г. Самара |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А72-19239/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 марта 2016 года по делу N А72-19239/2015 (судья Кнышевский Д.Л.),
принятое по исковому заявлению министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), г. Ульяновск,
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагирову Ильдару Гамировичу (ОГРНИП 309731007100030, ИНН 732302904170),
о взыскании 123 200 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагирову Ильдару Гамировичу (далее - ответчик), о взыскании 123 200 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требования Министерства о взыскании с ИП ГКФХ Сагиров И.Г. субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 123200 рублей.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что уменьшение ответчиком в 2014 г. посевной площади по сравнению с 2013 г. является нарушением условий получения субсидии.
Податель жалобы считает, что норма п. 3 ч.3 ст. 78 БК РФ предполагает возможность полного возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, установленных в нормативных актах, регулирующих предоставление субсидий.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагиров И.Г. апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
17.03.2014 между истцом (Министерство) и ИП ГКФХ Сагировым И.Г. (Получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии N 162, в соответствии с которым Министерством предоставлена ответчику государственная поддержка в виде субсидий за счет средств областного бюджета Ульяновской области (в том числе за счет средств, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) (п. 1.1 договора).
Платежными поручениями N 112177 от 21.04.2014, N 43158 от 21.03.2014 истец перечислил ответчику денежные средства в размере 123 200 руб. 00 коп.
Уменьшение ИП ГКФХ Сагиров И.Г. по данным формы N 1-фермер федерального государственного статистического наблюдения посевных площадей в 2014 году до 220 га с 320 га в 2013 году по мнению истца, является нарушением получателем субсидий условий, установленных при ее предоставлении, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В обоснование иска министерством указано также на то, что получатель субсидии принимал на себя обязательства о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении иска.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В период заключения соглашения действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 15.03.2013 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", который разработан в целях реализации программных мероприятий "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства" областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы", и регламентирует предоставление из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в соответствии с Программой.
Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Субсидия выплачивается единовременно.
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
Частью 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. 12 Порядка N 83-П от 15.03.2013, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
Таким образом, как верно указал суд, основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, представления недостоверных сведений, т.е. на основании пункта 12 Порядка истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, справка-расчет, форма статистической отчетности за 2013 год, справка по состоянию плодородия почв, гарантийное обязательство.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году с целью возмещения затрат, а не на будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 подтверждается формой N 2-фермер, указанные документы проверены министерством, и принято решение о предоставлении субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, не представлено.
Кроме того, такого основания для возврата субсидии, как невыполнение условий гарантийного письма, ни Порядком N 83-П, ни соглашением N 162, не предусмотрено.
Уменьшение посевной площади после предоставления субсидии в следующем году также не указано в качестве основания для возврата субсидий.
Доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 марта 2016 года по делу N А72-19239/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-19239/2015
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: ИП ГКФХ Сагиров И. Г., Сагиров Ильдар Гамирович