г. Чита |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А10-6926/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголукова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Хатуновой А.И. и секретаря судебного заседания Кислицыной С.А. и Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Михайловой В.В. и секретаря судебного заседания Сергеевым К.С., апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года по делу N А10-6926/2015 по заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 13Е) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10, выраженного в письме от 31 июля 2015 года N 03/015/037/2015-1023, обязании зарегистрировать право собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379, адрес: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 50) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский" (ОГРН 1020300859952, ИНН 0320000352, адрес: Республика Бурятия, село Кырен, ул. Ленина, 69),
(суд первой инстанции: судья Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства имущественных отношений Иркутской области - Ермакова А.Л., представителя по доверенности от 27.08.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия - Бурдуковской Е.И., представителя по доверенности от 24.02.2016,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - не явился, извещен,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Тункинский" - не явился, извещен,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Иркутской области (далее - заявитель или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10, выраженного в письме от 31 июля 2015 года N 03/015/037/2015-1023, обязании зарегистрировать право собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - Территориальное управление) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Тункинский").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 9, 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьёй 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, при неверном применении законов и иных нормативно-правовых актов, по мотивам, изложенным в жалобе.
Из апелляционной жалобы следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержатся сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10 входит в границы национального парка "Тункинский".
Сведения о границах национального парка "Тункинский" также отсутствуют в постановлении Совета министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", постановлении Совета министров Бурятской ССР от 31 декабря 1991 года N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР".
Заявитель указывает, что территория национального парка может включать в себя земельные участки иных пользователей, а также собственников.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Здание пансионата находится в собственности Иркутской области, следовательно, земельный участок 03:20:170101:10 в силу закона относится к государственной собственности Иркутской области.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Управления выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей Министерства и Управления, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 сентября 2015 года N 03/001/005/2015-129 Иркутской области на праве собственности принадлежит здание пансионата, площадью 405,5 кв.м, находящееся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Ниловка, ул. Центральная, дом 39.
18 июня 2015 года Министерство обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10, площадью 873 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Ниловка, ул. Центральная, дом 39.
Согласно уведомлению от 18 июня 2015 года N 03/015/037/2015-1023 Управлением приостановлена на срок до 31 июля 2015 года государственная регистрация права собственности на земельный участок в связи с тем, что на государственную регистрацию заявителем не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности Иркутской области на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Ниловка, ул. Центральная, д. 39.
31 июля 2015 года Управлением отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Министерство, не согласившись с отказом Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственная регистрация в понятии статьи 2 Закона о регистрации является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона о регистрации, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу абзаца 11 пункта 1 указанной статьи данного закона правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Национальные парки на основании пунктов 1, 2 статьи 12 Закона об особо охраняемых природных территориях относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Постановлением Совета Министров РСФСР 27 мая 1991 года N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" образован национальный парк "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 1183662 га, из которых: 1020152 га земель лесного фонда и 4769 га земель запаса предоставлено национальному парку в пользование, 150836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3628 га земель населенных пунктов и 4277 га земель других землепользователей включено в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" национальный парк создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.
Как правильно указал суд первой инстанции, земельное законодательство Российской Федерации устанавливает особый режим использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий.
Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий предусмотрен пунктом 6 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому изменение целевого назначения особо охраняемых природных территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. К их числу согласно приложению N 1 к данному постановлению отнесены среди прочих национальные природные парки.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками.
Из анализа вышеуказанных норм права суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что земли национальных парков являются федеральной собственностью независимо от наличия записи о праве Российской Федерации в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и являются изъятыми из оборота.
Кроме того, Федеральной службой лесного хозяйства России 07 февраля 1994 года утверждено Положение о национальном парке "Тункинский" (далее - Положение). Приказом Министерства природных ресурсов России от 17.03.2005 N 66 в Положение внесены изменения.
На основании пункта 7 Положения участки земли Национального парка, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами, являются исключительно федеральной собственностью и предоставлены Тункинскому Национальному парку во владение. Изъятие земель и других природных ресурсов Тункинского Национального парка запрещается.
Судом первой инстанции установлено и следует из представленных в материалы дела документов, что земельный участок, находящийся по адресу: Тункинский район, село Ниловка, улица Центральная, дом 39, кадастровый номер 03:20:170101:10, находится в границах Национального парка "Тункинский" Тункинского района Республики Бурятия и относится к землям особо охраняемых природных территорий.
Учитывая, что Министерством не представлены доказательства, свидетельствующие о возникновении у него права собственности на спорный земельный участок, а право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что право собственности в порядке, установленном данным законом, разграничено быть не могло и право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:20:170101:10 возникло в силу закона, соответственно, отчуждение данного участка третьим лицам, прямо запрещено действующим законом.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что факт заключения договора аренды земельного участка от 1 августа 2006 года N 35, заключенного муниципальным образованием "Тункинский район" Республики Бурятия и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, не свидетельствует об отсутствии права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, а нахождение спорного земельного участка на землях населенного пункта, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем, нахождение на спорном земельном участке здания, находящегося в собственности Иркутской области, не свидетельствует о том, что Иркутская область приобрела право собственности на спорный земельный участок.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года по делу N А10-6926/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6926/2015
Истец: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, ФГБУ Национальный парк Тункинский