г. Чита |
|
09 июня 2016 г. |
дело N А10-3382/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года по делу N А10-3382/2015 по заявлению Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" (ОГРН 1020300796196, ИНН 0322002732) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании убытков в размере 3 300 427 рублей 08 копеек,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство строительства и модернизации ЖКХ по Республике Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709) и Цыкина Татьяна Васильевна,
(суд первой инстанции: судья Урмакшинов В.К),
при участии в судебном заседании лиц:
от Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" - не явился, извещен,
от Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия - не явился, извещен,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещен,
от третьего лица: Министерства строительства и модернизации ЖКХ по Республике Бурятия - не явился, извещен,
от третьего лица: Цыкина Татьяны Васильевны - не явился, извещен,
установил:
Администрация муниципального образования "Город Северобайкальск" (далее - истец или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - Минфин РБ), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) с исковым заявлением к о взыскании убытков в размере 3 300 427 рублей 08 копеек.
Определениями от 15 июня 2015 года и от 04 сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации ЖКХ по Республике Бурятия (далее - Министерство ЖКХ по РБ) и Цыкина Татьяна Васильевна (далее - Цыкина Т.В.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 85, 133, 135-138, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как необоснованного, принятого при неполном изучении материалов дела, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из апелляционной жалобы, досудебного порядка урегулирования спора законодательство не предусматривает. Кроме того, указанное не входило в предмет доказывания по делу. В настоящее время в нормативных документах, регламентирующих мероприятия переселения граждан из аварийного жилья, отсутствует механизм компенсации подобных убытков муниципалитетам. Отсутствие правового механизма возмещения расходов, понесенных муниципальными образованиями при реализации мероприятий переселения, в том числе на основании судебных актов, суд необоснованно посчитал основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, когда спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, суд имел возможность применить статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с правовой неопределённостью полномочий по разрешению проблемы федерального уровня по переселению граждан из аварийного жилья, исходя из провозглашенного принципа софинансирования мероприятий по переселению в соответствии Программой,
Заявитель жалобы указывает, что жилой дом N 1 по ул. Спортивная, г. Северобайкальск, в котором проживала гр-ка Цыкина Т.В., подлежит сносу в соответствии с Федеральной программой переселения граждан из аварийного жилого фонда в 4 квартале 2015 года.
При исполнении решения суда путём возмещения Цыкиной Т.В. стоимости жилого помещения, данное помещение было исключено из программы как по факту расселенное. Неисключение помещения из Программы влекло бы за собой соответствующие нарушения, поскольку расселение граждан, занимающих квартиру на основании договора социального найма (в данном случае Цыкина Т.В.), возможно только путем предоставления ей жилья по договору социального найма, как правило, во вновь построенном жилье за счет средств Программы. Строительство жилья для нанимателя, которому уже была предоставлена компенсация, невозможно, иное бы обозначало предоставление ему жилья вторично. Предоставление аварийного жилищного фонда гражданину, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения в соответствии со статей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть очереднику также невозможно, поскольку по договору социального найма должно быть предоставлено помещение, пригодное для проживания.
Таким образом, как указывает заявитель жалобы, бремя расселения семьи Цыкиной легло полностью на Администрацию города Северобайкальск, что противоречит концепции расселения граждан из аварийного жилья, предусмотренной указанными программами переселения граждан из аварийного жилого фонда в зоне БАМа, то есть долевое финансирование мероприятий со всех уровней бюджета по переселению граждан.
Администрации не были предоставлены полномочия по предоставлению жилья в соответствии с Программой переселения граждан из аварийного жилья в установленном законом порядке.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2012 удовлетворены исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора об обязании Администрации предоставить Цыкиной Т.В., с учетом несовершеннолетних членов семьи, благоустроенное жилое помещение в г. Северобайкальск Республики Бурятия, общей площадью не менее 48,4 кв.м.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 10.10.2012 решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2012 изменено в части указания на необходимость предоставления жилья в соответствии с нормой предоставления на человека.
Порядок исполнения решения суда от 03.08.2012 определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 07.10.2013 изменен путем взыскания с Администрации в пользу Цыкиной Т.В. стоимости жилья в размере 3 300 427 рублей 08 копеек.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2013 года определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 07.10.2013 оставлено без изменений.
Во исполнение вступившего в законную силу указанного решения суда от 03.08.2012, Администрация платежным поручением N 218484 от 02.04.2014 перечислила на счет Цыкиной Т.В. денежные средства в размере 3 300 427 рублей 08 копеек.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению денежных средств Цыкиной Т.В. (соответствующие стоимости помещений) не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований правильными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, том числе вследствие причинения вреда другому лицу.
Должник обязан возместить кредитору в соответствии с частью 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации указанных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМ в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы реализуются в МО "Муйский район" с 2011 года, в МО "Северо-Байкальский район", МО "Город Северобайкальск" с 2013 года.
Реализация указанных мероприятий с 2011 по 2013 годы осуществлялась в рамках подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 N 185.
Финансирование мероприятий по переселению граждан по программе "Жилище" из федерального бюджета осуществлено в запланированном Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" объеме, а также соглашением между Республикой Бурятией и государственным заказчиком программы, содержащим обязательства Республики Бурятии по финансированию подпрограммы в необходимых объемах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при обращении Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" Республики Бурятия в министерство строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия с заявками на предоставление финансовой поддержки по 185-ФЗ квартира по адресу: гор. Северобайкальск, ул. Спортивная, 1-1, не была учтена.
Согласно пояснениям истца, на территории города мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется по Республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332. Реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, а также Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424, путём предоставления муниципальным образованиям социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильём для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия.
В целях реализации мероприятий по переселению на территории города сформирован перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с этим перечнем была определена планируемая потребность в объемах финансирования по всем уровням бюджетов. Ежегодно при формировании заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вносятся изменения в долгосрочную программу по этапам реализации переселения.
Из реестра аварийного жилищного фонда, подлежащего к расселению, убирается площадь жилых помещений: по ранее выданным сертификатам в зоне Байкало-Амурской магистрали по площади расселения жильцов по ул. Полиграфистов 7, по площадям пустующих квартир, а также площадь по судебным решениям, по которым администрацией города были выплачены денежные средства из местного бюджета гражданам, взамен аварийного жилья.
В соответствии с изменениями площади аварийного жилищного фонда производится корректировка по этапам реализации долгосрочной программы и объёмы финансирования мероприятий по переселению определяются по факту без учета площадей, по которым ранее были произведены выплаты по сертификатам, по судебным решениям и по площади расселения жильцов во вновь построенный дом по ул. Полиграфистов. Вносятся изменения в долгосрочные муниципальные программы, а также в Республиканскую программу переселения.
Граждане, которые проживали в аварийном жилье и которые получили социальные выплаты в рамках программы в зоне Байкало-Амурской магистрали (сертификаты), денежные средства из местного бюджета по судебным решениям и квартиры во вновь построенном доме, снимаются с регистрационного учета и аварийные квартиры сдают в администрацию города по акту приёма-передачи. В дальнейшем данные квартиры не подлежат заселению и площадь этих квартир в потребности на расселение в заявках не указывается в площади дома, требующего расселения, поэтому объёмы финансирования программных мероприятий по переселению рассчитаны без учета вышеуказанных площадей.
Жилой дом N 1 по ул. Спортивная, 1, в котором проживала гр-ка Цыкина Т.В., подлежит расселению и сносу в соответствии с приложением N 3 к Республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013 - 2017 годах, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332 в IV квартале 2015 года.
По пояснениям истца, при исполнении решения суда путем возмещения Цыкиной Т.В. стоимости жилого помещения, данное помещение было исключено из программы, как по факту расселенное.
Обстоятельства, связанные с исключением площади жилого помещения Цыкиной Т.В. из программы переселения граждан из аварийного жилья подтверждаются пояснениями третьего лица - Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных материалов, пояснений ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с Приложением N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, по графе "Источники финансирования и направления расходов" из федерального бюджета выделены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в размере 1 518,87 млн. руб.
Пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса.
В случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно отчету об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, представленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства на 01.08.2015 по субсидиям на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" остаток средств в республиканском бюджете на конец отчетного периода составляет 3 116 618,50 рублей.
Кроме того, ресурсное обеспечение Государственной программы за счет всех источников финансирования, предусмотрено Приложением N 3 к Государственной программе Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424.
В силу указанного Российской Федерацией исполнены обязательства по финансовому обеспечению целевой программы, денежные средства в форме субсидий доведены до бюджета Республики Бурятия в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела и пояснений третьего лица - Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, что мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на территории Республики Бурятия реализуются с 2011 года - в МО "Муйский район", в МО "Северо-Байкальский район", МО "город Северобайкальск" - с 2013 года.
Реализация указанных мероприятий с 2011 по 2013 год осуществлялась в рамках подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 N 185. С 2014 года - согласно Государственной программе Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424, путем предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия.
В рамках реализации данной Программы был утвержден порядок предоставления межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предоставленных для реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия. Указанный Порядок определяет условия предоставления и расходования межбюджетных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия, в том числе на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, находящихся в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных ветхими, аварийными и непригодными для проживания.
Согласно пункту 1.5. Порядка было установлено, что муниципальные образования представляют заявки на получение межбюджетных субсидий в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Согласно пункту 2.1 Порядка единый сводный список собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа, на предоставление социальных выплат формируется по очередности обращения граждан в муниципальное образование с учетом утвержденного муниципальным образованием плана сноса ветхого и аварийного жилищного фонда. Муниципальное образование несет ответственность за обоснованность внесения в список граждан и достоверность указанных сведений.
Пунктом 1.6.6 постановления Правительства Республики Бурятия от 22.09.2014 N 459 в приложение N 4 подпрограммы 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 11.06.2014 N 268, от 24.06.2014 N 295) введено приложение N 15 согласно приложению N 8 к настоящему постановлению - "Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия".
Настоящий Порядок определяет условия предоставления и расходования, а также методику расчета межбюджетных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) в Республике Бурятия (далее - муниципальные образования) на реализацию мероприятия "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия" (далее - ветхое и аварийное жилье) (далее - мероприятие).
Субсидии могут быть использованы, в том числе на предоставление муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений (подпункт "в" пункта 1.4).
Муниципальные образования представляют заявки на получение межбюджетных субсидий в Министерство (пункт 1.5).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2013 году в рамках реализации данных мероприятий были предоставлены выплаты 39 собственникам жилых помещений, проживающим в г. Северобайкальск, на общую сумму 73 242 273,00 рублей.
В 2014 году в рамках реализации данных мероприятий были предоставлены выплаты 30 собственникам жилых помещений, проживающим в г. Северобайкальск, на общую сумму 56 645 840,50 рублей.
Собственник спорного помещения по адресу: г. Северобайкальск, ул. Спортивная, д.1-1 Цыкина Т.В. в числе заявленных претендентов не значится.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в рамках упомянутых целевых программ финансирование запланированных мероприятий по переселению из ветхого, аварийного жилья произведено в полном объеме.
В силу указанного является правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что невключение истцом расходов в заявку на предоставление финансовой поддержки на квартиру по ул. Спортивная, 1-1, г. Северобайкальск не может служить основанием для возложения на ответчиков обязанности возместить истцу фактически понесенные расходы (убытки).
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о недоказанности истцом противоправности поведения ответчиков - Российской Федерации и Республики Бурятия, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Российской Федерации и Республики Бурятия и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца, об отсутствии доказательств факта приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков имущества за счет Администрации.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года по делу N А10-3382/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3382/2015
Истец: Администрация муниципального образования город Северобайкальск
Ответчик: Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Цыкина Татьяна Васильевна