г. Томск |
|
7 июня 2016 г. |
Дело N А45-25937/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Марченко Н.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
от третьих лиц - не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Апалькова Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2016 г. по делу N А45-25937/2015 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Апалькова Владимира Николаевича, с. Красная Сибирь
к администрации Кочковского района Новосибирской области, с. Кочки
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна, с. Красная Сибирь;
2) индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Кетта Анатолий Петрович, с. Криводановка;
3) индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Патрай Игорь Николаевич, с. Кочки,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Апальков Владимир Николаевич (далее - Апальков В.Н.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Кочковского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконными действия по отказу в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 4200000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:664 и земельного участка площадью 3760000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:663 (отказы, изложенные в письмах от 20.01.2015 N N 55 и 56).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кетта Анатолий Петрович, индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Патрай Игорь Николаевич.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Апальков В.Н. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что у администрации Кочковского района отсутствовали правовые основания для отказа, так как законодательством не предусмотрено проведение аукциона в отношении земельного участка, предоставляемого для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством; на момент обращения с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка аналогичных заявлений от иных заинтересованных лиц не поступало.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованным лицом и третьими лицами не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), не явились, явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Апальков В.Н. неоднократно (25.02.2014, 20.03.2014, 28.03.2014, 03.07.2014, 14.08.2014, 19.09.2014) обращался в администрацию с заявлением об утверждении схемы земельных участков площадью 4200000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:664 и площадью 3760000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:663.
12.11.2014 Апалькову В.Н. была выдана доверенность N 37 для представления интересов администрации Кочковского района Новосибирской области в органе кадастрового учета на раздел земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:0025.
27.11.2014 постановлением администрации Кочковского района Новосибирской области N 635-па была утверждена схема расположения земельного участка: 25:ЗУ1, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:25 с сохранением исходного участка в измененных границах общей площадью 4200000 кв. м, постановлением администрации Кочковского района Новосибирской области N 636-па была утверждена схема расположения земельного участка 25:ЗУ1, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:25 с сохранением исходного участка в измененных границах общей площадью 3760000 кв. м.
26.12.2014 заявитель обратился в администрацию Кочковского района с заявлениями с приложением кадастровых паспортов на земельные участки площадью 4200000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:664 и площадью 3760000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:663, для принятия администрацией решения о предоставлении в аренду сроком на 49 лет указанных земельных участков.
01.01.2015 в газете "Степные зори" N 1 была опубликована информация о предложении администрации Кочковского района в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 54:12:021909:664, 54:12:021909:663.
20.01.2015 письмом N 55 администрация Кочковского района Новосибирской области со ссылкой на наличие трёх заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3760000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:663 (индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Чеботниковой О.Г., индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Кетта А.П., индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Патрая И.Н.), отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, указав в ответе на принятие решения о проведении аукциона, письмом N 56 администрация Кочковского района Новосибирской области со ссылкой на наличие трёх заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4200000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:664, отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, указав в ответе на принятие решения о проведении аукциона.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается законность действий администрации Кочковского района Новосибирской области.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанные действия (бездействия) должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ, в редакции до 01.03.2015 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 указанного Федерального закона. Названная норма является специальной, носит императивный характер и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 38 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) предметом торгов (конкурса, аукциона) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение аренды такого земельного участка. Согласно названному подпункту проведение работ по формированию земельного участка включает подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о проведении торгов, публикация сообщения о проведении торгов.
В пунктах 2, 3 данной статьи закреплено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпунктам 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в указанной статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
На основании изложенных норм права, с учетом того, что материалами дела подтверждается наличие еще двух претендентов на спорный земельный участок (помимо заявителя), апелляционный суд приходит к выводу о правомерности мнения суда первой инстанции о том, что в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам указанных норм Закона N 101-ФЗ и ЗК РФ.
Именно данный способ предоставления земельных участков будет отвечать принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, обеспечит справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствовали правовые основания для отказа, так как законодательством не предусмотрено проведение аукциона в отношении земельного участка, предоставляемого для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, а также о том, что на момент обращения с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка аналогичных заявлений от иных заинтересованных лиц не поступало, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены, как противоречащие материалам дела и не основанные на нормах действующего законодательства.
Основания для их переоценки судом апелляционной инстанции не установлены.
Иная оценка Апальковым В.Н. установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2016 г. по делу N А45-25937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25937/2015
Истец: Апальков Владимир Николаевич, ИП Глава Крестьянского фермерского хозяйства Альпаков Владимир Николаевич
Ответчик: Администрация Кочковского района Новосибирской области
Третье лицо: ИП Глава КФХ Патрай Игорь Николаевич, Патрай Игорь Николаевич, ИП Глава КФХ Кетта А. П., ИП КФХ Чеботников О. Г., Кетта Анатолий Петрович, Чеботникова Ольга Григорьевна