г. Владивосток |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А51-28902/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орехова Александра Борисовича,
апелляционное производство N 05АП-3049/2016
на решение от 21.03.2016
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-28902/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ИНН 2540011280, ОГРН 1072540000180)
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орехову Александру Борисовичу (ИНН 253204189607, ОГРНИП 311253335000010)
о взыскании 1447659,60 рублей,
при участии:
от истца: Кобыляцкий А.С. - представитель по доверенности от 15.02.2016, сроком действия на 1 год, паспорт;
от ответчика представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орехову Александру Борисовичу (далее - Глава КФХ Орехов А.Б., предприниматель) о взыскании 1447659,60 рублей средств государственной поддержки.
Решением суда от 21.03.2016 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2012 N 218-па установлены только два правовых основания для возврата выданного гранта: нарушение условий, установленных Порядком предоставления грантов при их предоставлении и неиспользование или неполное использование средств грантов в течение сроков, установленных пунктом 12 Порядка предоставления грантов. При этом отмечает, что предоставленные ему средства гранта он использовал в установленные сроки, и изначально соответствовал установленным условиям и критериям на момент предоставления гранта. В этой связи полагает, что им не нарушены ни условия соглашения, заключённого с Департаментом, ни условия указанного постановления. Непредоставление отчетности в Департамент не считает нарушением Порядка предоставления гранта, поскольку предусмотренная пунктом 12 Порядка обязанность по предоставлению отчета о целевом использовании гранта им выполнена при предоставлении отчетов за 1 и 2 квартал 2013 года; кроме того данное обстоятельство не считает правовым основанием для возврата суммы гранта, поскольку не использования, нецелевого использования и нарушения условий предоставления гранта им не допущено.
Глава КФХ Орехов А.Б., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании представитель Департамента по апелляционной жалобе возражал по доводам приобщённого в порядке статьи 262 АПК РФ отзыва, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что по результатам конкурсных мероприятий решением Комиссии по отбору начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленным протоколом от 08.11.2012 N 4, индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Орехов Александр Борисович был признан начинающим фермером и получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В целях реализации мероприятий постановления Администрации Приморского края от 20.08.2012 N 218-па "О грантах на создание и развитие начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на их бытовое обустройство, грантах на развитие семейных животноводческих ферм в Приморском крае на 2012 год" (далее -Постановление N 218-па) с Главой КФХ Ореховым А.Б. 04.12.2012 было заключено соглашение N1 (далее - соглашение) о предоставлении гранта на создание и развитие начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство на территории Приморского края, по условиям которого Департамент предоставляет государственную поддержку в виде гранта на создание и развитие начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство на территории Приморского края (далее - грант) в порядке, установленном Постановлением N 218-па, а фермерское хозяйство использует грант в соответствии с планом расходов, утвержденным межведомственной конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления государственной поддержки, в течение двенадцати месяцев со дня его получения и предоставляет в Департамент в течение месяца со дня использования гранта отчет о его целевом использовании по форме, утвержденной Департаментом, с приложением документов, подтверждающих фактическое расходование гранта (пункты 1.1, 2.1, 2.2).
Пунктом 3.1 соглашения установлено, что в случае неиспользования или неполного использования гранта в течение двенадцати месяцев со дня его получения фермерское хозяйство обязано осуществить возврат гранта или его неиспользованный остаток в краевой бюджет.
В случае нарушения условий, установленных Постановлением N 218-па при предоставлении гранта, фермерское хозяйство обязано осуществить возврат гранта в краевой бюджет в полном объеме (пункт 3.2 соглашения).
Возврат гранта в силу пункта 3.3 соглашения производится фермерским хозяйством в течение двадцати двух рабочих дней со дня получения требования Департамента о возврате гранта в краевой бюджет по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.
Платежными поручениями от 21.12.2012 N 654918, N 655224 денежные средства в сумме 1126157,51 рублей и 321502,09 рубля соответственно перечислены на счет индивидуального предпринимателя Орехова А.Б. в качестве согласованного гранта.
28.02.2013 и 18.06.2013 предпринимателем в Департамент направлены отчеты о целевом использовании гранта на создание и развитие начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство и семейной животноводческой ферме за 1 и 2 квартал 2013 года с приложением соответствующих отчетных документов.
11.03.2014 Департаментом в адрес Главы КФХ Орехова А.Б. направлено требование (исх. N 25-02/06-1035) о возврате гранта в полном объеме в связи с отсутствием в фермерском хозяйстве приобретенных на средства гранта нетелей в количестве 10 голов и непредставлением доказательств вынужденного забоя животных, что расценено нарушением пункта 3.2 соглашения.
В связи с невозвратом предпринимателем перечисленной суммы гранта Департамент повторно 07.07.2014 (исх. N 25-02/06-2956) и 21.08.2015 (исх. N 25-02/19-2907) направил требования аналогичного содержания о возврате суммы перечисленного гранта в течение 22 рабочих дней.
Ссылаясь на систематическое непредставление получателем гранта ежеквартальных отчётов по расходованию гранта, непредставление сводного отчета о целевом использовании гранта в установленные сроки, Департамент 30.12.2015 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающим фермерам (далее - Правила N 166), которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
Правилами установлено, что максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства определяется субъектом РФ в размере, не превышающем 1,5 млн. руб. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом РФ.
Этими же Правилами определено, что субсидии (грант и единовременная помощь) предоставляются в соответствии с региональной программой поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным министерством сельского хозяйства, а также в соответствии с условиями, установленными этим министерством.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.03.2012 N 172 утверждена целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов" (далее - Программа), предусматривающая, в том числе, что имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта.
Кроме того пунктом 4.6 Программы закреплено, что начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермер подал заявку на участие в мероприятии Программы, отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации. Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 166" утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение N 1 к приказу) и условия подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу).
Из содержания установленных Приложением N 2 к приказу условий (пункт 2.12) следует, что в качестве претендента для отбора в начинающие фермеры, может быть рассмотрен гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, подавший заявку с приложением документов, подтверждающих соблюдение, в частности, следующего условия: заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2012 N 218-па утверждены порядок предоставления грантов (далее - Порядок), максимальные размеры гранта на создание и развитие начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на их бытовое обустройство, гранта на развитие семейных животноводческих ферм в Приморском крае на 2012 год.
Так, согласно пункту 4 Порядка гранты предоставляются Фермерским хозяйствам, среди прочего соответствующим требованиям и условиям, предусмотренным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 197.
В силу пункта 15 Порядка в случае нарушения условий, установленных Порядком при предоставлении грантов, фермерские хозяйства обязаны осуществить возврат грантов в краевой бюджет в полном объеме. Требование о возврате грантов в краевой бюджет направляется Фермерским хозяйствам Департаментом в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушения. Возврат грантов производится Фермерскими хозяйствами в течение двадцати двух рабочих дней со дня получения требования Департамента по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.
Судом установлено, что письмом от 23.01.2013 (исх. N 25-04/17-223) Департамент довел до сведения грантополучателя информацию о необходимости предоставления ежеквартального отчета о проведенных мероприятиях по использованию полученных средств в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
После получения сумм гранта Главой КФХ Ореховым А.Б. в Департамент были представлены отчеты о целевом использовании гранта за 1 и 2 квартал 2013 года. Иных отчетов предпринимателем в нарушение пункта 4.6 Программы в адрес Департамента не направлялось.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, представленные ответчиком в дело доказательства (товарные накладные на поставку 07.02.2013 мобильной доильной установки Bosio MMU 22 в количестве 2 шт., 19.06.2013 пресс-экструдера в количестве 1 шт., племенных нетелей 17.06.2013 в количестве 10 голов, счета-фактуры, платежные документы) свидетельствуют о том, что денежные средства гранта были освоены предпринимателем в полном объеме.
Вместе с тем доказательств осуществления дальнейших мероприятий по развитию молочного скотоводства (для чего и были предоставлены денежные средства), материалы дела не содержат.
Более того в материалы дела истцом представлен акт осмотра крестьянского (фермерского) хозяйства Орехова Александра Борисовича от 17.01.2014, в результате которого истцом, ответчиком с участием, в том числе ведущего ветеринарного врача КГВБУ "Приморская ветеринарная служна", установлено, что скот, приобретенный за счет выделенных средств, в хозяйстве отсутствует, поскольку был забит после отелов в конце ноября - начале декабря 2013 года до морозов, условия содержания самого скота также отсутствуют.
Согласно пояснениям предпринимателя, данных суду первой инстанции, приобретенный скот был забит по причине болезни животных, при этом доказательств необходимости забоя (пробы патологического материала и крови, результаты клинического осмотра животных) ответчиком вопреки статье 65 АПК РФ не представлено.
В то же время предоставляемые в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы гранты (субсидии) имеют назначением не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования такого хозяйства - не менее пяти лет, с ограничением отчуждения имущества, приобретённого на средства гранта, в течение десяти лет, и опосредуемое ежеквартальными отчётами о деятельности фермерского хозяйства, что следует из вышеуказанных положений целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов" и приложения N 2 к Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 N 197.
В условиях же отсутствия скота, уважительность причин утраты (забоя) которого ответчиком не доказана, достижение целей предоставления гранта (молочное скотоводство), а, следовательно, и условий соглашения от 04.12.2012, невозможно.
В этой связи апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение пункта 4 Порядка грант предоставлен фермерскому хозяйству во главе с Ореховым А.Б., не соответствующему требованиям и условиям, предусмотренным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 197, а именно осуществляющему субсидируемую деятельность хозяйства менее пяти лет с момента получения гранта в связи с утратой имущества по вине самого хозяйства, что является основанием для возврата гранта в краевой бюджет в полном объеме в порядке пункта 15 Порядка. Непредставление ответчиком в Департамент ежеквартальных отчетов после 2 квартала 2013 года само по себе свидетельствует о неосуществлении фермерским хозяйством субсидируемой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на формальном подходе ответчика к освоению гранта по целевому назначению без учета необходимости привнесения полезного результата такого освоения для развития сельского хозяйства Приморского края, и ошибочном толковании Порядка предоставления грантов, утверждённого Постановления Администрации Приморского края от 20.08.2012 N 218-па.
С учётом изложенного при исследовании и оценке по правилам статьи 71 АПК РФ доказательств суд первой инстанции, установив факт нарушения условий, установленных Порядком при предоставлении спорного гранта, правомерно удовлетворил исковые требования Департамента о возврате 1447659,60 рублей средств государственной поддержки на основании пункта 15 Порядка предоставления грантов.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба Главы КФХ Орехова А.Б. удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2016 по делу N А51-28902/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28902/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ОРЕХОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ