г. Москва |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А40-230981/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда В.Р. Валиев (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Г.Коробковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 февраля 2016 года
по делу N А40-230981/15, принятое судьёй Белицкой С.В.
в порядке упрощенного производства
по иску ЗАО "Металлоторг"
к ОАО "РЖД"
о взыскании 196 979 руб.31 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Селиванов А.А. (доверенность от 15.02.2016)
от ответчика: Перекладова Ю.А. (доверенность от 11.09.2015)
УСТАНОВИЛ
ЗАО "Металлоторг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее ответчик) о взыскании 196 979,31 руб. пени за просрочку в доставке груза.
Решением суда от 29 февраля 2016 года, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен в сумме 157 584 руб. в связи с применением судом ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить, уменьшив взыскиваемую сумму до 97 833,15 руб., поскольку вне зависимости от применения судом ст.333 ГК РФ исковые требования не могли быть удовлетворены более, чем на 97 833,15 руб., так как пени в сумме 99 146,16 руб. по железнодорожной накладной ЭЕ063664 (вагон 55692990) заявлены неправомерно.
Истец не согласен с применением ст.333 ГК РФ, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 29 февраля 2016 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в сентябре-октябре 2015 г. ОАО "РЖД" приняты к перевозке вагоны, доставленные на станцию назначения с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, проставленными перевозчиком в прилагаемых к настоящему исковому заявлению копиях железнодорожных транспортных накладных.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с ч.2 ст.784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект Железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке.
Согласно ст.33 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст.792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
Исходя из указанной нормы, перевозчик обязан доставить вагоны в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со ст.793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.400 ГК РФ, ст. 133 УЖТ РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.
Согласно сведений, содержащихся в ж.д. накладных, доставка вагонов на станцию назначения осуществлена с нарушением сроков доставки.
В соответствии с абз. 6 ст. 33 УЖТ РФ за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со ст. 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании ст.ст.97, 33 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом за просрочку доставки груза начислены пени в размере 196 979 руб.31 коп.
Признав расчет истца верным, суд первой инстанции посчитал требования истца обоснованными.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с правовыми нормами пункта 6.3 Правил, срок доставки груза (порожнего вагона) увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением его технического состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам.
По накладной N ЭЕ063664 вагон N 55692990 истцом к взысканию заявлены пени за просрочку доставки вагонов в количестве 6 суток. Согласно дорожной ведомости срок доставки вагона N 55692990 отправления по железнодорожной накладной NЭЕ063664 истекал 24.09.2015 года. Фактический срок прибытия составил 30.09.2015 года. Однако просрочка доставки груза отсутствует по следующим основаниям. Срок доставки вагона увеличен на 7 суток на основании п. 6.3 Правил в связи с исправлением технической неисправности, возникшей в пути следования по независящим от перевозчика причинам - "тонкий гребень" (код неисправности 102). Согласно классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (ЮКА 2005 04) причина возникновения неисправности носит эксплуатационный характер. По данному факту составлены акты общей форму ГУ- 23 N8/3946 от 15.09.2015 г; N 5/13839 от 23.09.15г., уведомление ВУ-23-М N5133 от 15.09.2015 г., справка ИВЦ ЖА от 18.12.2015 года.
При этом эксплуатационная неисправность может возникнуть в любой момент следования вагона, в связи с чем сам факт принятия вагона к перевозке (ст.20 УЖТ РФ) не может подтверждать того обстоятельства, что эксплуатационная неисправность должна быть выявлена ответчиком еще до принятия вагона к перевозке.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с мнением ответчика о том, что задержка вагона произошла по независящим от перевозчика причинам.
С учетом того, что просительная часть апелляционной жалобы о взыскании пени в размере 97 833,15 руб. заявлена без применения ст.333 ГК РФ, отзыв истца о необоснованном применении ст.333 ГК РФ не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются по ст.110 АПК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 1 941,47 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1, 229, п.2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 февраля 2016 года по делу N А40-230981/15 изменить.
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "Металлоторг" 97 833 руб. 15 коп. - пени, 1 941 руб. 47 коп. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230981/2015
Истец: ЗАО "Металлорторг", ЗАО "Металлоторг"
Ответчик: ОАО "РЖД"