г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А56-71483/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: Штемпелева М.М. по доверенности от 23.10.2015
от ответчика: Байратова М.В. по доверенности от 28.12.2015
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10111/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2016 по делу N А56-71483/2015 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по иску Администрации Кировского района Санкт-Петербурга
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
3-и лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге о взыскании 28 398 руб. 63 коп. неосновательного обогащения.
Определением суда от 23.11.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (третье лицо-1) и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга (третье лицо-2).
Решением от 11.02.2016 с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге в пользу Администрации Кировского района Санкт-Петербурга взыскано 28 398 руб. 63 коп. неосновательного обогащения.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылался на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а также не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. ТУ Росимущества в Санкт-Петербурге не является надлежащим ответчиком, так как обязанность несения расходов по содержанию имущества возложена на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против отмены решения суда первой инстанции и просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях. Представитель третьего лица в судебное заседание явку не обеспечил, извещен, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со ст.ст. 121-123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 18,нлит. А, кадастровый номер 78:8051:8:7, имеющее площадь 22 670,1 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности Российской Федерации и Санкт-Петербургу.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2. соглашения об определении долей Российской Федерации и Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 18, кадастровый номер 78:8051:8:7 и установления порядка владения, пользования и распоряжения Российской Федерацией и Санкт-Петербургом нежилым зданием от 27.07.2012 (далее - Соглашение) доля в праве общей долевой собственности на здание, принадлежащее Российской Федерации, устанавливается в размере 59 259/226 701, а доля в праве общей долевой собственности на здание, принадлежащее Санкт-Петербургу, устанавливается в размере 167 442/226 701.
Доля Российской Федерации и Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на здание определены исходя из общей площади помещений здания, включая места общего пользования, занимаемых и используемых в соответствии с организациями и учреждениями Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Места общего пользования, находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и Санкт-Петербурга, учтены в доли Российской Федерации и Санкт-Петербурга пропорционально площади, находящейся в единоличном владении и пользовании Российской Федерации и Санкт-Петербурга (пункт 3.3 Соглашения).
Интересы Российской Федерации в соответствии с данным Соглашением представляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге.
Право собственности Российской Федерации подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 21.12.2012 N 1156-рк доля в праве Санкт-Петербурга передана в оперативное управление администрации Кировского района Санкт-Петербурга в размере 167 442/226 701, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.02.2013 N 78-АЖ 813110.
13.11.2013 между Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, с одной стороны, и открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 1", с другой стороны, заключено дополнительное соглашение N 5 к договору теплоснабжения от 01.01.2010 N 20514 (в горячей воде), согласно которому права и обязанности абонента по договору теплоснабжения здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 18, лит. А, осуществляются Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга (пункт 1 дополнительного соглашения).
В силу пунктов 3.3.6 и 3.3.8. договора теплоснабжения от 01.01.2010 N 20514 абонент (Администрация Кировского района Санкт-Петербурга) обязан поддерживать в исправном техническом состоянии теплопотребляющее оборудование, приборы коммерческого учета; обеспечивать сохранность технических средств системы учета, контроля и управления подачей энергии, установленных у абонента.
Отдельного договора теплоснабжения у теплоснабжающей организации и ответчика не имеется.
Пунктом 2.3 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2010 N 75-рп "Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Санкт-Петербурга Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" предусмотрено, что в срок до 01.01.2011 должно быть обеспечено завершение оснащения зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти Санкт-Петербурга, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, приборами учета используемых энергоресурсов, а также должен быть осуществлен ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Узел учета тепловой энергии, установленный в 2001 году в здании по адресу: пр. Стачек, д. 18, лит. А, на основании актов повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 07.02.2013, 10.10.2013 (выданы ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга") и в соответствии с актом входного контроля ЗАО НПО "Логика" от 25.09.2013 не соответствовал Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя и восстановлению не подлежал.
Потребность в установке (замене) узла учета тепловой энергии вызвана необходимостью исполнения Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", условиями договора теплоснабжения от 01.01.2010 N 20514 (в редакции дополнительного соглашения от 13.11.2013 N 5), а также тем, что при наличии учета тепловой энергии оплата тепловой энергии и горячего водоснабжения производится по счетчику и в 3-4 раза ниже, чем при оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения расчетным путем в соответствии с договором теплоснабжения от 01.01.2010 N 20514.
В связи с этим Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга заключен государственный контракт от 31.01.2014 N 0172200001413000146-0064354-01 (в электронном виде) на выполнение работ по замене узла коммерческого учета тепловой энергии здании по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 18. Данный контракт полностью оплачен за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на содержание органа исполнительной власти, что подтверждается платежным поручением от 08.07.2014 N 1591415 на сумму 213 348 руб. 07 руб.
С 15.05.2014 узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26.06.2014.
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга направила ответчику требование о компенсации расходов, приходящихся на долю Российской Федерации, представляемой ответчиком в связи с выполнением работ по замене узла коммерческого учета тепловой энергии, понесенных Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга.
В связи с тем, что претензия оставлена без ответа, Администрация обратилась в суд с иском.
Судом первой инстанции иск удовлетворен в полном объеме.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о праве собственников помещений на общее имущество здания" (далее - Постановление Пленума N 64) указано, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ.
В силу пункта 5.1 Соглашения расходы на содержание и эксплуатацию здания распределяются между сторонами пропорционально доле каждой из сторон в праве собственности на здание.
Как верно установлено судом первой инстанции, в силу действующего законодательства Российской Федерации коммерческий узел учета тепловой энергии относится к общему имуществу всех собственников нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 18, лит. А, в связи с чем каждый участник долевой собственности должен нести расходы по содержанию общего имущества здания.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения доля Российской Федерации в праве общей долевой собственности установлена в размере 59 259/226701, в данную долю включены помещения, включая места общего пользования в здании, находящиеся во владении и пользовании Российской Федерации (приложение N 2 к Соглашению) и места общего пользования, находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и Санкт-Петербурга (приложение N 3 к Соглашению).
Помещения, принадлежащие Российской Федерации, переданы в пользование согласно приложению N 2 к Соглашению Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району города Санкт-Петербурга (третьему лицу-1) и Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части района, которая на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N756 переименована в Федеральное государственное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (третье лицо-2).
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению площадь третьего лица-1 составляет 2164,8 кв. м. Доля третьего лица-1 в местах общего пользования, находящаяся в совместном пользовании Российской Федерации и Санкт-Петербурга составляет 198,9 кв. м. Таким образом, общая площадь третьего лица-1 составляет 2363,7 кв. м (10,4 % от общей площади здания).
Площадь третьего лица-2 составляет 604,1 кв. м. (приложение N 2 к Соглашению). Доля третьего лица-2 в местах общего пользования, находящаяся в совместном пользовании Российской Федерации и Санкт-Петербурга составляет 55,4 кв. м. Таким образом, общая площадь третьего лица-2 составляет 659,5 кв. м. (2,91 % от общей площади здания).
Следовательно, общая площадь указанных пользователей нежилых помещений, занимающих долю, принадлежащую Российской Федерации, составляет 3023,2 кв. м.
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Стоимость расходов, приходящихся на долю Российской Федерации, представляемой ответчиком, по помещениям, занимаемым третьими лицами, составляет 28 369 руб. 63 коп.
Поскольку доказательств компенсации данных расходов ответчиком не представлено, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге является ненадлежащим ответчиком по делу, были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, и правомерно отклонены судом, поскольку собственник доли в нежилом здании (Российской Федерации) в силу закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в связи с чем, обязанность несения данных расходов не может быть возложена на лиц, у которых указанные помещения находятся в пользовании.
Изложенное выше свидетельствует о законности требований истца.
Таким образом, решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных арбитражным процессуальным законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2016 по делу N А56-71483/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71483/2015
Истец: Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
Третье лицо: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны