-24564/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24564/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ЗАПОВЕДНИКОВ ТАЙМЫРА"
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению гос.имуществом в КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госудасрственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии, Арбитражный суд С-Петербурга и Ленинградской области, отдел судебных приставов по железнодорожному району г. Красноярска, Управление Росреестра