г. Владивосток |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А24-569/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды",
апелляционное производство N 05АП-3268/2016
на решение от 14.04.2016
судьи Ж.А. Стриж
по делу N А24-569/2016 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по иску (заявлению) Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Петропавловский водоканал"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
о взыскании 18 985 рублей 44 копеек,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал" (далее - истец, ГУП КК "Петропавловский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ответчик, ФГБУ "Камчатское УГМС") о взыскании 18 985 рублей 44 копеек долга по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ по договору N 9 от 12.04.2013 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ за 1 квартал 2014 года.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на неподтвержденность истцом факта сброса сточных вод в систему канализации с превышением нормативов загрязняющих веществ, поскольку им в подтверждение требований представлены документы, не соответствующие установленным требованиям, содержащие несколько критических ошибок, исключающих их принятие в качестве допустимого доказательства по делу.
До начала судебного заседания от истца через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам настоящего дела.
По тексту письменного отзыва истец с доводами апелляционной жалобы не согласен, полагает решение вынесенным законно и обоснованно.
Стороны, извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
12.04.2013 между МУП "Петропавловский водоканал" (водоканал) и ФГБУ "Камчатское УГМС" (абонент) заключен договор N 9 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (в редакции протокола разногласий от 12.04.2013), предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды из централизованной системы коммунального водоснабжения и прием (сброс) сточных вод, в том числе сточных вод от горячей воды в централизованную систему коммунальной канализации через присоединенную сеть абонента (владельца сетей) (пункт 1.1 договора).
Пунктом 3.12 договора предусмотрена обязанность абонента обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. За нарушение условий разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в городские сети абонент производит дополнительную оплату (далее - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ).
Оплата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ производится абонентом до 25 числа квартала, следующего за расчетным. Расчетным периодом платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ признается квартал. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет квартала ведется с начала календарного года (пункт 4.7 договора).
Договор вступает в силу с момента подписания, действует с 01.01.2013 по 31.12.2013 и считается ежегодно продленным, если стороны не заявят о его прекращении или пересмотре (пункт 5.5 договора).
В первом квартале 2014 года истцом проведен отбор проб сточной воды из контрольного канализационного колодца, что подтверждается актом отбора проб N 31 от 26.02.2014.
Результат анализа отбора проб, проведенного лабораторией МУП "Петропавловский водоканал", имеющей соответствующую аккредитацию, отражен в протоколе анализа пробы N 31, в соответствии с которым истцом выявлено, что ответчик допустил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
По результатам исследования истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику к оплате счет-фактуру от 31.03.2014 N С0006094 на сумму 18 985 рублей 44 копейки, неоплата которого послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" и регулирует деятельность абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы - допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод). Сам порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод, регламентирован в разделе IV Постановления Правительства РФ N 525.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения сторон по отпуску (подаче) питьевой воды и приему сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 64 Правил N 167 и пункту 111 Правил N 644, абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу отводимых в систему канализации сточных вод.
Согласно пункту 65 Правил N 167 и подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 установлен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Камчатского края от 13.07.2011 N 284-П утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 61 Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.02.2008 N 348 ГУП КК "Петропавловский водоканал" наделено полномочиями по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Из материалов дела следует, что сторонами подписано приложение N 2 к договору, где стороны установили нормативы водоотведения (сброса) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации ВКХ, выпуск "Чавыча". Данные нормативы по качественным показателям согласованы на основании приказа МУП "Петропавловский водоканал" N 119 "А" от 17.03.2008 и постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа N 348 от 19.02.2008.
Факт сброса ответчиком сточных вод с превышением содержания загрязняющих веществ подтверждается представленным истцом актом отбора проб от 26.02.2014 N 31, составленным в присутствии представителя абонента.
По результатам исследования отобранных сторонами проб, выявлено превышение установленных норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по ряду показателей.
Судом установлено, что порядок отбора проб соблюден, акт отбора проб подписан представителями истца и ответчика без каких-либо возражений, иного в материалы дела не представлено. Отбор проб сточных вод абонента произведен из колодца, находящегося в пределах эксплуатационной ответственности ответчика. Присоединения сторонних организаций к канализационным сетям ответчика, из представленных в материалы дела доказательств, не усматривается.
Проверив правильность расчетов платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за первый квартал 2014 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что он является нормативно обоснованным, документально подтвержденным и соответствующим Правилам N 167.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ОАО "Камчатжилстрой" задолженность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации по договору N 186 от 01.01.2003 за спорный период.
Доводы ответчика о наличии критических технических ошибок в представленных истцом доказательствах наличия в отобранных пробах сточных вод превышение установленных ПДК, подлежат отклонению, поскольку перечисленные технические недостатки не ставят под сомнение полученные истцом результаты, и их наличие не влияет на полноту и достоверность выводов лабораторного исследования заключения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.04.2016 по делу N А24-569/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-569/2016
Истец: ГУП Камчатского края "Петропавловский водоканал"
Ответчик: ФГБУ "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2016 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3983/16
28.07.2016 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-569/16
08.06.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3268/16
14.04.2016 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-569/16