г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А56-34623/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Григорьев Д.О. по доверенности от 25.01.2016;
от заинтересованного лица: Зайцев А.В. по доверенности от 11.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6914/2016) Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2016 по делу N А56-34623/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АПТ N 1"
к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" (Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 4, оф. 35; ОГРН 1137847421425; ИНН 7820334532; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Исполкомская, д. 16, лит. А; ОГРН 1027810354516; ИНН 7830001067; далее - Комитет) от 15.05.2015 N 06-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Решением суда от 28.01.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.03.2015 представителями Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга установлено, что в Пушкинском районе Санкт-Петербурга (г.Пушкин) ООО "АТП N 1" оказывало услуги населению по перевозке пассажиров и багажа на маршрутах К-174, К-180 при отсутствии договора, заключенного в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее Закон N 19-4), о чем составлен акт N 00060 от 09.04.2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 06-15 от 15.04.2015. Постановлением Комитета от 15.05.2015 N 06-15 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признавал постановление Комитета незаконным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
Отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, регулирует Закон N 19-4. В силу статьи 2 Закона N 19-4 под перевозчиками понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования.
Статьей 5 Закона N 19-4 установлено, что порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенными между уполномоченным органом и перевозчиком.
Статьей 6 этого же Закона предусмотрено, что уполномоченный орган организует для перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга маршруту регулярных перевозок.
Порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 42 Закона N 273-70 оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в случае, если отсутствует договор, а также нарушение перевозчиком условий указанного договора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Общество осуществляло перевозку пассажиров по маршрутам N К-174, К-180 при отсутствии договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок, заключенного с Комитетом.
Факт правонарушения, выразившегося в оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования при отсутствии договора, заключенного в соответствии со статьей 5 Закона N 19-4, подтверждается материалами дела (акт N 00060 от 09.04.2015, протокол об административном правонарушении N 06-15 от 15.04.2015).
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Закона N 19-4 и Закона N 273-70 в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
Комитетом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
Вместе с тем, оспариваемое постановление Комитета по транспорту не подлежит исполнению ввиду следующего.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 01.04.2015 по делу N 3- 52/15 часть 2 статьи 42 Закона N 273-70, предусматривающая административную ответственность за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в отсутствие договора, признана недействующей ввиду превышения органами государственной власти города Санкт-Петербурга требований статьи 1.3 КоАП РФ о разграничении нормотворческой компетенции в области законодательства об административных правонарушениях.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 N 78-АПГ15-14 указанное решение Санкт-Петербургского городского суда оставлено без изменения. Таким образом, согласно части 5 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации часть 2 статьи 42 Закона N 273-70 с 09.09.2015 является недействующей. Административная ответственность, предусмотренная данной нормой, устранена.
Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 54) устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил последствия устранения ответственности за совершение публично-правового правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1, 2 данного постановления, в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение публично-правового правонарушения, ответственность за которое устранена или смягчена, полностью либо в части.
Следует иметь в виду, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
В этом случае, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
В рассматриваемом случае оспариваемое постановление Комитета не исполнено.
Поскольку с 09.09.2015 административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, устранена, основание устранения указанной ответственности не имеет правового значения при разрешении судом вопроса о правомерности принятия Комитетом оспариваемого постановления от 15.05.2015.
Основанием для удовлетворения заявления о признания этого постановления незаконным могли явиться обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных разъяснений, постановление Комитета N 06-15 от 15.05.2015 о назначении ООО "АТП N1" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70 исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления и признании постановления N 06-15 от 15.05.2015 не подлежащим исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2016 по делу N А56-34623/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" отказать.
Признать не подлежащим исполнению постановление Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга N 06-15 от 15.05.2015 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34623/2015
Истец: ООО "АПТ N1"
Ответчик: Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга