Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А05-6273/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2016 года по делу N А05-6273/2016 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1032902382336; ИНН 2920009287; место нахождения: 163020, город Архангельск, проспект Никольский, дом 27; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264; ИНН 2901026142; место нахождения: 163072, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119; далее - Фонд) о признании незаконными действий по отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выраженных в приказе от 30.03.2016 N 859 и письме от 06.04.2016 N 07-23/29072068.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Фонд с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Учреждение в возражениях не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просило оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фонд на основании заявления учреждения приказом от 17.10.2014 N 3380 установил заявителю скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Приказом от 30.03.2016 N 859 Фонд отменил приказ от 17.10.2014 N 3380, а также предложил учреждению внести исправления в отчетность за 2015 год, исчислив страховые взносы без скидки к страховому тарифу и увеличив их на 25 742 руб. 82 коп.
В письме от 06.04.2016 N 07-23/29072068 Фонд указал заявителю о том, что в рамках плановых мероприятий по внутреннему контролю ответчиком проведена проверка правильности и обоснованности установления скидок страхователям на 2015 год, в ходе которой установлено, что в период с 01.01.2014 по 06.10.2014 (дата приема заявления) страхователем ФКУ ЖКУ УФСИН России по Архангельской области (регистрационный номер 2900150844) нарушены сроки уплаты страховых взносов за июль 2014 года (срок уплаты - 15 число).
Таким образом, по мнению ответчика, учреждением не соблюдено условие о своевременной уплате текущих страховых взносов, предусмотренное подпунктом "б" пункта 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Учреждению предложено представить уточненный расчет по форме 4-ФСС РФ за 2015 год, отразив страховые взносы без учета скидки к страховому тарифу, увеличив их на 25 742 руб. 82 коп. и погасить задолженность в 10-дневный срок с момента получения письма.
Учреждение, не согласившись с действиями Фонда по отмене скидки, выраженными в приказе от 30.03.2016 N 859 и письме от 06.04.2016 N 07-23/29072068, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные учреждением требования, признав незаконным оспариваемые действия Фонда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Согласно пункту 3 Правил установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524), размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из определенных основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Согласно пункту 2 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
В данном случае Фонд, рассмотрев заявление учреждения исходя из указанных выше норм, приказом от 17.10.2014 N 3380 установил заявителю скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Приказ от 30.03.2016 N 859, которым названная скидка отменена, принят Фондом, исходя из положений подпункта "б" пункта 8 Правил N 524, в связи с несвоевременной уплатой учреждением страховых взносов в 2014 году.
В силу пункта 4 статьи 122 Закона N 125-ФЗ, действовавшего в спорный период, суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Из представленной в материалы дела учреждением выписки из Правил внутреннего трудового распорядка сотрудников и работников заявителя следует, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; заработная плата выплачивается работника не реже, чем каждые полмесяца, сроки выплаты аванса - с 20 по 25 число месяца, окончательного расчета с работником по итогам предыдущего месяца - с 5 по 10 число месяца.
В данном случае в приказе от 30.03.2016 N 859 Фондом не указано, за какой период установлена несвоевременная уплата учреждением страховых взносов.
Как следует из направленного в адрес учреждения письма Фонда об отмене скидки к страховому тарифу на 2015 год, несвоевременная уплата учреждением страховых взносов за 2014 год установлена в рамках проведенных плановых мероприятий по внутреннему контролю по проверке правильности и обоснованности установления указанных скидок страхователям на 2015 год.
При этом, как указано Фондом, в ходе данных мероприятий установлено нарушение учреждением сроков уплаты страховых взносов за июль 2014 года.
Однако Фонд в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела результаты проверки правильности и обоснованности установления учреждению спорной скидки на 2015 год, из которых возможно было бы установить, в чем выразилось нарушение учреждением сроков уплаты страховых взносов за 2014 года.
Также Фондом не представлены какие-либо иные доказательства, свидетельствующие о нарушении учреждением сроков уплаты страховых взносов за июль 2014 года, а также какие-либо иные периоды.
Как указано выше, заявление учреждения о предоставлении скидки к страховому тарифу поступило к ответчику в октябре 2014 года и рассмотрено Фондом в соответствии с положениями Правил N 524, в том числе пункта 8 Правил N 524.
Следовательно, рассматривая заявление учреждения об установлении скидки к страховому тарифу на 2015 год, Фондом выяснялся вопрос о своевременной уплате страхователем текущих страховых взносов, а именно за 2014 год, включая июль 2014 года.
Поскольку Фондом принят приказ об установлении учреждению спорный скидки, у заявителя на момент подачи заявления не было нарушений сроков уплаты страховых взносов за 2014 года.
Также, как верно отмечено судом первой инстанции, Правила N 524 не устанавливают порядок и основания отмены предоставленных скидок и надбавок на определенный период после его истечения, поэтому в данном случае у суда отсутствуют правовые основания для признания обоснованным приказа Фонда, содержащего ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что у учреждения не имелось правовых оснований для отмены скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленной учреждению на 2015 год.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Несогласие фонда с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2016 года по делу N А05-6273/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6273/2016
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ - АРХАНГЕЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ